Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
8 мая 2021, 20:10 • Общество

ВМФ России получил подводную лодку новой эпохи

ВМФ России получил подводную лодку новой эпохи
@ mil.ru

Tекст: Александр Тимохин

Свершилось: спустя четыре года с момента спуска на воду в состав Военно-морского флота России принят атомный подводный ракетный крейсер К-561 «Казань» проекта «Ясень-М». Почему это событие имеет большое значение для ВМФ, какую угрозу эта лодка несет противникам России на море и что нужно для того, чтобы сделать ее еще более эффективной?

Сначала о хорошем. ВМФ получил новый носитель крылатых ракет, способный обрушить на любого противника десятки «Калибров», или в будущем – других ракет аналогичного назначения. Суммарный ракетный залп Северного флота (а «Казань» пойдет именно туда) значимо вырос – и игнорировать этот фактор не сможет никто.

Принципиально новая разработка

Особенно это касается таких наших «друзей», как Норвегия и Британия, которых «Казань» может «достать», не идя на самоубийственный прорыв противолодочной обороны НАТО в Северной Атлантике, как это было бы с ударом по США. Впрочем, если обеспечить отрыв этой лодки от слежения противолодочными силами НАТО, то находясь в Атлантике, «Казань» сможет держать под прицелом и территорию США. Такие отрывы изредка случаются, и всё говорит о том, что некоторые шансы на успешные скрытные развертывания в ходе будущих боевых служб у «Казани» есть. В мирное время, конечно.

Про разные страны «третьего мира» и речи нет. Для любой из них «Казань» – это «смерть из ниоткуда». Залп из нескольких десятков крылатых ракет, запущенных с безопасного расстояния более чем в тысячу километров, для слабого противника неотразим, внезапен, и саму лодку такому противнику не достать.

В самой лодке реализовано много новых решений. Так, если отталкиваться от информации в СМИ и расположения гидроакустических антенн на корпусе, то видно, что на лодке применен новый гидроакустический комплекс, более передовой, нежели на предшественнике – «Северодвинске». А это уже означает, что школу отечественной гидроакустики – весьма серьезную – удалось сохранить. Лодка, судя по всему, имеет более низкий уровень подводного шума, нежели лодки старых проектов, естественно, при полном соблюдении технологии ее строительства.

Чтобы понять значение достройки и сдачи «Казани», стоит иметь в виду, что по сравнению с К-560 «Северодвинск» – это другая лодка. В шифре проекта «Ясень-М», как и в номере проекта 885М, скрыто лукавство. Количество отличий «Ясеня-М», первым из которых является «Казань», от предыдущего варианта – проекта 885 с шифром «Ясень», единственным представителем которого является (и останется) «Северодвинск» – огромно: начиная с нового корпуса, отличающегося другими размерами и конструкцией, и кончая наполнением, относящимся по факту к другой эпохе («Северодвинск» несет в себе очень много оборудования, изготовленного еще в первой половине 1990-х, когда лодку начали строить). Таким образом, это не тот старый «Ясень», а новая разработка российских инженеров, которую обеспечивал не оставшийся старый задел по комплектующим, а современная промышленность. Впрочем, того, что «Ясени-М» – развитие «Ясеня», этот факт не отменяет.

«Казань» – большой шаг вперед для ВМФ России. Но ради точного и объективного понимания связанных с подплавом и проектом «Ясень-М» вопросов стоит обозначить и другие аспекты случившегося.

Обратная сторона «Казани»

Тактико-техническое задание на проект 885 подписывал еще адмирал Горшков в конце 1970-х годов. И – важнейший момент – эта лодка не замышлялась тем, чем сегодня ВМФ хочет ее сделать. «Ясень» должен был заменить собой лодки проекта 949, постройка которых началась парой лет раньше – в 1975 году. Эта лодка в момент, когда ее задумали, классифицировалась как ПЛАРК – подводная лодка атомная, вооруженная крылатыми ракетами. Собственно, по факту такой ее и построили. Она несет большой ракетный арсенал, следствием чего являются большие размеры. Размеры означают смещение больших масс воды в движении, а значит – большую дистанцию обнаружения гидроакустическими комплексами, способными «брать» низкие частоты (смещение большой массы воды и есть волна с большой длиной и очень низкой частотой). Это обусловлено тем, что длинноволновые колебания в воде распространяются на огромные расстояния.

То же касается и применяемых сегодня неакустических средств обнаружения, например, базовой патрульной авиацией ВМС США. Чем больше лодка, тем больше шансов, что раздвигаемая ей в движении масса воды даст волновой эффект на поверхности, который своим радиолокатором сможет засечь противолодочный самолет – сегодня американцы работают именно так.

У лодки в качестве движителя применен гребной винт большого диаметра со сниженными оборотами. Винт повышает заметность в низкочастотном диапазоне, так как малооборотистый винт и порождает то самое движение большой массы воды, столь хорошо засекаемое в низкочастотном диапазоне.

Кроме того, винт не дает возможности двигаться одновременно быстро и с низким уровнем шума – такую возможность дает только водомет. Именно поэтому у «Бореев», разработанных конкурентами «Малахита» – ЦКБМТ «Рубин», в конструкции применен водомет. Ходить тихо и быстро можно только с ним. Не зря у американцев и на «Сивулфах», и на «Вирджиниях» тоже применены водометы. И у англичан на «Астьютах». Ориентировочно, лодка с водометом может испускать такой же шум, как и лодка с винтом, имея в два-три раза большую скорость – или, при равной скорости, лодка с водометом будет значительно «тише». А это дает колоссальное преимущество в бою.

Собственно, все это не было бы особо важно, сохранись у нас та структура флота, частью которой «Ясени» должны были бы быть изначально. ПЛАРК не бьются в дуэлях с многоцелевыми лодками-охотниками, это делают свои лодки-убийцы, а носителю крылатых ракет надо просто выползти на рубеж пуска, пока его прикрытие ведет бой. Для этого «Ясень» и хотели сделать.

Однако позже еще советские руководители ВМФ не придумали ничего лучше, чем объявить ПЛАРК проекта 885 «Ясень» многоцелевой лодкой, которая должна будет не только ракеты запускать в большом количестве, но и сама себя защищать, воевать против многоцелевых лодок противника. То есть, по правде говоря, совмещать в себе несовместимое. Для этого ее пришлось еще больше увеличить – ведь теперь ей нужен был более совершенный гидроакустический комплекс и большее число торпедных аппаратов.

И вот тут все перечисленные выше недостатки из неудобных, но терпимых (для ПЛАРК), превращаются в критические. При всей своей совершенной гидроакустике «Ясень» или «Ясень-М» с куда большей вероятностью окажется в ситуации, когда его первым обнаружил и скрытно атаковал противник, нежели наоборот.

Теоретически тут палочкой-выручалочкой могли бы стать антиторпеды. Ну атаковал противник первым, и что? Все его торпеды будут уничтожены на подходе, после чего можно будет его поискать, найти и атаковать самому, зная, что вот у него-то антиторпед нет. Антиторпеды сводят тактическое преимущество противника к очень малым величинам.

Россия пока является мировым лидером в области антиторпед. Наша антиторпеда М17 является единственной антиторпедой в мире, способной перехватить идущую на подлодку вражескую торпеду под водой. Нам в затылок дышат Китай и Турция, но пока они еще до нашего уровня не дошли. У остальных стран в мире нет ничего заслуживающего упоминания. Но ни на одной из новейших подлодок России антиторпед нет, и о стрельбах ими Минобороны не сообщало никогда. Не делая предположений о том, что там есть на борту «Казани», скажем, что пока эта подлодка достраивалась и испытывалась, никаких движений вокруг антиторпед у нас в стране не происходило, о производстве новых тоже ничего не известно.

И это очень странно. Ведь и «Ясень» и «Ясени-М», первым из которых является «Казань», могли бы все-таки задачи многоцелевых лодок решать. И для этого надо не много – ввести в их боекомплект успешно испытанное изделие. Но этого по каким-то непонятным причинам просто не происходит. А ведь необходимость иметь на борту наших новых подлодок антиторпеды предусмотрена госконтрактом на их постройку, и к «Казани» это тоже относится.

Куда полетят ракеты?

Есть еще одна проблема, которая проблемой лодки не является, но на ее применение будет влиять. Речь идет о целеуказании для комплекса ракетного оружия лодки по морским и подвижным целям. Сама концепция ПЛАРК – подлодки, главным оружием которой являются крылатые ракеты большой дальности, это советское изобретение. Вот только в СССР обеспечивалось наведение этих ракет на цели далеко за горизонтом (целеуказание, ЦУ).

Как это делалось? Во-первых, группы надводных кораблей, находясь на безопасном удалении от противника, вели его по излучению его корабельных радиолокаторов. Несколько точек, с которых осуществлялось наблюдение, давали возможность определить положение противника более-менее точно, после чего оно сообщалось на ракетные подлодки где-то далеко, а там уже и вырабатывалось то самое ЦУ для ракет.

Такой угрозой ВМФ осадил американцев в Индийском океане в 1971 году, во время индо-пакистанской войны, и также осадил их в Средиземном море в 1973-м во время четвертой арабо-израильской войны.

Еще одним способом получить информацию о противнике была разведывательная авиация. У ВМФ СССР имелась морская радиолокационная система целеуказания «Успех», ключевым компонентом которой были самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ и вертолеты-целеуказатели ракетному оружию Ка-25Ц. Отдельно от этого имелась мощная авиаразведка. С помощью этих средств можно было обнаружить морские группировки противника и обеспечить наведение на них ракетного оружия с подлодок, надводных кораблей и морской авиации.

Позже, в 1980-х, появилась система морской космической разведки и целеуказания «Легенда» со спутниками радиолокационной разведки. Ее эффективность была ниже, чем сегодня принято думать, она давала нужные данные примерно в трети случаев, да и обманывать ее американцы научились. Однако «Легенда», «Успех», остальные авиационные разведывательные части, сотни подлодок и десятки быстроходных сторожевиков все вместе давали штабам достаточный объем информации, чтобы подлодки с противокорабельными ракетами получили от этих штабов достоверные данные о цели.

Но сейчас-то ничего этого нет. Есть лишь несколько спутников радиотехнической разведки в системе «Лиана», для обмана которых противнику нужно просто не включать военное радиолокационное оборудование на излучение, и спутники оптической разведки, которых тоже немного и от которых в силу их малого количества можно уклоняться. Кораблей на все флоты меньше, чем у одной Японии, разведывательной авиации нет в принципе.

Отсюда вопрос: куда полетят «Цирконы» и «Ониксы» с «Казани» (как и с «Северодвинска»)? Речь идет прежде всего о наведении на морские цели – условно, авианосные ударные группы противника. Этот вопрос к самой лодке не относится – были бы данные о цели, а пуск она выполнит, ее оборудование и конструкция это позволяют. Вот только где эти данные взять? Пока в ВМФ не решен вопрос с разведкой и целеуказанием, «Казань» гарантированно может только работать по берегу «Калибрами» (координаты стационарных наземных целей заранее известны), остальное – как повезет.

Посмотрим в будущее

И тем не менее порадоваться есть чему. Список мер по устранению критических недостатков новой подлодки (кроме внешнего целеуказания – но это к лодке не относится) очень короткий. И эти меры могут быть претворены в жизнь очень быстро, было бы принято соответствующее решение. А мы после этого просто сможем порадоваться новому подводному ракетному крейсеру, у которого, в отличие от того, что есть сейчас, критических для боеспособности недостатков не будет. А десятки «Калибров» в залпе – останутся.

..............