Взгляд
29 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 00:56  |  vz.ru
Разделы

Кадровая политика Байдена начала работать против демократов

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Демпартия, желающая разбавить белое население Штатов до его полного исчезновения и таким образом сделать свою власть вечной и несменяемой, кажется, жестоко ошиблась. Последние выборы в Конгресс показали интересную динамику. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Как русская река Березина обогатила французский язык

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
26 ноября 1812 года началась переправа остатков Великой армии Наполеона через реку Березину. Шириной она не превышала большую парижскую улицу, но зимой для 80 тысяч человек это было серьезное препятствие. С разных сторон подходило две русские армии. Ситуация для французов складывалась отчаянная. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Украина зимой может перейти к террористической войне

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Киев будет интересовать расширение зоны конфликта. Это будет означать переход к новым методам, первую очередь – к террористическим. И на то есть несколько причин. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...

На Камчатке началось извержение вулкана Шивелуч

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки, стал чрезвычайно активным. Это говорит о подготовке к мощному извержению, уверены вулканологи и сейсмологи. Ученые рекомендуют не приближаться к вулкану на расстояние ближе 15 километров
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Польша и Прибалтика не дали ЕС договориться по ценам на российскую нефть

    Главная тема


    Европейской промышленности предсказали годы упадка

    поставки за рубеж


    Санкции не повлияли на объем экспорта нефти из России

    «экономическая неверность»


    Медведев: США обошлись со старушкой-Европой как с уличной девкой

    «неплохие машины»


    Эксперт назвал слабые стороны иранских автомобилей на российском рынке

    Видео

    отказ от С-300


    Греков убеждают ради Украины остаться беззащитными перед Турцией

    настоящая история


    Откуда у русского сопротивления на Украине такая дерзость

    Расследование


    Кто и как спровоцировал спецоперацию на Украине

    «Русская весна»


    Куда делись русские на Украине

    Возврат к воспитанию


    Каков сейчас реальный уровень образования в России

    Культура отмены


    Как через кино и игры насаждается русофобия

    с кем вы?


    Что произошло с русской культурой

    цифровое государство


    Как технологии меняют Россию

    на ваш взгляд


    Насколько надежным союзником России является Казахстан?

    Как британцы опозорили славу своих авианосцев

    HMS Prince of Wales сломался в самый ответственный момент
       8 сентября 2022, 13:44
    Фото: Zuma/ТАСС
    Текст: Александр Тимохин

    Британия была вынуждена срочно поменять авианосец для развертывания у восточных берегов США – вместо «Принца Уэльского» в поход отправилась «Куин Элизабет». А все потому, что HMS Prince of Wales позорно сломался прямо в начале своего путешествия. Что произошло с самым современным кораблем Великобритании, почему у этой страны в последние десятилетия все плохо с авианосцами – и какие уроки это несет для России?

    Британский авианосец «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth) отправился с базы Портсмут для участия в совместных с американцами и канадцами военно-морских учениях. «Куин Элизабет» должен заменить свой систершип (корабль той же серии) «Принц Уэльский». А все потому, что еще 28 августа у «Принца Уэльского» появилась техническая неисправность, которая вынудила корабль вернуться и бросить якорь в Ла-Манше у острова Уайт.

    Желтая пресса в Британии начала распространение слухов о том, что якобы причиной возвращения авианосца стало то, что «матрос не смазал вал» одного из гребных винтов – формулировка, способная вызвать хохот даже у далеких от темы людей. Слухи посерьезнее говорят о том, что действительно имеет место какая-то неисправность в одной из валолиний, что может быть вызвано разными причинами.

    Опубликованные газетой «Индепендент» фото показывают, что инженеры проводят осмотр подводной части корабля со стороны кормы. Это заставило некоторых наблюдателей подумать, что у корабля поврежден гребной винт от удара об посторонний объект. Такие случаи бывают – вплоть до «намотанного» на винт небольшого плавсредства или даже катера. Рабочие в доках могут много рассказать на эту тему. Утверждается, что если решить проблемы с авианосцем на якорной стоянке не получится, то придется заводить его в док.

    Инцидент с авианосцем, с одной стороны, ничем не примечателен. С другой – Британии так сильно с ними не везет, что эта поломка выглядит закономерностью. Стоит бросить взгляд на британский авианосный флот поближе, тем более что кое-какие актуальные уроки для России там вполне себе есть.

    Предыстория

    Именно англичане придумали авианосец. Первым в мире кораблем такого типа в 1918 году стал британский «Гермес».

    В ходе Второй мировой войны английские авианосцы дрались на Атлантическом театре военных действий. Не раз их присутствие заставляло немцев отходить. Например, во время операции «Берлин» командовавший немецкими линкорами вице-адмирал Гюнтер Лютьенс всячески старался избежать встречи с британскими авианосными силами. Позже, сменив «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на «Бисмарк» и «Принц Ойген», Лютьенс избежать встречи с авианосцами не смог – 25 мая 1941 года он был атакован торпедоносцами «Суордфиш» с авианосца «Арк Ройял». Одна из торпед повредила рули, что дало британским кораблям возможность догнать линкор и уничтожить в бою.

    Именно англичане первыми отработали удар палубной авиации по военно-морской базе – в Таранто. Английские авианосцы регулярно привлекались для охраны Полярных конвоев в СССР и воевали в Средиземном море. Они интенсивно применялись на Тихоокеанском театре военных действий. Их роль в победе союзников на море была немалой.

    Но в то же время британские авианосцы не снискали масштабных побед, соразмерных тем, что были достигнуты американцами. Американские военные отмечали серьезное отставание Королевских ВМС в организации и тактике.

    После Второй мировой, казалось, у британцев появился шанс все исправить. И поначалу они действительно обзавелись боеспособным авианосным флотом, исправили многие недостатки и эффективно применяли свои корабли в боевых действиях по окраинам своей бывшей Империи.

    Важный момент: британские корабли несли британские реактивные самолеты, и до конца 1960-х годов это были вполне полноценные самолеты. Но в конце 1960-х наметился надлом. В 1964 году к власти пришло лейбористское правительство Гарольда Уилсона. Это были люди, чем-то похожие на современных западных руководителей – абсолютно, выражаясь современным языком, «упоротые» и живущие по принципу «если реальность не соответствует доктрине, то тем хуже для реальности».

    К тому моменту у Британии были в строю следующие корабли. Прежде всего, два тяжелых авианосца типа «Одейшес» (Audacious, «Дерзкий») – «Игл» (Eagle) и «Арк Ройял» (Ark Royal), крупные и мощные корабли.

    Относясь формально к одному классу, они имели различия. «Игл» был немного меньше и имел отличный от систершипа набор радиоэлектронного вооружения. Он прошел частичную модернизацию под применение истребителей «Фантом» американского производства и с минимальными доработками мог стать их носителем. Корабль на конец 1960-х был в отличном техническом состоянии. «Арк Ройял» имел большие размеры, чем «Игл», но был плохо построен и сталкивался с массой технических проблем.

    Третьим кораблем был «Викториез» (Victorious), воевавший еще во Второй мировой, но полностью перестроенный – от старого корабля остался фактически только корпус. «Викториез» был полноценным боевым кораблем, хоть и небольшим для того времени. Еще четыре корабля – «Центавр», «Булварк», «Альбион» и «Гермес» относились к легким авианосцам типа «Центавр». Британия регулярно применяла свои авианосцы как для демонстрации силы, так и в боевых операциях в бывших колониях, корабли воевали регулярно и были востребованы.

    Однако британская экономика была не в лучшей форме, а авианосцы – очень дорогостоящие корабли. Что было бы логично в такой ситуации? Избавиться от трех «Центавров», оставить оставшиеся четыре корабля, доработав «Игл» для применения «Фантомов». Потом, в 1970-х, потихоньку списать «Викториез». Потом, в конце 1980-х, как и получилось в реальности – разваливающийся «Арк Ройял». «Игл» и «Гермес» могли бы служить очень долго, «Гермес» и прослужил.

    А на замену списываемым у британцев был CVA-01 «Королева Елизавета» (Queen Elizabeth) – инновационный проект авианосца с точкой касания палубы самолетами, смещенной относительно середины корпуса, – с одной стороны, рискованное решение, с другой – оно резко облегчало палубные операции и позволяло разместить на палубе больше самолетов.

    Теоретически «Игл» мог бы быть заменен этим кораблем, а потом «Гермес» еще одним, что к началу 1990-х дало бы Британии два тяжелых авианосца с мощными авиагруппами.

    Что самое важное – при такой схеме была бы невозможна Фолклендская война. Если бы аргентинцы знали, что Британия может прислать к ним де-факто пару авиаполков на «Фантомах» и «Бакэнирах», то они никогда бы не рискнули сделать то, что сделали – силы изначально были бы слишком неравны.

    Но кабинет Уилсона занял категоричную позицию: авианосцы выводить из боевого состава, концентрироваться на будущей войне с СССР, в основном наземной, для действий против советских подлодок иметь специальные противолодочные корабли с вертолетами. С учетом того, сколько у Британии заморских территорий, это была безумная позиция.

    В 1967 году на «Викториез» произошел пожар. Последствия не были необратимыми, но корабль сразу списали. В 1973-м «Игл» поймал корпусом удар об дно. Несмотря на то, что корабль можно было отремонтировать, его тоже списали. «Арк Ройял», только что получивший новые «Фантомы», могли бы списать тоже, но в 1972-м ему пришлось идти на очередную войну, в Британский Гондурас (позже – Белиз), в том числе для недопущения нападения на эту территорию Гватемалы. Разбирать на металл этот корабль сразу после того, как он понадобился в боях, лейбористы не решились, и «Арк Ройял» дотянул аж до 1978 года.

    Зато они, избавившись от «Игла», «Викториез» и трех «Центавров», смогли изуродовать до утраты боеспособности «Гермес». У корабля вырезали катапульты и аэрофинишеры, превратив его в вертолетоносец.

    А теперь следим за руками. Сначала, чтобы бороться с советскими подлодками, лейбористы, порезавшие авианосный флот, заказали три больших вертолетоносца, которые сегодня известны как тип «Инвинсибл» (Invincible).

    Уже после того, как «Гермес» был искалечен, до кого-то в правительстве дошло, что, вообще говоря, советские подлодки имеют не только торпеды, но еще и противокорабельные крылатые ракеты, более того, именно они и есть их «главный калибр». Наводились эти ракеты с помощью самолетов-целеуказателей Ту-95РЦ, для борьбы с которыми нужны были... самолеты! Британцы начинают проект по интеграции во флот вертикально взлетающих «Харриеров» и превращению своих вертолетоносцев в авианосцы. Оказалось, что без авианосцев никак – но нормальные корабли уже ушли на переплавку!

    Получившиеся легкие авианосцы оказались откровенными уродами – неудобными, тесными, с маленькими ангарами и низким предельным количеством боевых вылетов в сутки. Британцам удалось победить на Фолклендах, используя «Гермес» и «Инвинсибл», но – вопреки своей технике, а не благодаря ей.

    Самое смешное в том, что попытка сэкономить вышла в разы дороже, чем гипотетическая попытка сохранить «Игл» и построить CVA-01. Примерно в 3,5 раза, если не считать стоимость «Харриеров» для ВМС Великобритании. Важный момент: проданный в Индию «Гермес» служил до 2015 года. Это показывает, как долго могли бы оставаться в строю британские авианосцы старой постройки. Британия сама убила свои авианосные силы, заменив их на эрзац. Части их кораблей потом пришлось повоевать, и именно как авианосцам. Спрашивается, для чего был весь этот цирк?

    Впрочем, это бы не конец. Три построенных неполноценных авианосца типа «Илластриес» британцы списали после 2000 года – в 2005, 2011, и 2014 годах соответственно. С 2014 года даже эрзац-авианосцев у британцев не оказалось – и это как раз тогда, когда у британского истэблишмента снова прорезались имперские амбиции, а именно – концепция, позже названная «Глобальной Британией». Соединенное Королевство должно было вернуться на мировую арену как глобальный игрок, а не придаток США. А как это сделать без авианосцев? Никак.

    Британия начала работы но новым кораблям с 1997 года, когда начались исследования по облику перспективного корабля будущего. В 2005 году стартовало его производство, а в июле 2009 года был заложен киль головного – «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth, «Королева Елизавета»). Этот корабль сейчас и пошел на учения вместо сломанного «Принца Уэльского».

    «Королева» и «Принц»

    Англичане планировали, что новые, высокотехнологичные корабли сменят старые, а новые самолеты F-35 сменят на их палубе имевшиеся «Харриеры». На практике корабли опоздали, и между старыми и новыми авианосцами возник временной разрыв в несколько лет. Более того, такой же разрыв возник и в части поставок F-35. К моменту, когда головной корабль «Куин Элизабет» вступил в строй, «Харриеров» уже не было, а F-35 еще не было. В итоге с палубы английского авианосца летали американские летчики на американских же самолетах. Фактически боеспособным корабль стал только в 2021 году, с него были выполнены первые боевые вылеты британскими пилотами.

    Но самое главное фиаско заложено в его конструкцию. Британцы изначально планировали сделать свои новые авианосцы катапультными, с аэрофинишерами, что позволило бы им применять широкий спектр самолетов – от боевых машин разных типов (F-35C, F/A-18, будущий «Темпест», если его сделают) до специальных, таких как самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С, военно-транспортный палубный С-2, возможно было бы спасти с американской авиасвалки в Дэвис-Монтана противолодочные «Викинги»...

    Но в итоге бритты решили сэкономить и отказались от катапульты и от аэрофинишеров. Теперь у них есть два самых больших носителя «вертикалок» и вертолетов в человеческой истории – по 65 000 тонн каждый, огромные корабли, неспособные обеспечить базирование полноценной авиагруппы, а F-35 у них только в варианте В, с коротким взлетом и вертикальной посадкой – неспособные нести противокорабельные ракеты, а значит, малополезные в войне на море. В общем, выстрел себе самим в ногу удался.

    На базе этого авианосца не построить полноценную ударную группу. Сбросить пару десятков бомб на бандитов в Ираке или Афганистане, не более... Зачем они тратили деньги на это на все?

    Выводы для России

    Видно, сколько усилий и расходов Британия потратила на свои авианосные силы, а получить полноценный авианосный флот не смогла, хотя кораблей такого типа во время Второй мировой у них было очень много. Появление своих полноценных авианосных сил – длительный процесс, переполненный обучением на своих и чужих ошибках. С наскока ничего не получится.

    Любой разрыв в опыте означает провал в боевой эффективности. Британцы в XXI веке не угадали в несколько лет между списанием своих старых авианосцев и получением новых. Пришлось нарабатывать опыт по крупицам, с помощью американцев.

    Нет и не может быть места экономии на боевых возможностях корабля. Британцы, сэкономив на катапульте и финишере, добились того, что их новейший корабль потенциально хуже единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» (если последний будет нормально отремонтирован).

    Конечно, остается еще вопрос мощи авиагруппы, но и тут не все так однозначно. F-35B новее, чем МиГ-29К, но последний может взлететь с противокорабельными ракетами, сам найти цель с заранее неизвестными координатами и поразить ее (корабли и подлодки не могут стрелять по целям с точно неизвестным положением). Нам свою авиагруппу надо только тренировать должным образом, но у британцев-то и возможностей наших не будет никогда. Их экономия вышла им боком.

    История британского авианосного флота полна ошибок, и повреждения валолинии второго из двух современных британских авианосцев – далеко не последняя из них. Стоит извлечь из этих ошибок – чужих, а не своих – максимум.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •