Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
5 марта 2017, 19:47 • В мире

Европа хочет от Грузии расплаты за безвизовый режим

Европа хочет от Грузии расплаты за безвизовый режим
@ Pascal Rossignol/Reuters

Tекст: Ирина Алкснис

Пару дней назад Грузия успешно закончила прохождение процедуры для запуска безвизового режима с ЕС. Однако похоже, что у Европы есть планы расплаты за «подарок». Глава австрийского МИДа предложил, чтобы Грузия включилась в программу принятия беженцев из Африки и с Ближнего Востока. Кстати, мнения самой Грузии при этом даже не спросили. За все приходится платить?

В воскресенье глава МИД Австрии Себастьян Курц предложил размещать стремящихся в Европу беженцев в специальных центрах Евросоюза за пределами ЕС, например в Грузии, на Западных Балканах или в Египте.

Европа начала самыми разными способами купировать созданную собственными руками проблему с беженцами

Прошедший 2016 год продемонстрировал, что не сбылись прогнозы о том, что Европа будет «затоплена» беженцами, поскольку продолжится «наводнение» 2015 года, когда туда прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 млн человек. Количество вновь прибывающих в ЕС беженцев резко сократилось – до трети к уровню предыдущего года. Да и в отношении тех, что уже находятся в Европе, политика стала куда жестче.

Европа начала самыми разными способами купировать созданную собственными руками проблему. Причем даже Ангела Меркель, которая была главным идеологом и драйвером «политики открытых дверей», существенно скорректировала свою позицию, что неудивительно, учитывая, что через несколько месяцев ей предстоят федеральные выборы, а в немецком обществе явно созрело недовольство ее политикой в данном вопросе.

Европейская политика по решению проблемы беженцев лежит в трех основных направлениях.

Во-первых, с уже находящимися в ЕС людьми стали церемониться куда меньше. Соответствующие новости приходят регулярно.

На прошедший Новый год кельнская полиция за сутки задержала сотни мужчин африканского происхождения в рамках предотвращения беспорядков, аналогичных тем, что происходили в городе годом ранее. Осенью во французском Кале был снесен знаменитый стихийный палаточный лагерь беженцев, которые использовали любой шанс попасть в Великобританию. При этом Британия отказалась принимать детей-беженцев старше 15 лет. Теперь в том же Кале мэр города запретила раздавать еду мигрантам, чтобы избежать формирования новых «джунглей».

Эти меры, безусловно, не способны кардинально решить проблему, но хотя бы формально несколько улучшают ситуацию.

Во-вторых, Европа ищет способы более эффективного «перехвата» беженцев на пути в Европу. Как известно, по данному поводу была заключена специальная сделка между ЕС и Турцией, которая выполняется с неясным эффектом и разрывом которой Эрдоган грозил Европе весь прошлый год.

Теперь же ЕС сместил фокус внимания на другую страну региона – Египет. Упомянутое заявление Курца стало продолжением куда более серьезных усилий канцлера Германии. В самом начале марта Ангела Меркель побывала с визитом в Каире, и тема беженцев была, очевидно, ключевой в ее переговорах с египетским президентом Ас-Сиси.

Однако похвастаться особыми успехами в данном направлении нельзя. Ас-Сиси очевидно отверг идею строительства специальных лагерей, заявив, что в стране пять миллионов беженцев, которые живут в домах, «едят то, что едят египтяне, как если бы сами были египтянами». При этом на вопрос, допускает ли он возможность соглашения с ЕС, аналогичного тому, о котором договорились Евросоюз и Турция, Ас-Сиси крайне уклончиво ответил, что пока говорить об этом рано.

Тем не менее Европа явно продолжит усилия в данном направлении. В частности, президент Египта приглашен Ангелой Меркель на саммит в Берлине по вопросам развития в Африке и борьбы с нелегальной миграцией.

И наконец, в-третьих, ЕС активно пытается переместить беженцев из сердца «старой Европы» к своей периферии. Членам ЕС этот процесс, который очевидно не вызывает у них восторга, навязывается в обязательном порядке. Процесс идет с переменным успехом, и на один относительно позитивный пример (например, Эстония) обычно приходится два негативных (Латвия и Литва). Некоторые «бунтари», вроде Венгрии, так и вовсе позволяют себе крайне упорное сопротивление.

Теперь же, как стало очевидно из заявления главы австрийского МИДа, Европа попытается сплавить нежеланных гостей и вовсе за пределы ЕС – в страны, которые отличаются выраженной проевропейской политикой и стремятся к сближению с Евросоюзом. Именно в связи с этим в комментарии Себастьяна Курца возникли Западные Балканы и Грузия.

Грузия в этом контексте особенно интересна, поскольку буквально на днях страна получила безвизовый режим с ЕС, пусть и отягощенный специальным механизмом его мгновенной приостановки. Неудивительно, что предложение австрийского мининдел вызвало комментарии со стороны российских политиков, напрямую увязавших его с недавним «подарком» от ЕС. Сенатор Франц Клинцевич сравнил произошедшее с бесплатным сыром в мышеловке.

Судя по всему, предложение из Вены стало неприятной неожиданностью и для Тбилиси. По утверждению посла Грузии в Австрии Константина Залдастанишвили, подобная тема ни в каком виде не звучала в грузинско-европейских обсуждениях.

Даже если данное предложение будет воплощено в жизнь, оно, как и остальные, станет «косметическим» средством, которое не решит принципиально проблему с мигрантами для «старой Европы», которой в любом случае придется серьезно ею заниматься на собственной территории. Но при этом создать дополнительную «головную боль» для Грузии, или тем более для Балкан, где и так хватает межнациональных проблем, оно вполне способно.

Что касается России, то российские комментаторы абсолютно верно отметили самую главную проблему. Панкисское ущелье в Грузии очень долго служило (ныне уже куда меньше) убежищем для российских боевиков и террористов. Прибытие на территорию Грузии мигрантов с неизвестным политическим и боевым бэкграундом может возродить эту проблему для России.

..............