Взгляд
26 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 15:58  |  vz.ru
Разделы

Россия может натаскать каштанов из огня чужих сражений

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Мы снова на границе, на разделе больших цивилизаций. Схватка неизбежна. И, учитывая нашу физическую мощь и тощий кошелек, наша задача выстоять в этой битве гигантов и быть достаточно прагматичными и дальновидными, чтобы не оказаться в этой битве разменной монетой. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Стоит ожидать новых громких «отравлений» оппозиционеров

Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
Все будут при деле: «отравленные» – лечиться за счет спонсоров, оппозиция – громко протестовать и требовать отвезти Путина в Гаагу, западные политики – вводить новые санкции против России, лохи – донатить. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

«Опрос Зеленского» может выйти Донбассу боком

Сергей Миркин, журналист, Донецк
Пропагандисты Зеленского утверждают: когда на подконтрольных Киеву территориях Донбасса будет создана СЭЗ, там наступит хорошая жизнь, и жители ЛДНР сами захотят вернуться на Украину. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Пражская полиция жестко разогнала «антикарантинные протесты»

Вечером 18 октября в Праге прошла масштабная акция протеста футбольных и хоккейных болельщиков против введенного на фоне пандемии правительством Чехии запрета на спортивные мероприятия. Полиция применила водометы и слезоточивый газ. Часть протестующих была задержана
Подробности...

«Союз МС-17» установил рекорд скорости полета к МКС

«Союз МС-17» с тремя членами экипажа впервые долетел до МКС по двухвитковой схеме, установив рекорд скорости полета к станции – 3 часа 7 минут. На борту находились российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, а также американка Кэтлин Рубинс
Подробности...

Создан прототип сверхзвукового пассажирского лайнера будущего

Обнародован еще один проект сверхзвукового пассажирского лайнера
Подробности...
11:19

Библиотеки открылись в Липецке по нацпроекту

Две модельные библиотеки – имени летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и российского ученого и путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского – открываются в Липецке по национальному проекту «Культура», на их создание было направлено более 10 млн рублей, сообщила директор Центральной библиотечной системы Липецка Виктория Якимович.
Подробности...
17:41

В Самаре открылась выставка молодых художников «Изображая слово»

В Самарской областной универсальной научной библиотеке открылась выставка молодых художников «Изображая слово».
Подробности...
17:23

В Омской области открыли «дом культуры на колесах»

В Омской области продолжается реализация национального проекта «Культура». В рамках основных мероприятий направления «Культурная среда» в Нововаршавский район поступил многофункциональный передвижной культурный центр.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Названо опасное последствие заболевания детьми COVID-19

    Главная тема


    Зеленский потерпел сильнейшее политическое поражение

    итоги выборов


    Шарий: Радикалов на Украине мало, но они вонючие

    ближний восток


    Сатановский оценил ухудшение отношений между ОАЭ и Турцией

    реальные правила игры


    Эксперт оценил призыв Берлина перезагрузить отношения США и ФРГ

    Видео

    оперативная обстановка


    Коронавирус воюет в Карабахе на стороне Азербайджана

    ставка центробанка


    Небывало дешевым российским кредитам грозит подорожание

    «мягкая сила»


    У «Большой Украины» есть немалые препятствия

    проект «Триморье»


    Россия получила поддержку от неожиданной страны ЕС

    Убийство в Париже


    Игорь Мальцев: Французские теракты ведут к топ-блогерам из параллельных соцсетей

    военные объекты Киева


    Глеб Простаков: Зеленский приглашает украинцев к войне с Россией

    закрепиться в Закавказье


    Вадим Трухачёв: Евросоюз ведет вокруг Карабаха свою игру

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Как изменились ваши отношения в семье за время самоизоляции и удаленки?

    Сергей Кудрявцев: Упрощенные вещи

    19 июня 2007, 10:33

    Так получилось, что я оказался даже в более выигрышном положении, нежели члены жюри фестиваля «Кинотавр». Я смотрел в кинотеатре фильмы «Простые вещи» и «Груз-200» вместе с обычными зрителями как бы на сдвоенном сеансе.

    И, несмотря на то что первая самостоятельная работа Попогребского (ранее он сделал «Коктебель» с Борисом Хлебниковым) звезд с неба не хватает, разница между ней и одиннадцатой по счету картиной Балабанова – как между небом и землей.

    Дело даже не в разительном отличии тематики и не в пресловутом противостоянии «светлухи» и «чернухи», хотя яростные сторонники «Груза-200» пытались и «Простым вещам» приписать мрачноватый мотив насчет эвтаназии, фактически возникающий лишь на обочине сюжета.

    Честно говоря, и слухи о неописуемой шоковой патологии ленты Алексея Балабанова оказались явно преувеличенными, поскольку в ней вообще трудно что-либо воспринять как мало-мальски воздействующее. И прежде всего – из-за абсолютной неестественности, надуманности, плакатности происходящего.

    Искусственная, сочиненная, ложная реальность изо всех сил выдается за подлинную, настоящую, единственно верную

    Может, и не стоило бы сравнивать психологически точный в деталях, на удивление убедительный по нюансированной игре актеров (особо хотелось бы выделить Леонида Броневого, который является словно камертоном для всего повествования) фильм Алексея Попогребского и намеренно искусственный, пусть и неудачно – если не сказать беспомощно – выполненный, оказавшийся по своей сути агитационным опусом «Груз-200».

    Это уже и не кино, а непонятно что, пустое место, ноль. «Груз 0». Однако развернувшиеся по поводу обеих картин подчас ожесточенные баталии в СМИ (но надо признать, что наиболее агрессивно насаждают свое мнение поклонники Балабанова) свидетельствуют, что эти произведения не являются лишь частными случаями.

    А вольно или невольно выражают некие общие тенденции в современном российском кинематографе, который уже близко подошел к последнему пределу. Дальше – уже начинается область неискусства, профанации художественной реальности, бесстыдной идеологической манипуляции: «за» или «против».

    И в этом, как ни странно, обнаруживается поразительная перекличка с методами и формами пропагандистского искусства тоталитарных режимов ХХ века – будь то советский или нацистский.

    Когда смотришь «Груз-200», трудно отделаться от ощущения дежавю – что это, например, «Клятва» или «Суд чести», только навыворот. Персонажи, больше напоминающие оборотней, проповедуя с горящими глазами или гневно клеймя с экрана, проделали еще одну оборотническую трансформацию – и теперь служат якобы благородной и возвышенной цели автора по дискредитации без того уже прогнившего, превратившегося в труп коммунистического строя.

    Но анекдотическая ненатуральность как в сюжете, так и в приметах времени, чрезвычайная упрощенность и именно плакатность режиссерского мышления, невероятно фальшивая игра актеров – все это сводит на нет предпринятые усилия по вбиванию осинового кола в окрашенную красным цветом страну под названием СССР.

    Кадр из фильма «Груз 200»
    Кадр из фильма «Груз-200»
    Без смеха, явно не предусмотренного создателями «Груза-200» (а это как раз бы не помешало – но у Алексея Балабанова всегда было напряженно с чувством юмора), нельзя воспринимать недоделанный «идеологический трэш».

    Вместо откровенного стеба или же более тонкого и изощренного издевательства над советским прошлым (тут больше сгодились бы серебряные пули, чтобы расправиться с неистребимым «призраком коммунизма») – жалкая кинолистовка, сварганенная кое-как, на скорую руку.

    Однако антикоммунистическая идеология вообще застит глаза тем, кто восхищается этим фильмом. И они готовы объявить «Груз-200» единоличным борцом со всем отечественным и мировым «гламуром».

    Более того – новым прорывом в искусстве, что пока что не понятно всем узкомыслящим и зашоренным, но со временем его ожидает широкое и восторженное признание. На самом же деле, Балабанов практически переступает ту грань, которую ныне немодный Николай Чернышевский определял как «эстетическое отношение искусства к действительности».

    Искусственная, сочиненная, ложная реальность изо всех сил выдается за подлинную, настоящую, единственно верную. И если в Голливуде преуспели в создании компьютерной виртуальной действительности, то российские кинематографисты, будучи истинными наследниками и непосредственными выходцами из антиискусства социалистического реализма, сейчас пытаются сотворить некое подобие «виртуального соцреализма».

    Главной его особенностью, роднящей с прежним «правильным способом художественного постижения реальности», оказывается типизация всего сущего.

    Мы видим на экране не характеры, а обобщенные типы, упрощенные схемы, хоть и в человеческом обличье, пребывающие во вроде бы частной ситуации, которой специально приданы черты типических обстоятельств.

    Так называемая «картина мира» действительно является назывной: как ее автор сам именует, таковой ее и следует воспринимать. Причем никакой иной (не заданной) интерпретации событий не может быть в принципе, потому что не может быть никогда. Но эта клонированная структура моментально разваливается, стоит лишь отклониться в сторону от насаждаемого образа мыслей.

    Что, кстати, можно показать на примере другой ленты, параллельно произведенной той же компанией СТВ во главе с продюсером Сергеем Сельяновым.

    Речь идет о дебюте «Кремень» Алексея Мизгирева (что-то все режиссеры стали у нас Алексеями!), заслужившего от своего вгиковского учителя Вадима Абдрашитова, председателя жюри на фестивале «Кинотавр», сразу две премии (а три приза и диплом достались вышеупомянутым «Простым вещам»).

    Кадр из фильма «Кремень»
    Кадр из фильма «Кремень»
    Кое-кто из критиков назвал «Кремень» нынешним «Братом-3», а точнее – «Антибратом». Другие же справедливо сопоставили с абдрашитовской картиной двадцатилетней давности – «Плюмбум, или Опасная игра», снятой по прозорливому сценарию Александра Миндадзе. Поскольку именно теперь настало «время плюмбумов», а не только «бумеров», в том числе – и в искусстве.

    История про то, как молодой парень-дембель отправляется в Москву, где становится, хоть и не сразу, «крутым ментом», который будет заставлять всех, кто попадется под руку, играть в садомазохистскую игру под названием «помогай тебя простить», рассказана тоже упрощенно и схематично, порой даже жестче и кровавее, чем «Груз-200».

    Но начинающий сценарист и режиссер, также прибегнув к помощи новодрамовца Юрия Клавдиева, еще пытается остаться в рамках былых парадигм и критериев, ищет по традиции «хорошее в злом человеке» и стремится показать, как зло проникает внутрь того, кто преисполнен благих намерений, которыми, разумеется, вымощена дорога в ад.

    Однако трактовка этого ада, коим является, конечно же, сегодняшняя Москва, поразительно схожа с топорным и кондовым представлением «советских ужасов» образца 1984 года в произведении старшего коллеги.

    Оба поступают как «творцы-плюмбумы», для кого подгонка действительности под свою облюбованную догму-болванку и усиленное навязывание всем остальным (а многие критики с удовольствием подключаются к этому своеобразному «изнасилованию публики») становится главной целью.

    А кто не с нами – тот против нас.
    И если враг не сдается, то его уничтожают.
    Знакомо, проходили!


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •