Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.
18 комментариевУкраина вступилась за Азербайджан по вине Порошенко и Ющенко
Украина предложила Азербайджану свои услуги в урегулировании военного обострения в Нагорном Карабахе. Ранее Киев занимал более взвешенную позицию и удерживался от явного крена в сторону одного из участников затяжного конфликта. Позиция Украины по Нагорному Карабаху говорит о желании президента Владимира Зеленского противостоять России. Чем Киев может помочь Баку?
Не прошло и недели с момента очередного обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха, как готовность вмешаться в него продемонстрировала Украина. «Насколько я знаю, мы уже оказываем помощь и в правовом поле, и в ресурсном поле, идет речь и о гуманитарной помощи. Сегодня рассматривается вопрос составления списка, что именно нужно. Украина готова сегодня на разных площадках поддерживать Азербайджан. Это и военная поддержка, и гуманитарная – всем тем, что нужно будет в будущем». С таким неожиданным заявлением в эфире одного из украинских телеканалов выступила народный депутат фракции «Слуга народа» Людмила Марченко.
В руководстве фракции поспешили откреститься от ее слов: «Сообщаем, что личные мнения депутатов не являются официальной позицией фракции. И тем более официальной позицией государства». Даже Владимир Зеленский коснулся этой темы на брифинге: «Речь не идет о том, что Украина будет оказывать военную помощь любой стране». А глава МВД Украины Арсен Аваков и вовсе без обиняков предложил Марченко медицинскую помощь: «Таблетки для слишком уж фантазирующих депутатов надо бы поискать всей страной».
Однако, даже несмотря на все эти заявления, реальная позиция Украины несколько сложнее.
Мальбрук в поход собрался
Конечно, Аваков на Украине – больше, чем министр внутренних дел (не говоря уж о том, что он – наиболее известный представитель армянской диаспоры). Однако внешней политикой ведает все же не он, а МИД. А позиция МИДа все же ближе к словам Марченко: «Одним из краеугольных камней украинской внешней политики является поддержка территориальной целостности государств. Мы последовательно поддерживали территориальную целостность Азербайджана, так же, как Азербайджан поддерживал нашу территориальную целостность в международно признанных границах, и этот принцип остается для нас абсолютно неизменным», – пояснил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба 30 сентября.
Позиция МИДа уже дала повод обвинить Украину в поддержке Азербайджана. В середине июня в Ереване состоялась акция протеста возле украинского посольства – армяне требовали от украинских дипломатов «не поддерживать агрессора». Причиной таких обвинений стало заявление МИД Украины от 13 июля. Его тезисы мы процитировали выше, ведь Кулеба не сказал ничего нового, в основном повторив июльское заявление своего министерства.
Однако если принцип поддержки территориальной целостности еще можно понять как позицию, то чуть более ранний конфликт Украины и Армении уже не объяснить ни логикой, ни принципами.
В апреле этого года в СМИ попала информация о письме заместителя министра иностранных дел Украины Василия Боднара, адресованном чиновникам МИДа. Одним из пунктов этого документа был призыв не использовать в официальных документах термин «геноцид армян» по отношению к событиям первой четверти XX века в Османской империи. Почему? Во-первых, «Армения традиционно пребывает в фарватере внешней политики РФ». Во-вторых, для замглавы МИД Украины пережитое армянским населением Османской империи в 1915–1923 годах – недостаточно трагично, не вполне тянет на геноцид. К тому же замминистра сослался на мнение турецкой стороны по этому вопросу: мол, во всем виновата война.
Между тем формальная отсылка к терминологии («...термин «геноцид» получил международный правовой статус с принятием 9 декабря 1948 года Резолюции № 260 ГА ООН...») в данном случае не работает. Ответственность властей Турции зафиксирована совместной декларацией Франции, Великобритании и России (май 1915 года), в которой произошедшее однозначно определено как «...[преступления] против человечества и цивилизации». Собственно говоря, это первое такого рода определение в международном праве.
- Почему Израиль подружился с Азербайджаном против Армении
- Конфликт Азербайджана и Армении перекинулся на Грузию и Сербию
- Политика Пашиняна угрожает урегулированию в Нагорном Карабахе
Однако Украине (в том числе подыгрывая Турции и Азербайджану) зачем-то вздумалось отрицать очевидное.
Задолго до Крыма
В последние годы позиция Украины по отношению к Нагорному Карабаху является отражением воссоединения Крыма с Россией. И на Украине этого даже не скрывают.
«Важная тема сегодняшней беседы – это обеспечение региональной и национальной безопасности. Прежде всего речь идет о войне на востоке Украины и Нагорно-Карабахском конфликте», – говорил в декабре 2019 года Владимир Зеленский во время встречи с Ильхамом Алиевым.
Однако если мы попробуем проследить, когда именно Украина сформулировала эту позицию, мы уйдем гораздо дальше 2014 года. Александр Дудник в диссертации «Нагорно-Карабахский вопрос во внешней политике Украины (1992–2012 годы)» указывает, что «...Украина также заявила, что считает справедливой позицию АР по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта (это прежде всего требование освобождения оккупированных азербайджанских земель... Об этом в 2005-2007 годах заявляли президент страны В. Ющенко, глава МИД Украины Б. Тарасюк, секретари Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) П. Порошенко и А. Кинах на международных форумах, совместных брифингах и встречах со своими азербайджанскими коллегами».
До этого Украина занимала более взвешенную позицию и удерживалась от явного крена в сторону одного из участников конфликта. Однако одним из последствий так называемой оранжевой революции стал решительный отказ от внеблокового статуса и принципа нейтралитета.
Кроме того, позиция Украины определяется Стратегией национальной безопасности Украины (2007), суть которой (кратко) – больше демократии в регионе, усиление влияния евроатлантических структур. При этом под регионом имеется в виду не Черноморский регион, а Балто-Черноморско-Каспийский. Поясним: фактически это отказ России в праве выстраивать собственную архитектуру безопасности на постсоветском пространстве и готовность участвовать в противостоящих проектах.
Возникает вопрос: а где же тут Карабах? А нигде. Для Ющенко, Тарасюка и Порошенко, лепивших 13 лет назад новое лицо украинской дипломатии, такие мелочи уже не имели значения. России нужно противостоять. Надо для этого поддержать Азербайджан? Поддержим Азербайджан.
К слову, записные украинские патриоты так прямо и говорят. И пока, скажем, Виктор Шендерович** в Facebook* отдувается за свое «Азербайджан при поддержке Турции напал на Армению», защищаемый им некогда Олег Сенцов видит главное: «В конфликте Армении и Азербайджана трудно обвинять любую сторону, потому что главный враг здесь Россия».
Так где же поддержка?
И так думает не только он. Депутат от ОПЗЖ Олег Волошин справедливо отмечает, что даже несмотря на дистанцирование от предложения с ходу влезть в конфликт на стороне Азербайджана, позиция Украины очень далека от позиции ЕС.
Но почему же тогда и Зеленский, и Аваков не поддержали Людмилу Марченко? Сразу по ряду причин. Во-первых, неразумно показывать оскал на фоне хрупкого перемирия в Донбассе. Тем более, менее чем за месяц до выборов. Даже на Украине это понимают.
Во-вторых, армия Азербайджана начала переходить на стандарты НАТО задолго до Украины, еще 13-15 лет назад. Сомнительно, что Украина чем-то может помочь Азербайджану (кроме слов поддержки, конечно).
Кстати, Азербайджан – единственный поставщик сырой нефти на Украину. Тоже важно, тем более в свете поддержки Украиной белорусской оппозиции. Так что одергивают «ястребов» не слишком уж ретиво.
По факту отношение Украины к Нагорному Карабаху – желание противостоять России. Этой позиции уже полтора десятка лет и ее не может изменить небольшая показательная порка депутата Людмилы Марченко. Потому что вписали Украину в этот совершенно чуждый ей конфликт совсем другие люди и задолго до нынешнего обострения.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом