«Правила о необходимой обороне распространяются на случаи применения автоматически срабатывающих или автономно действующих средств или приспособлений для защиты охраняемых уголовным законом интересов от общественно опасных посягательств. Если в указанных случаях причиненный посягавшему лицу вред явно не соответствовал характеру и опасности посягательства, содеянное следует оценивать как превышение пределов необходимой обороны», – говорится в принятом постановлении пленума, передает «Интерфакс».
Не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение
Там отмечается, что при срабатывании – приведении в действие – таких средств или приспособлений в условиях отсутствия общественно опасного посягательства содеянное подлежит квалификации на общих основаниях, то есть как причинение вреда здоровью различной степени тяжести.
Пленум ВС России разъяснил, как трактовать статью УК о необходимой обороне.
«Не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий: для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т. п. Содеянное в этих случаях должно квалифицироваться на общих основаниях (как причинение вреда здоровью и др.)», – говорится в постановлении пленума.
Документ касается практики применения судами норм закона о необходимой обороне.
Как говорится в постановлении, «состояние необходимой обороны» наступает в случае «общественно опасного посягательства».
Верховный суд РФ постановил, что общественно опасным посягательством могут считаться и действия, не сопряженные с насилием, которые «с учетом их содержания могут быть предотвращены или пресечены путем причинения посягающему вреда». «К таким посягательствам относятся, например, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, транспортных средств или путей сообщения», – говорится в постановлении.
К необходимой обороне, отметил Верховный суд, можно прибегнуть и в случае, если есть лишь реальная опасность посягательства. «Состояние необходимой обороны может быть вызвано общественно опасным посягательством, носящим длящийся или продолжаемый характер, например незаконное лишение свободы, захват заложников, истязание и т. п. Право на необходимую оборону в этих случаях сохраняется до момента окончания такого посягательства», – говорится в постановлении.
«Необходимая оборона может быть признана правомерной независимо от того, привлечено ли посягавшее лицо к уголовной ответственности, в том числе в случае защиты от посягательства лица в состоянии невменяемости или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность», – отмечается в документе.
#{smallinfographicleft=469225}Пленум постановил, что не может признаваться находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, причинившее вред другому лицу в связи с совершением последним действий, хотя формально и содержащих признаки какого-то деяния, предусмотренного УК РФ, но заведомо для лица, причинившего вред, в силу малозначительности не представлявших общественной опасности.
«Действия не могут признаваться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред посягавшему лицу причинен после того, как посягательство было предотвращено, пресечено или окончено», – говорится в постановлении.
Верховный суд отметил, что при защите от общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, обороняющееся лицо вправе причинить любой по характеру и объему вред посягающему лицу.
«Уголовная ответственность за причинение вреда наступает для оборонявшегося лишь в случае превышения пределов необходимой обороны. Ответственность за превышение пределов необходимой обороны наступает только в случае, когда по делу будет установлено, что оборонявшийся осознавал, что причиняет вред, который не был необходим для предотвращения или пресечения конкретного общественно опасного посягательства», – отметил пленум.
Как постановил Верховный суд, при посягательстве нескольких лиц обороняющееся лицо вправе применить к любому из посягающих такие меры защиты, которые определяются характером и опасностью действий всей группы.
«Действия оборонявшегося лица нельзя рассматривать как совершенные с превышением пределов необходимой обороны, если причиненный вред хотя и оказался большим, чем вред предотвращенный, но при причинении вреда не было допущено явного несоответствия мер защиты характеру и опасности посягательства», – говорится в документе.
«Судам необходимо различать состояние необходимой обороны и состояние мнимой обороны, когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство и лицо ошибочно предполагает его наличие», – постановил пленум.
Как говорится в документе, в случаях правомерного причинения вреда в состоянии необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, основанием вынесения оправдательного приговора или прекращения уголовного дела является отсутствие в деянии состава преступления.
«Вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, не подлежит возмещению, если при этом не были превышены ее пределы», – говорится в документе.