Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Его искали и в 70-е годы»
Защитники Аджимушкайских каменоломен по степени героизма стоят в одном ряду с защитниками Брестской крепости. Но история их подвига не столь известна, более того, большинство погибших не опознаны до сих пор. Однако очередная экспедиция поисковиков в Крым принесла уникальную находку. И уникальную историю.
В начале августа в Крыму поисковики – участники военно-исторической экспедиции «Аджимушкай» обнаружили останки одного из защитников Аджимушкайских каменоломен. Находясь в этих подземных сооружениях в черте современной Керчи, советские солдаты в течение полугода, с мая по октябрь 1942 года, героически держали оборону против войск Третьего рейха.
Как удалось установить поисковикам, останки принадлежат уроженцу Орловской области Филиппу Севастьяновичу Глебкину 1920 года рождения, считавшемуся пропавшим без вести. И это уникальное событие, поскольку имена других защитников, найденных ранее, установить не удалось.
Спустя несколько дней после этого нашлись и родственники бойца, которые искали его много лет, а также однофамильцы, которые и помогли найтись этим родственникам.
Как рассказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе ООД «Поисковое движение России», останки Глебкина были обнаружены в районе так называемого завала Янгуразова. Именно здесь год назад участники экспедиции отыскали трактор «Сталинец», а уже в этом году – останки двоих защитников каменоломен, имена которых по-прежнему не известны.
Поисковики продолжили расчистку завала и увидели под ним тело третьего человека. Это и был Глебкин. Опознать его помог солдатский медальон, вкладыш которого хорошо сохранился, несмотря на прошедшие 75 лет.
«Поисковики прочли на нем фамилию, имя и место призыва: Филипп Севастьянович Глебкин 1920 года рождения, призванный Выгоничским районным военным комиссариатом Орловской области», – рассказали в «Поисковом движении».
Согласно документам Центрального архива Минобороны, Глебкин числился пропавшим без вести с октября 1941 года. Это было несколько раньше, чем началась основная фаза обороны каменоломен. Но именно в октябре 1941-го родственники получили от бойца последнее письмо.
Когда появились первые сообщения о находке в Аджимушкае, специалист по обслуживанию клиентов из города Брянска Екатерина Глебкина начала получать в социальных сетях сообщения от друзей о том, что в Крыму, возможно, отыскали останки кого-то из ее родных.
Прежде никакого отношения к поисковому движению Глебкина не имела. «Сначала я действительно подумала, что это мой родственник. Но вскоре, пообщавшись со всеми, выяснила, что в нашем роду таких не было, – рассказала Екатерина газете ВЗГЛЯД. – После чего начала искать дальше».
Корни всех Глебкиных идут из деревни Бородино (не то Бородино, которое всем известно), которая раньше относилась к Орловской губернии, теперь – к Брянской области. Так Екатерина вышла на других Глебкиных из Бородино и передала информацию Юрию Катюшину, который оказался родным племянником Филиппа Глебкина.
- крым аренда земли
- Алексей Волошин: Я прятался возле пушек, пытаясь грудью асфальт продавить
- Дмитрий Дробницкий: Между 8 и 9 мая – сутки, разделившие мир
«Родственники мы с теми Глебкиными или просто однофамильцы, мне не известно. Но просто приятно было помочь людям. О том, чтобы обратиться самой в «Поисковое движение» по поводу кого-то из моей ближайшей родни, я пока не думала», – говорит Екатерина.
В свою очередь, Юрий Катюшин заявил газете ВЗГЛЯД, что его семья искала пропавшего дядю и после войны. Так, в середине 70-х годов прошлого века данные о нем подавались в «Книгу розыска газеты «Правда».
«Я еще маленький тогда был, – говорит Катюшин. – Но по рассказам мамы знаю, что в 1974–1977 годах сестра Филиппа Севастьяновича Наталья вела его поиски с помощью следопытов из села Баклань Почепского района Брянской области и посылала запрос в газету «Правда». Поиски не увенчались успехом, но откликнулся его сослуживец по Краснодарскому училищу Барсуков Иван Кондратьевич. Дядя, Филипп Севастьянович, до войны учился в Кокинском техникуме, оттуда был призван в армию и попал в Краснодарское лётное училище, где учился на штурмана. Как он оказался в Аджимушкайских каменоломнях, мне не известно».
В письме Барсукова (оно есть в распоряжении газеты ВЗГЛЯД) говорится, что он жил с братом написавшей ему женщины в одной комнате, когда учился, но другой информации о друге юности у него нет.
Катюшин рассказал, что в семье Глебкина было шестеро братьев и сестер, Филипп Севастьянович – самый старший, сейчас ему бы было 97 лет. Дальше по старшинству идут Николай, Наталья, Зоя, Леонид и Мария. Наш собеседник приходится сыном сестре бойца Марии Севастьяновне. Свою семью солдат завести не успел.
Брат и сестра Филиппа Глебкина все еще живы – 85-летний Леонид и 91-летняя Наталья. Сестра уже почти не видит и не слышит, брат тоже не готов что-либо говорить. Но ближайшим родственникам героического красноармейца обязательно расскажут об их брате.
«Был еще один брат, Николай, как я сказал, – добавляет Юрий Катюшин. – Николай в войну партизанил. Участвовал в подрыве так называемого Голубого моста на Брянщине. Этот подрыв уже превратился в местную легенду. Так что в нашей семье есть как минимум два героя войны».
Обсуждают родственники и вопросы захоронения останков Глебкина-старшего. Пока еще окончательного решения не принято, но с большой долей вероятности героя похоронят примерно там же, где и нашли, в районе Аджимушкайских каменоломен в Крыму.
«Ни к чему его куда-то перевозить, он именно там встретил свою героическую смерть, – комментирует племянник. – Ну а мы с сестрой тоже планируем там быть, сестра очень горит желанием присутствовать на перезахоронении».
Военно-историческая экспедиция «Аджимушкай» проходила с 19 июля по 5 августа в городе Керчь Республики Крым. В этом году в поисковых работах принимают участие активисты «Поискового движения России» из 12 регионов нашей страны и военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Министерства обороны.
Весной 1942 года после ожесточенных боев войска Крымского фронта оставили Керченский полуостров. В мае советские солдаты, прикрывавшие отход основных сил, были полностью окружены в районе поселка Аджимушкай (нынешняя черта Керчи). Исчерпав все возможности борьбы на поверхности, бойцы спустились под землю – в каменоломни – и 170 суток отказывались сдаваться.
Аджимушкай, как и Брестская крепость, считается символом солдатского мужества. Там находится братская могила для тысяч солдат, но лишь имена единиц удалось установить поисковикам и историкам. Семье Глебкиных повезло.