«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
0 комментариевИспания пытается сохранить свою территориальную целостность
После победы каталонских сепаратистов на местных выборах Верховный суд Каталонии вызвал на допрос лидера автономии Артура Маса по делу о превышении полномочий и хищении бюджетных средств, а также об организации опроса о независимости региона. Эксперты убеждены, что попытка Мадрида надавить на Маса может спровоцировать ответную реакцию, вплоть до народных волнений.
Вице-президент правительства Каталонии Неус Мунте назвала «политически мотивированными» судебные обвинения в адрес Маса. «Мы твердо убеждены, что он не сделал ничего противозаконного», – заявила она, назвав все обвинения «демократической аномалией».
Мадрид продолжает идти путем административно-политического давления, выискивать какие-то надуманные предлоги, выдвигая обвинения лидеру оппозиционной партии
Тем временем источник в МИД РФ сообщил РИА «Новости», что Москва рассчитывает на развитие политических процессов в Каталонии в рамках действующего законодательства. «Ситуацию в Каталонии рассматриваем как внутреннее дело Испании. МИД России традиционно не дает комментариев по вопросам внутриполитической жизни зарубежных государств», – сказал дипломат.
Каталония – автономное сообщество на северо-востоке Испании, где в последние годы значительно усилились сепаратистские настроения. Во многом так происходит из-за распределения бюджетных средств. Регион вносит в бюджет Испании около 20% от национального ВВП, но в виде субсидий и выплат получает обратно лишь около 8%. Так или иначе Каталония борется за независимость с 1707 года, когда суверенитет каталонцев был уничтожен. Причиной стало то, что в ходе войны за испанское наследство они поддержали не того претендента на испанскую корону.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов убежден, что вызов Маса в суд – форма политического давления на власти Каталонии. «Причем это даже уголовное давление на оппозицию, которая взяла большинство на выборах. Мадрид продолжает идти путем административно-политического давления, выискивать какие-то надуманные предлоги, выдвигая обвинения лидеру оппозиционной партии. Но все прекрасно понимают, что это не более чем политическое давление», – сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД, добавив, что запрет на проведение референдума в прошлом году сильно повлиял на результаты прошедших выборов.
По словам эксперта, даже если есть минимальная почва для обвинений в адрес Артура Маса, «она не будет приниматься всерьез каталонцами». «Я практически уверен, что в Каталонии будет серьезная реакция и даже народные волнения. Люди проголосовали, партия победила. Почему это всплыло сейчас, а не до выборов? Кто-то специально подождал результатов голосования, чтобы посмотреть, чем это все закончится, чтобы был рычаг воздействия. Зачем тогда допустили Артура Маса к выборам?» – удивляется он.
- Послевоенные границы Европы опять меняются
- Каталонии запретили проводить "шотландский референдум"
- Как изменится Шотландия, если получит независимость
- Лондону удалось переубедить часть шотландцев отделяться
- Каталония пообещала отделиться от Испании вопреки запрету
- Референдум о выходе из Италии начался в Венеции
Напомним, при опросе населения о суверенитете были заданы два вопроса: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и (в случае утвердительного ответа) «Хотите ли вы, чтобы это государство было независимым?». Свое мнение тогда выразили 2,3 млн человек (около 30% имевших право голоса), из которых 80,76% дали утвердительный ответ на оба вопроса.
В феврале этого года Конституционный суд Испании признал опрос противоречащим основному закону страны. Но накануне коалиция Junts pel Si («Вместе за»), победившая на выборах, объявила о начале процесса обретения независимости. Она получила по итогам подсчета более 99% бюллетеней 62 места в парламенте автономного сообщества, еще 10 мандатов получили «Кандидатуры народного единства» (CUP). Таким образом, сторонники независимости Каталонии получили в общей сложности 72 мандата – абсолютное большинство. Мас назвал итоги выборов «первым шагом» в этом направлении. В Мадриде, наоборот, констатировали «провал стратегии отделения», потому что за сторонников отделения проголосовали менее половины избирателей – 47,8%. Притом что явка оказалась самой высокой с 1980 года – на уровне 77%.
Мартынов не удивлен реакций Мадрида на итоги выборов. «Это жонглирование цифрами. Умножьте полученные коалицией 47% на коэффициент явки, и вы получите 70% сторонников независимости. Выборы прошли чисто и могли быть еще более масштабными, если бы состоялись не в разгар бархатного сезона, а на два месяца позже. При таком раскладе, я уверен, в течение следующего года, независимо от мнения Мадрида, референдум о независимости Каталонии будет проведен, просто своей, что называется, властью», – прогнозирует эксперт.
Центральное правительство Испании неоднократно заявляло, что не допустит выхода автономной области из состава королевства. Ранее министр иностранных дел страны Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо и Марфиль подчеркнул, что провозглашение независимости в одностороннем порядке «запрещено конституцией Испании и конституцией любого другого государства».
Международное сообщество также подчеркивало, что не признает независимость автономии. Так, канцлер Германии Ангела Меркель отмечала, что «все должны уважать гарантированный национальный суверенитет и территориальную целостность». А премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предупредил Каталонию, что, если автономная область выйдет из состава Испании, она больше не будет являться частью Евросоюза (откуда, впрочем, сам Лондон рассчитывает выйти по результатам референдума в следующем году).
Тем не менее Мас объявил, что выборы 27 сентября будут «плебисцитарными», на них жители Каталонии должны голосовать по принципу позиции партий по вопросу независимости. План заключался в том, чтобы получить абсолютное большинство в законодательном органе и «начать процесс обретения независимости». Как мы видим, пока его расчеты оправдываются.
Правда, план сторонников отделения от Испании известен только в общих чертах. Получив абсолютное большинство, они сформируют правительство и примут декларацию о «начале процесса обретения независимости», адресованную каталонцам, испанцам, правительствам и народам иностранных государств, а также правительству Испании и руководству международных организаций.
«Процесс обретения независимости» состоит в том, чтобы сформировать, помимо правительства, другие госструктуры и разработать конституцию. После принятия новой конституции независимость будет официально провозглашена. Все это, по подсчетам сторонников отделения региона от Испании, займет около 18 месяцев.