Взгляд
17 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 09:09  |  vz.ru
Разделы

Экологический фундаментализм похож на «хождение в народ»

Евгений Фатеев
Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
Все эти оранжевоволосые и жутко продвинутые горожане и горожанки дойдут до жутко благородного и осознанного поедания тараканов, какой-нибудь дурацкой напечатанной и ненастоящей еды – вплоть до экологически ответственных и спасающих дикую природу самоубийств. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Иранские партнеры просят у Москвы помощи в решении их региональных проблем. Готова ли Россия помочь своему номинальному союзнику? Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

На зарубежных рынках россиян никто не ждет

Аркадий Комаров
Аркадий Комаров, предприниматель
Многие российские экспортеры не могут, не знают, не умеют продвигать продукцию. Но гораздо чаще, как показывает мой опыт общения с сотнями компаний-экспортеров, просто не думают об информационной поддержке своего экспорта. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: «Киноэкипаж» вернулся на Землю с МКС

    Главная тема


    Почему перепись в Крыму встревожила Киев

    стратегические исследования


    В Киеве испугались возвращения украинских территорий в Россию

    «так ничего и не поняла»


    Соловьева потрясла «поделка» Собчак после смертельного ДТП

    языковой барьер


    В Узбекистане толпой избили русскоговорящую девушку

    Видео

    золотовалютные резервы


    Россия поразила Запад рекордными накоплениями

    кризис и выводы


    Брюссель отказался признать энергетические ошибки

    урегулирование в Донбассе


    Виктория Нуланд вернула Украину «на крючок»

    массовая амнистия


    Зачем МВД России простило тысячи депортированных мигрантов

    «установления справедливости»


    Как талибы истребляют западные порядки в Афганистане

    холодная война


    Тимур Шерзад: Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

    поддержка экспорта


    Аркадий Комаров: На зарубежных рынках россиян никто не ждет

    номинальный партнер


    Геворг Мирзаян: Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

    на ваш взгляд


    На каком основании надо выдавать российское гражданство иностранцам?

    Михаил Бударагин: О платном образовании

    4 мая 2010, 13:00

    Истерики рвут рубахи по поводу того, что благодаря новому закону о финансировании бюджетных учреждений «школа де станет платной». Во-первых, она давно платная, а во-вторых, не помогает даже это.

    Спор вокруг реформы системы учреждений социальной сферы, запущенной Минфином, в основном ведется вокруг платности (или бесплатности) среднего образования. По ЖЖ гуляют страшные истории о том, что бесплатными в школе останутся несколько предметов, а за остальные учителя будут брать деньги. Источник рассказа – классический пример из серии «одна бабка сказала», ни о каком сокращении предметов речи в законе не идет.

    Теперь если и можно что-то изменить, так это срочно сформулировать ответ на самый простой и самый главный вопрос: каким именно должен быть выпускник школы?

    Это ничуть не мешает мифу о «платном образовании» (а заодно и медицине, конечно) распространяться со скоростью лесного пожара. Бороться с этой легендой не имеет никакого смысла: любые здравые рассуждения Александра Когана будут выглядеть заведомо слабее заявлений Оксаны Дмитриевой о том, что «бабушке придется платить 500 рублей за анализы». Коган апеллирует к разуму, Дмитриева – бьет по эмоциям, и кому какое дело до того, что «приватизации бюджетных учреждений» не будет, когда речь идет о бабушке.

    К слову сказать, миф о «введении платной медицины» никого уже не цепляет. Минимально обеспеченные горожане (те самые, что сейчас постят в ЖЖ ссылки на «список платных школьных предметов») давно уже не пользуются бесплатными медицинскими услугами. Себе дороже. Почти полностью коммерциализировалось, например, лечение зубов: я за последние лет пять не видел ни одного человека, который ходил бы к «бесплатному дантисту». А там, где бесплатная медицина существует, она работает так, чтобы больной сто раз захотел умереть – только бы прекратить это издевательство над природой людской.

    В детской поликлинике города Великий Новгород, чтобы записать ребенка к специалисту (например, ортопеду), нужно прийти в определенный день недели (например, во вторник) в определенное время (например, почему-то, с 17 до 18), отстоять безумную очередь и получить от тетки в окошке бумажку с датой приема. Дата – обязательно на следующей неделе.

    А, предположим, сделать простенький сайт поликлиники, где каждый несчастный родитель мог бы по номеру полиса ребенка зарегистрироваться и записаться на прием – это категорически невозможно. Потому что бесплатно же. В очередь, сукины дети, в очередь.

    Самый важный вопрос реформы: кто же в результате должен выйти из школьных стен? (фото: ИТАР-ТАСС)
    Самый важный вопрос реформы: кто же в результате должен выйти из школьных стен? (фото: ИТАР-ТАСС)

    Удивительно, но к стоматологу я записывался исключительно по телефону, в тот день, когда мне это удобно, и на тот день и то время, когда я могу прийти. Никто мне не тыкал, никто не смотрел на меня из окошка, как на врага. Возможно, в России есть какая-то бесплатная медицина, но ее качество таково, что все уже давно смирились с тем, что легче заплатить. Жить-то охота.

    Никакого бесплатного образования по существу тоже давно уже нет. Вранье о том, что кто-то учится «за так», распространяется, скорее, из какого-то идиотского чувства обиды: вот, мол, все у нас за деньги, так хоть детишки-то пусть бесплатненько.

    Критика новой реформы с позиций «бесплатного образования» лжива просто потому, что подразумевается существование полностью финансируемой государством средней школы, от которой государство теперь решило отказаться. Такой школы нет в природе. Родители платят не только за учебники, охрану, ремонт, дополнительные занятия, школьную форму (там, где она есть), но и – косвенно – вообще за физическое поддержание школы хоть в каком-то приличном виде.

    Реформа – пусть и довольно криво – пытается бороться не только с вопиющей неэффективностью школ (среднее образование, во-первых, просто устарело, во-вторых, бесполезно для поступления в вуз и, наконец, в-третьих, зачастую просто вредит ученикам – трудно как-то смириться с тем, что в прекрасном городе Шелехове старшеклассники избивали престарелую учительницу физкультуры – это ж нужно подростков довести до такого скотского состояния), но и с повальным враньем о «бесплатности». Разумеется, когда коллективному «нашему человеку» говорят: «Да ты, брат, и так платишь, причем, очевидно, за какую-то фигню», он обижается. Но строить критику реформы на обиде – так дело не выгорит.

    Главная слабость преобразований, которую не видят сторонники «бесплатности», состоит вовсе не в том, что «школа станет за деньги», а в том, что отныне тем же школам придется «предоставлять услуги», суть которых никто внятно сформулировать не в состоянии.

    Потому что никто так и не объяснил, а кто же должен выйти из школьных стен? Будущий продавец мобильных телефонов, инноватор, существо с массой комплексов и психозов, бессмысленный мажор, рабочий буровой станции, солдат, респектабельный буржуа, алкоголик, специалист «во всем понемногу» или человек с золотыми руками? Кто-то должен выйти. Для того чтобы это произошло, раньше просто платили какие-то деньги, теперь будут давать какие-то «госзаказы».

    И все останется, как раньше, просто деньги, которые давались втемную, теперь будут проходить через бухгалтерию, и Алексею Леонидовичу Кудрину, любящему порядок, будет счастье.

    Стоило ли только ради этого затевать реформу – большой вопрос, но задавать его нужно было, конечно, раньше. Теперь если и можно что-то изменить, так это срочно сформулировать ответ на самый простой и самый главный вопрос: каким именно должен быть выпускник школы?

    Разумеется, ни учителя, ни Минобр, ни страждущие бесплатного образования сделать это не в состоянии.

    И если раньше у нас была условно бесплатная бессмысленная школа, то теперь ей на смену идет платная бессмысленная школа, главным недостатком которой широкая общественность видит «платность», а не отсутствие смысла.

    Ну, хоть врать о бесплатности перестанем – и то радость, конечно.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •