Взгляд
27 января, четверг  |  Последнее обновление — 21:03  |  vz.ru
Разделы

Россия стала объектом международного газлайтинга

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Разговор о смерти дипломатии, к сожалению, приобретает практический смысл. Уж если британцы свой легендарный Форин Офис используют как сливной бачок, то что же делать другим странам? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Школьные уроки истории хотят деевропеизировать

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
Какой в этом прок, если школьники не будут знать, как образовалось национальное русское государство или какие реформы проводили Петр I и Александр II. Не кажется ли авторам новой концепции, что русская история несколько важнее истории стран Азии и Африки? Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

«Омикрон» – это детская версия ковида

Алексей Федоров
Алексей Федоров, кардиохирург
Деликатный вопрос детской вакцинации: стал бы я теперь вакцинировать детей от ковида? Посмотрев, как болел сын – скорее, нет. Посмотрев, как болела дочь – скорее, да. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Аэромобиль AirCar получил разрешение на полеты в Евросоюзе

Словацкая компания Klein Vision завершила сертификацию в ЕС летной годности своего первого аэромобиля AirCar и может приступать к массовому производству новинки. Особенностью автомобиля являются складывающиеся крылья, которые позволяют ему передвигаться не только по дорогам, но и по воздуху
Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В перестрелке на границе пострадали четверо киргизских военных

    Главная тема


    Россию просят спасти еще одну страну в Африке

    штаммы COVID-19


    В центре Гамалеи предупредили о новых мутациях вируса после «омикрона»

    пособник нацистов


    Верка Сердючка спела песню про Бандеру на передаче для российского канала

    телевизионное шоу


    Подопечную Пелагеи на детском «Голосе» заподозрили в лжеминировании вуза

    Видео

    бродячие животные


    «Собачий холод». Откуда пошла эпидемия нападений собак

    война на украине


    Военную помощь Донбассу сдерживает «Минск»

    замена российского газа


    Действия США в Европе провоцируют жесточайший энергетический кризис

    Спутниковые снимки


    Как западная разведка врет руководству США о «российском вторжении»

    «Украине нет места в НАТО»


    Определен главный русофил среди президентов Евросоюза

    массовое отключение


    Владимир Прохватилов: От блэкаутов Центральную Азию может спасти только Россия

    Онлайн-челлендж


    Александр Малькевич: Ради хайпа и лайка толкают на смерть

    решительное отступление


    Тимофей Бордачёв: США устроили панику накануне отступления в Европе

    на ваш взгляд


    Планируете ли вы привить своих детей вакциной «Спутник М» для подростков в возрасте от 12 до 17 лет?

    Андрей Ковалев: Недовольство возрождается

    23 декабря 2005, 20:39

    На выставку «Russia-2» в Нью-Йорке я не попал. Но считаю своим долгом сообщить свои соображения. Примерно в том же духе, как в советские времена от имени совграждан сообщали: «Я Солженицына не читал, но должен сказать!»

    Правда, я тоже Солжа давно не читывал. А вот «Россию-2» видел. Более того, я даже высказался по поводу этого нашумевшего проекта, который Марат Гельман делал прошлой зимой, во время Московской Биеннале. И даже имел по таковому поводу небольшой конфликт лично-профессионального свойства с Маратом Александровичем.

    И сейчас я, собственно, могу повторить, что весьма высоко ценю таланты Гельмана как галерейщика и куратора. Экспозиция получилась очень неплохая и представительная. Но совершенно не верю политтехнологу Гельману, который из вполне обычной выставки пытался сделать политический проект, представив дело таким образом, что художественная элита удалилась под предводительством М. А. под сень струй, подальше от вертикали власти, в новый Эдем, «Россию-2».

    Мне показалось, что такой групповой эскапизм из реального социального пространства был во многом обусловлен депрессией куратора по поводу будущего трудоустройства политтехнологов. У меня же депрессия возникла по поводу того, что художники наши вовсе не готовы в этом пространстве работать.

    Я совершенно не верю политтехнологу Гельману, который из вполне обычной выставки пытался сделать политический проект

    Но особенный дискомфорт я ощутил от некоего дежавю, когда прочел многочисленные отклики западной прессы. Там повсеместно противопоставлялась «официальная» часть Биеннале, на которой на критику Путина и церкви было наложено табу, и «Россия-2», где таковая, как говорят, наличествовала. И таким образом было открыто новое оппозиционное искусство. Статья в Financial Times так и называлась – «Возрождение недовольства».

    Как прирожденный анархист и нестойкий атеист полагаю, что такого рода «критика» только идет на пользу и церкви, и государству. Тем более что оскорбились на этот раз не представители реальной силы, как то было в случае с выставкой «Осторожно, религия!», а персонажи совсем уж убогие, из Московского союза художников.

    Я лично думаю, что сноба Гора Чохала следовало бы заковать в вериги да отправить на Соловки – изживать присущую ему ересь в духе Григория Паламы. Но такого рода прожекты, честно говоря, не по моей части. Меня же больше всего удручила ситуация, когда художникам навязывается функция оппозиционности. Что сразу же напомнило славные времена холодной войны, в духе которой были выдержаны и пламенные сочинения возмущенных трудящихся кисти и резца («Я выставки не видел, но …»), и яркие тексты западных журналистов.

    Времена Cold War были веселые, однако вся беда нашей культуры в том, что художники, использованные в качестве пассивных фигурантов той далекой войны, оказались в искусственно созданном гетто. И по сей день практически исключены, за малыми вкраплениями, из мировой художественной политики.

    Вот и сейчас мои попытки обнаружить какие-то отклики манхэттенских аборигенов на выставку «Россия-2» не увенчались успехом. В наличии имеется только превью в New York Times, где опять-таки обсуждался только лозунг выставки – «Плохие новости из России». Повторяю, в культурной столице Соединенных Штатов не был давно, но меня очень сильно интересуют не сколько само показанное там искусство, сколько изменяющийся контекст.

    Впрочем, готов представить себе, что такое небрежение со стороны прессы вызвано тем, что «Россия-2» хотя и входит в официальную программу официального суперпроекта «Россия!» в Гуггенхайме, но открылась существенно позже.

    Эмилия и Илья Кабаковы с арт-дуэтом «Синие носы»
    Эмилия и Илья Кабаковы с арт-дуэтом «Синие носы»

    Все просто: о восклицательной «России» все отписались, медийный лимит на «русские события» исчерпан и на оппозиционную «Россию-2» ни места, ни времени не осталось. Однако возникает неприятное подозрение: дело не только в этом. Профессиональная среда не прочитала в этой – очень неплохой – выставке никакого объявленного политического посыла. Эти простодушные люди полагают, что политическое искусство – нечто иное, чем критика власти, даже если это антинародный режим Путина.

    Я ведь тоже по своей глубокой наивности полагаю, что всякое искусство, не только политическое, есть критика языков тоталитарного общества. А концентрация внимания на одном из диалектов неизбежно приводит к самоизоляции. Как то, увы, и случилось с древнесоветским андерграундом. Готов признать, что такая узкая специализация и была неизбежна в период противостояния двух систем, то есть Госдепа и ЦК КПСС.

    Но теперь настали гораздо более тяжелые времена, мир подло унифицировался, за Железным Занавесом не спрячешься.

    Это самая плохая новость из России. И здесь опять придется вспомнить про группу «Синие носы». Конечно, они самые последние трикстеры, создающие до крайности негативное представление о нашей стране.

    Но эти два чудака, сросшиеся с образами пьяноватеньких мужичков, на мой взгляд, едва ли не единственные, кто и занят реальной критикой языков транснациональной коммуникации. С каким-то немыслимым упорством они материализуют самые плоские и дурацкие штампы относительно России и русских. Носители таких штампов (не только западные люди, но и наши) попадают в ловушку, грамматика и синтаксис разрушаются. Что и создает перспективы реальной коммуникации и критики общественных устоев. Следует экспортировать не нонконформизм, а революцию!


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •