Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияСимонов: Россияне отмечают усилия власти по борьбе с коррупцией
Показательно, что граждане считают коррупцию непосредственно в месте своего проживания, ниже, чем по стране в целом, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог Константин Симонов, комментируя результаты соцопроса ВЦИОМ.
Определенные результаты работы властей в борьбе с коррупцией сегодня отмечает каждый второй россиянин (50%) – об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, опубликованные во вторник Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «Это не первый опрос, проведенный с начала года, который показывает, что россияне замечают и позитивно оценивают борьбу властей с коррупцией, - отмечает первый проректор Финансового университета при правительстве России, политолог Константин Симонов. По его мнению, большую роль сыграли сообщения о резонансных антикоррупционных процессах – «таких как дело губернатора Сахалина Александра Хорошавина». «Опрошенные делают вывод, что борьба с коррупцией - не пустые слова, а реальные дела», - полагает Симонов.
40% опрошенных полагают, что при определенных условиях коррупцию все же можно победить, однако количество граждан, что коррупция неискоренима по-прежнему больше – 56%.
Симонов обращает внимание на интересную закономерность, отмеченную ВЦИОМ: значение показателя, демонстрирующего, насколько высокой респонденты считают коррупцию непосредственно в месте своего проживания, ниже, чем по стране в целом. 59% называют коррупцию в своем городе или селе высокой и очень высокой. При этом, оценивая ситуацию в стране в целом, три четверти респондентов (73%) оценивают степень распространения коррупции как высокую и очень высокую. Чаще этого мнения придерживаются сторонники КПРФ (85%), а среди возрастных категорий - пенсионеры (79%).
Симонов полагает: следует понимать, что тема коррупции стала своего рода жупелом, при помощи которого достаточно агрессивно ведется давление на российские власти. «Остатки этой тенденции мы можем видеть в ответах на вопросы такого типа: «Считаете ли вы, что в России растет уровень коррупции?», - полагает Симонов. - Достаточно большое количество людей подтверждает это, но когда их спрашивают: «В вашем городе уровень коррупции высок? Замечаете ли вы это явление?» - заметно меньшее число респондентов отвечают утвердительно. Зачастую люди не могут привести конкретные примеры».
«Классическая подмена, которая постоянно совершается западными аналитиками (и отражается в рейтингах Transparency International и подобных международных структур): людей на улице спрашивают о том, считают ли они уровень коррупции высоким», - отмечает Симонов. По его мнению, потом эти эмоциональные оценочные суждения преподносятся западными СМИ как объективные показатели коррумпированности России, и на основе этого составляются рейтинги – из которых уже следует, что наша страна занимает лидирующие позиции по уровню коррупции. «А дальше, по замкнутому кругу, эти рейтинги оказывают влияние на общественное мнение», - подчеркивает Симонов. Это, в свою очередь, использует оппозиция. «У оппозиционеров есть набор своего рода мантр, которые они все время пытаются применить против власти – одна из таких мантр: «В России все коррумпировано, мы страна-лидер по коррупции», - считает Симонов.
Но, конечно, не следует отмахиваться от объективно существующих проблем. «Коррупция – это огромная проблема, ее сразу не решишь, особенно, учитывая определенные исторические традиции, например, в общении водителей с сотрудниками ГИБДД. Хотя очевидно, что и на этом уровне власть ищет пути искоренения этого порока», - отмечает собеседник. В топ-5 рейтинга коррумпированных сфер, судя по мнению участников опроса, входят ГАИ (25%), полиция (22%), судебная система (18%), медицинская сфера (14%) и крупный бизнес (13%).
«Более всего пораженным коррупцией социальным институтом, согласно данным опроса, является именно чиновничество на местах – так думают 34% опрошенных, - отмечается в сообщении ВЦИОМ. - О том, что подобная проблема существует на уровне федеральных властей, говорят вдвое реже – 17%. За два года эта доля существенно снизилась (с 26% в 2013 г.)». Можно сделать вывод, что сообщения о резонансных антикоррупционных делах не остались без внимания общества, полагает Симонов.