Россия сбивает дроны и ракеты врага с помощью ПВО. Но где те войска, которые собьют на подлете популистские заявления оппонентов? Выявлять каналы коммуникации, которыми пользуется враг, чтобы добраться до различных слоев общества, нужно постоянно.
9 комментариевВиталий Иванов: Отвыбирались
Выборы, о которых столько говорилось в последнее время, прошли, Мосгордума избрана. Два новых депутата Госдумы тоже. Увы, до сих пор находятся те, кто утверждает, что это были праймериз перед выборами в Госдуму 2007 года.
Надоело, честное слово, объяснять, что праймериз не могут проводиться за два года и что результаты в Москве никогда не бились с общероссийскими. Ну да ладно. В целом кампания получилась показательная. Есть о чем поговорить.
Вначале нужно высказаться о «Родине». Я был одним из немногих публицистов, открыто призывавших снять эту партию с выборов, и поэтому не могу не радоваться тому, что соответствующее решение было принято. Еще раз: надо было ее снять, и прекрасно, что сняли.
«Родина» опасна не столько тем, что подняла и поставила первым пунктом своей повестки тему национализма, для приличия обернутую в «борьбу с нелегальной миграцией». И не тем, что попыталась эту тему монополизировать. Рогозин, начиная с января, взялся играться с «революционной» риторикой – дескать, власть прогнила и не выдержит хорошего удара с ноги. А вот это уже не шутки.
Главные победители, конечно, коммунисты. В 2003 году, напомню, они собрали 7,7%. А сейчас – все 16,7%
Еще весной в политические и экспертные круги была вброшена тема возможного союза Рогозина с «революционно» настроенными либералами, в первую очередь из юкосовской клиентелы. Вполне открыто этот проект был презентован в статье «Левый поворот», подписанной Ходорковским. Однако объективным условием такого союза выступает некоторое «обобщечеловечивание» рогозинской партии, ее смещение в сторону социал-демократии. Но на это «Родина» пойти не может, поскольку велик риск потерять часть ядерного электората – тех, кого принято называть «красно-коричневыми», - без гарантий привлечения новых избирателей из числа левых либералов и т. д. К тому же Рогозин весь этот год пытался усидеть на двух стульях. С одной стороны, как сказано, он заделался крутым «революционером», даже пообещал «убить дракона». А с другой – продолжал бегать в Кремль, рассчитывая на то, что теперь стал стоить дороже. Постоянно ходили слухи о том, что Рогозин проводит переговоры с представителями Ходорковского, Невзлина и Березовского. Но уже не слух, а факт то, что изначально на московских выборах «Родина» выступала в своем роде кремлевским агентом, главной задачей которого было сделать так, чтобы Тверской, 13, жизнь малиной не казалась.
Так что идти на открытое сотрудничество с либералами против власти Рогозин не мог не только по объективным, но и по сугубо конъюнктурным соображениям. А тут еще органичная «Родине» тема национализма, как ясно доказывали политконсультанты и социологи, оказалась весьма электоральна. Какая там еще «социал-демократия»? Очистим Москву от мусора!
Кремль в принципе как минимум не возражал против прохождения «Родиной» 10-процентного барьера или занятия ею второго места без прохождения барьера (в этом случае партии по закону тоже полагаются мандаты). А вот уже результат в 12 и больше процентов объективно никому был не нужен. Между тем на фоне ноябрьских событий во Франции и вовремя не переформатированной публичной дискуссии о миграции и национализме, в которой «Родина» оказалась едва ли не основным участником, такой итог стал более чем вероятным. Политическая капитализация «Родины» могла бы вырасти вместе с ее востребованностью со стороны бизнес-эмиграции и, может быть, даже отдельных зарубежных структур (не слишком идеологически зацикленных на «демократии» и «борьбе с фашизмом»). В конце концов, хоть Рогозин и не послушался, вместо «социал-демократии» выбрал «фашизм», но зато у него шансы есть, в отличие от всех касьяновых-рыжковых-каспаровых. Таким образом победа «Родины» в Москве (а второе место с результатом более 12% – это победа для нее, даже с учетом того, что в 2003 году «Родина», тогда еще блок, собрала 15,3%) укрепила бы желание известных персонажей попробовать устроить «Майдан» в 2007 году. А учитывая, что его лозунги в такой ситуации непременно оказались бы преимущественно красно-коричневыми, то реально накликать и Киев, и Бишкек, и Париж в одном флаконе.
Разумеется, снятие «Родины» с московских выборов не означает, что теперь можно успокоиться |
Разумеется, снятие «Родины» с московских выборов не означает, что теперь можно успокоиться. «Революционеры» не успокоятся и не прекратят. Но лучше и безопаснее, когда Рогозин вопит про украденную победу (притом что в штабе «Родины», как ни странно, в нее верили отнюдь не все), про то, что партия отомстит за обиду и месть будет страшна. Чем когда он, распушив хвост, посылая Кремль, хвастал бы, что опять «всех сделал», что уж если Москву «поднял», то и всю Россию «поднимет» запросто. Победа и рассказы о несбывшемся – это вещи разные.
Известно, что «Родину» снимали москвичи. Можно обсуждать, давал ли Лужков лично нужное указание или его люди проявили инициативу, но что это принципиально меняет? Кремль изначально был против – и это тоже известно. Почему же тогда Верховный суд подтвердил позицию Мосгорсуда? Одни склонны считать, что в администрации президента одумались, оценили возможные последствия и предпочли не усложнять. Другие уверены, что кремляне, может быть, и рады были бы помочь Рогозину, но уж слишком тот заигрался с «фашизмом», и раз москвичи его погнали, то вступиться – означало по факту поддержать «фашистов». Опять-таки – не так уж важно, чего именно испугались, важно, что приняли правильное решение.
Теперь собственно о результатах выборов. После снятия «Родины» результаты и не могли быть другими. От этого же непосредственно выигрывали все, кроме «Единой России».
Она собрала 47,2% по общегородскому округу и взяла все одномандатные округа. Все совершенно закономерно, иного никто не ожидал. Партия власти была обязана не просто победить, а существенно превзойти собственный результат 2003 года – 34,4%. И она его превзошла аж на 12,8%. Конечно, федеральная и московская политическая машина поработали на славу, но списывать этот действительно крупный успех на один лишь административный ресурс, по-моему, неправильно. Ясно, что много голосов принесло включение в список популярного Лужкова. К тому же очевидно, что число сознательных лоялистов в последнее время увеличилось, и, ставя крестик в бюллетене за «Единую Россию», они на самом деле голосовали не за эту партию, не за Платонова с Метельским и даже не за Лужкова, а за стабильность.
Однако главные победители, конечно, коммунисты. В 2003 году, напомню, они собрали 7,7%. А сейчас – все 16,7%. Много. К тому же прежде коммунисты никогда в Мосгордуму не попадали. Впрочем, это довольно специфическая победа. Безусловно, за эти два года КПРФ поднарастила собственный электорат. Но ни в коем случае не на 9% (тем более в Москве!), что бы сейчас Зюганов и Мельников не рассказывали. Очевидно, что 5-6% голосов, отданных за КПРФ, – это голоса «Родины». Хотя и без них коммунисты попали бы в столичный парламент, заняв третье место после «Единой России» и «Родины». Можно порассуждать о некоем условном расчете, ведь в 2003 году Кремль создал родинцев в первую очередь для борьбы с КПРФ, и они действительно оттянули у коммунистов часть голосов. Вторая важная составляющая коммунистической победы – «неприкасаемость». Коммунистов никто не трогал в ходе кампании. Ни кремляне, ни москвичи. Вспомним для сравнения тот же 2003 год, когда из компартии сделали грушу для агитпропа. Сама КПРФ до поры вела себя тише воды ниже травы и лишь немного активизировалась в последние дни перед голосованием. Выжидала… И дождалась.
Можно обсуждать, давал ли Лужков лично нужное указание или его люди проявили инициативу, но что это принципиально меняет? |
Красные вожди, разумеется, очень довольны. Им теперь на полгода темы для PR хватит. Это, как говорится, на здоровье. Главное, что сейчас к ним побегут те, кто в иной ситуации бросился бы к Рогозину. И тут два соображения. Первое: КПРФ ни при каких условиях не станет «революционной» силой. Да, на последнем партийном съезде «красный Гена» наговорил такого, что его можно заподозрить в желании перекраситься в оранжевого. Но это всего лишь оферта. Второе: в компартии помнят 2003 год, хотели бы за него сквитаться, но куда больше они обрадуются гарантии того, что тот ужас более не повторится. Они ж ведь как раз тогда взяли деньги у юкосовцев… И теперь в объятия «революционных» экс-олигархов коммунистов может толкнуть только однозначно враждебная позиция Кремля. Но если же тот предложит достойные условия, то Геннадий Андреевич с удовольствием вновь сыграет в «оппозицию его величества», будет анафематствовать оранжевых и выпустит в гудок немало «революционного» пара.
КПРФ – наше историческое достояние. Не надо ее обижать.
«Объединенные демократы» с огромным трудом переползли барьер. Получилось это опять-таки только благодаря снятию «Родины» (им досталось от нее, думаю, 1-2%) и доброте Лужкова, который в отличие от Кремля их не «мочил». И также на самом деле благодаря Кремлю, который вначале своей активностью способствовал консолидации остатков либерального электората, а затем просто не стал добивать «Яблочный СПС». Одни комментаторы сейчас говорят, что демократов в Мосгордуму «пропустили», другие вообще утверждают, что им помогали попасть, «натягивали голоса». Пусть это неправда, но такие слухи сами по себе показательны.
Сами СПС и «Яблоко» во время кампании сделали все, чтобы провалиться. Они постоянно грызлись между собой, причем часто публично. Яблочники братались с нацболами, правые в это же время выгоняли из партии одного из идеологов объединения как раз, в том числе, за пропаганду сотрудничества с НБП. Но особенно порадовал Анатолий Борисович (напомню, он был против объединения), святая простота, который за несколько дней до выборов пообещал зимой что-нибудь в Москве обесточить, не разбирая, платит потребитель или нет.
Явлинский, который, похоже, подмял под себя Белых, вновь начнет раскручивать себя как самого авторитетного лидера демократов и главного объединителя |
Как известно, формировать объединенный список на базе «Яблока» решили потому, что в 2003 году эта партия взяла в Москве 10,2%, в то время как СПС только 7,9%. Результат этой кампании – 11% – ненамного превышает тогдашний результат отдельно взятого «Яблока». Даже с учетом озвучиваемых самими демократами данных про якобы набранные ими 14% получается, что их электоральная база за эти два года съежилась. Даже в Москве. Выводы очевидны.
Лужковская логика в общих чертах понятна. С московскими яблочниками и правыми мэрия давно сработалась, их проходные кандидаты Новицкий с Бунимовичем – давние клиенты Тверской, 13. К тому же Лужков не мог не оценить того, что демократы постоянно обвиняли в авторитаризме Путина и при этом старались ни словом не обидеть лучшего мэра всех времен и народов, который Москву выстроил еще в те времена, когда Владимир Владимирович трудился в Питере. А кремляне после истории с «Родиной» просто, думаю, махнули на них рукой. Или все же рассчитали, что лучше бросить им кость, вреда не будет точно, да и польза весьма возможна.
Ведь что сейчас будет происходить в либеральном стане? Явлинский, который, похоже, подмял под себя Белых, вновь начнет раскручивать себя как самого авторитетного лидера демократов и главного объединителя. При этом будут активно использоваться поствыборные PR-мероприятия, в том числе уже заявленные суды по поводу «украденных» голосов. Против этого начнут вовсю бороться сразу три группы. Во-первых, лоялисты из СПС во главе с Чубайсом и Гозманом, совершенно не желающие признавать претензии презираемого ими «Гриши» (они явно в ближайшее время проведут с Белых серию воспитательных мероприятий). Во-вторых, невзлинская тусовка, в первую очередь Литвинович с Каспаровым, которым «Яблоко» и СПС сильно мешают. Ведь ни Явлинский, ни Чубайс не собираются делать «революцию», а «поляну» занимают. В-третьих, экс-премьер, а ныне консалтер и начинающий политик Михаил Михайлович Касьянов. Он наконец приобрел некогда подзамороженную Демократическую партию России (ДПР). И собрался сделать из нее свою объединительную площадку для демократов. 17 декабря у ДПР съезд. Хакамада и Стариков, как рассказывают, уже подписаны на участие в проекте. Касьянову не нужен Явлинский, потому что Явлинскому не нужен Касьянов. И с невзлинцами они оба обязательно сцепятся.
Остается вопрос: а участвовал бы во всех этих разборках Явлинский, когда бы «Яблоко» вовсе провалилось? А даже если бы и участвовал, то разве слушал бы его кто, кроме Митрохина с Иваненко? Скорее всего он бы просто «ушел в закат», предоставив невзлинцам и Касьянову резвиться в свое удовольствие с радикализировавшимися демократами.
Касьянову не нужен Явлинский, потому что Явлинскому не нужен Касьянов. И с невзлинцами они оба обязательно сцепятся |
И это все не говоря уже о том, что Явлинский вполне сгодится Кремлю на роль «демократического кандидата» в 2008. «Ну и что, что он зомби?» – так когда-то пели «Запрещенные барабанщики». Зомби тоже могут баллотироваться в президенты.
Что касается довыборов в Госдуму по Преображенскому и Университетскому округам, то их результаты также были предсказуемы. Хотел бы я посмотреть на тех, кто сомневался в победах Шаврина, а тем более Говорухина. Продвигавшие Квачкова и Шендеровича были заинтересованы во вторых местах, причем с небольшими отрывами. В первом случае это вполне себе удалось, а во втором - нет (у Шаврина 36,2%, а у Квачкова 28,9%, соответственно у Говорухина 38%, а у Шендеровича 15,9%). Однако если учесть, что по Шендеровичу били пусть не из всех, но из многих стволов, а по Квачкову вообще крайне мало работали, то такой итог тоже неудивителен. Хотя, по-моему, чубайсоборец из ГРУ был априори куда более электорален, нежели злобный демшизоидный шут. И несмотря на это, на поддержку Квачкова были выделены несопоставимо меньше ресурсы, чем на Шендеровича, власти следовало больше заниматься полковником. Впрочем, рассказывают, что в кампанию Квачкова вложилась его несостоявшаяся жертва. Если это правда, то тогда все становится на свои места.
По Шендеровичу хотелось вот еще что сказать. Либеральному электорату в Университетском округе поначалу пообещали Ходорковского. Wow! Даром что он стал проповедником «левых поворотов» и согласился, чтобы его выдвигали Лимонов и Проханов. Но Ходору вынесли приговор, он утратил пассивное избирательное право и ушел топтать зону. Немедленно пошли всякие слухи о Касьянове и Каспарове. Причем, учитывая, что округ в наглую застолбили невзлинцы, последний был значительно более вероятен в качестве «единого демократического кандидата». Экс-чемпион мира по шахматам и кандидат в отечественные Бобби Фишеры, конечно, не равная замена экс-олигарху и кандидату в Манделы, но все же… Однако шахматисту не стали портить биографию. Пришлось выдвигать Шендеровича. Мне представляется, что многие либералы из Университетского округа должны были обидеться. Такая замена похожа на приглашение девушки поужинать в «Пушкин», обернувшееся трапезой в «Макдоналдсе». Типа Шендерович тоже против Путина. И патентованный либерал. Ну-ну, «Макдоналдс» тоже недалеко от «Пушкина», и при этом в нем дешевле…
Кто победил? Победил Кремль, который триумфально провел «Единую Россию», а также вне зависимости от отношения тех или иных его функционеров к «Родине» в конечном счете принял по ней верное решение. Пусть даже последнее было победой над собой. Победил Лужков, получивший работоспособную (по московским меркам) и лояльную Думу. Победили единороссы, оправдавшие надежды и вложения Кремля и Лужкова. Победили коммунисты, за здорово живешь повысившие свою политическую капитализацию.
Кто проиграл? Проиграла «Родина» и лично Рогозин. Все его угрозы оказались блефом, который запомнят и его инвесторы, и избиратели. На ближайшее время ему бы лучше заткнуться и не смешить людей декларациями про «настоящую оппозицию». Проиграли «Яблоко» и СПС, собравшие чуть больше, чем одно «Яблоко» в 2003 году. Проиграла «партия революции», в частности Невзлин с Ходорковским, их PR-обслуга и «революционные» крылья тех же «Родины», «Яблока» и СПС. Ни один их проект по-настоящему не выстрелил. С чем их и поздравляю.