Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

12 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

2 комментария
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
6 октября 2023, 13:44 • В мире

Европа выкручивает руки «пророссийскому» победителю выборов в Словакии

Европа выкручивает руки «пророссийскому» победителю выборов в Словакии
@ REUTERS/Radovan Stoklasa

Tекст: Кирилл Аверьянов

Страны ЕС очнулись после первого шока, вызванного победой на выборах в Словакии Роберта Фицо – человека, который считается одним из самых пророссийских европейских политиков. Словакия немедленно столкнулась с целым рядом ограничений, введенных ее соседями. О чем идет речь и почему в этом контексте в ЕС все время упоминают Россию?

30 сентября в Словакии произошла ожидаемая сенсация – победа на парламентских выборах партии «Курс – социальная демократия» (Smer) экс-премьера Роберта Фицо. Самостоятельно мыслящий, деятельный и, главное, не скрывающий своей антипатии к общей «заукраинской» евролинии, Фицо всегда был enfant terrible европейской политики. Неудивительно, что одним из первых с победой его поздравил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, также категорически не вписывающийся в общую картину.

Также неудивительна и реакция тех, для кого победа Фицо стала острым ножом. В издании «Politico» озаглавили свой материал «Почему выборы в Словакии не имеют значения» и заявили, что «Брюссель найдет, как выкрутить руки дерзким властям Братиславы». Правда, до того, чтобы пойти по «белорусскому» пути, то есть объявить результаты выборов сфальсифицированными, а Фицо – нелегитимным победителем, никто пока не додумался.

Зато нашелся другой, не менее красноречивый путь. С 4 октября сразу три страны ЕС – Польша, Чехия и Австрия – объявили о введении контроля на своих границах со Словакией.

Серьезнее всех подошла к вопросу Польша. Она еще 26 сентября ввела процедуру точечных проверок машин, которые следуют из Словакии.

Министр национальной обороны Мариуш Блащак отметил: «Войско польское будет поддерживать пограничную охрану на границе со Словакией. Солдаты получат такие же права, что и погранохрана. Они смогут осуществлять контроль. На границу отправлены как военнослужащие оперативных войск, так и территориальной обороны и инженерных войск». Введение меры якобы необходимо «в связи с усилившимся миграционным давлением на балканском пути через Словакию».

В Чехии о новой мере заявил премьер-министр Петер Фиала. «С полуночи мы вводим выборочные проверки на границе со Словакией, – написал он. – Введение этой меры мы координируем с Польшей, которая также их принимает».

Чехи также мотивируют свое решение увеличением миграционного потока из Сирии.

Наконец, третьей страной, которая присоединилась к мере, стала Австрия. Министр внутренних дел Герхард Карнер заявил: «Мы делаем это, потому что знаем из прошлого опыта, что после таких проверок нелегальные перевозчики очень быстро реагируют и меняют маршруты».

В Словакии это решение вызвало недоуменную реакцию. Уходящий премьер-министр Людовит Отор заявил, что «если государство – член ЕС усилит защиту своей внутренней границы, это вызовет эффект домино. Это стоит всем нам денег, и совершенно неясно, принесет ли это какую-либо пользу». Интересно, что эффект домино начал работать уже 5 октября, когда сама Словакия ввела временный контроль на границе с Венгрией.

Почему такая мера была введена именно сейчас и именно в отношении Словакии? Ведь миграционный кризис, о котором так дружно вспомнили политики трех стран, существует перманентно, и если уж и блокировать границы с кем-либо, так это с Италией, через которую в Европу идет самый большой поток мигрантов. Тем более что пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер ранее даже заявлял об этом публично.

Однако границу с Италией перекрывать никто не думает. Вместо этого «взялись» за Словакию – как раз сразу же после победы Роберта Фицо, которого в Европе считают «пророссийским». Откуда же дует ветер?

Ответ можно найти в комментарии депутата Бундестага, лидера фракции СДПГ Рольфа Мютцениха, который в недавнем комментарии Augsburger Allgemeine вновь обвинил именно Россию в резком росте числа заявлений о предоставлении убежища в ФРГ. «Мы являемся свидетелями эпизода гибридной войны со стороны России, когда беженцев целенаправленно доставляют и переправляют непосредственно из Сирии и других кризисных зон с целью дестабилизации Европы, – заявил Мютцених. – Конечно, эти люди бегут от войны и угнетения, но Россия беззастенчиво пользуется этой ситуацией».

Казалось бы, какое отношение Россия имеет к усугубившейся ситуации с беженцами в Европе? Однако так считают не только немецкие, но и польские официальные лица.

Заместитель министра иностранных дел Польши Аркадиуш Мулярчик недавно высказал убеждение в том, что именно Россия «имеет интерес» в наплыве беженцев в Европу: «Кто-то помогает этим людям пройти сотни, если не тысячи километров из Нигерии, стран Центральной Африки и Средиземное море, кто-то помогает им транспортироваться, кто-то, кто заинтересован в этом».

Логика та же: за всем видна рука Москвы. А «пророссийский» Фицо теперь, видимо, будет служить проводником кремлевских идей в Европе, так что перекрытие границ – лишь первая стадия выкручивания рук чересчур нестандартному лидеру Словакии.

Ситуацию с беженцами Мютцених использует как политический капитал в борьбе на стороне действующего канцлера ФРГ Олафа Шольца перед крайне важными для него земельными выборами в Гессене и Баварии (на которых Шольцу уже предрекли грандиозный крах). Однако Мютцених метит своим высказыванием и в Польшу, активно торгующую в последнее время своими шенгенскими визами. Скандал, связанный с этим, вышел на поверхность и активно используется сейчас теми силами, которые заинтересованы в падении партии «Право и справедливость» и деэскалации отношений Польши и Германии.

Таким образом, введение пограничного контроля со Словакией сразу тремя государствами ЕС нельзя объяснить иначе как влиянием трех факторов: давлением со стороны Германии, желанием встряхнуть общественность очередным обвинением России во всех грехах и общеевропейской тревогой на фоне победы Роберта Фицо. Впрочем, стоит помнить, что в соответствии с правилами Шенгенской зоны продлевать пограничный контроль можно несколько раз, но на срок не более 20 дней, а общий период такого контроля не может превышать двух месяцев подряд.