Александр Чаусов Александр Чаусов Ждет ли нас космическая война

Мирный космос на международном уровне регулируется соглашением от 1967 года. Но это совершенно не значит, что наши «западные партнеры» не демонстрируют желание этот договор аннулировать или хотя бы обойти.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «ГДР» как зеркало развала СССР

Насколько Горбачев был наивен в реальности? Или настолько, как показано в сериале? Сериал «ГДР» – это многослойное произведение, манифест нового поколения: «как мы видим из 2024 года исторический распад социалистической послевоенной системы, грядущий распад СССР».

6 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Палестино-израильский конфликт может добить Египет

Катастрофа, которая придет с беженцами из Газы в Египет, мало кого волнует на Западе и в Израиле. Более того, Израиль официально заявляет о насильственном переселении 2,3 млн палестинцев в Синай. Для Египта это неприемлемо.

10 комментариев
2 июня 2014, 22:10 • Общество

Естественные желания

ЕГЭ по физике предлагают сделать обязательным

Естественные желания
@ Виталий Аньков/РИА "Новости"

Tекст: Роман Крецул

Физика оказалась единственным предметом, который с каждым годом выбирают все больше выпускников для сдачи ЕГЭ. Ряд ректоров технических вузов и представителей промышленности выступили с предложением сделать ЕГЭ по физике обязательным. О своих мотивах они рассказали газете ВЗГЛЯД.

В понедельник российские школьники сдавали ЕГЭ по физике. «Участие принимают 207 тысяч человек, продолжительность экзамена – 3 часа 55 минут, на экзамене разрешено пользоваться линейкой и не запрограммированным калькулятором», – сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Сталкиваясь с не очень качественной подготовкой инженеров, мы слышим сетования руководителей вузов на то, что приходят слабые ребята

При этом директор Федерального центра тестирования Сергей Пономаренко отметил, что в этом году число желающих сдать экзамен по физике увеличилось. Также возросло количество школьников, сдающих ЕГЭ по литературе и географии.

«По остальным предметам либо чуть-чуть меньше стало, так как количество выпускников в 2014-м меньше, чем в прошлые годы, либо осталось на прежнем уровне», – приводит слова Пономаренко РИА «Новости».

Несмотря на то, что число желающих сдавать физику растет, ряд ректоров технических вузов и представителей промышленности считают, что этого недостаточно и госэкзамен по физике надо сделать обязательным. С соответствующим предложением они обратились в письме к президенту России.

«Это позиция в том числе Российского союза ректоров, Ассоциации технических университетов и Общественной палаты в лице ее секретаря Евгения Велихова, – рассказал газете ВЗГЛЯД один из подписантов письма депутат Владимир Гутенев. – Сталкиваясь с не очень качественной подготовкой инженеров, мы слышим сетования руководителей вузов на то, что приходят или слабые ребята, или их приходит чрезвычайно мало. Не секрет, что в последние годы крен был в основном в сторону гуманитарных специальностей, экономических, юридических. Поэтому мы приняли решение обратить на это внимание президента».

Авторы обращения считают, что обязательный экзамен по физике можно вводить постепенно: сначала пилотные проекты в нескольких регионах, а через год-два он уже может стать обязательным на всей территории России.

По мнению Гутенева, у школ сейчас достаточно ресурсов, чтобы обязательный ЕГЭ по физике не стал проблемой для выпускников. «В профильных классах – шесть часов физики в неделю, в базовых – пять часов. Разница небольшая. Школьники в любом случае учат данный предмет, и мы считаем, что для того, чтобы у наших детей были неограниченные конкурентные возможности, необходимо задуматься и принять решение, введя физику в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ», – сказал он.

«Без полноценного изучения математики и физики невозможно впоследствии учить теормех, сопромат, гидравлику, инженерные конструкции. Сообщество высокотехнологичной промышленности – авиация, космос, судостроение, оборонка, атом, железные дороги – обеспокоено тем, что конкурентоспособность наших школьников падает, выпускники в основе своей не отвечают требованиям сегодняшнего дня, а задачи, поставленные президентом, и та международная ситуация, при которой мы сейчас живем, диктуют определенные условия, при которых мы обязаны быть независимы и экономически, и научно. И должна быть безопасность, в том числе образовательная», – заявил парламентарий.

Он также отметил, что число тех, кто сдает физику добровольно, с каждым годом растет, потому что «родители понимают: быть полуюристом или полуэкономистом – это лишить себя перспектив профессионального роста, получения необходимых кадровых компетенций». Однако, по мнению депутата, сдавать должны все.

«Введение экзамена в качестве обязательного изменит отношение в том числе тех, кто поступает в педагогические вузы. Если школьник поступает в педагогический вуз, чтобы потом стать учителем английского языка, русского языка или математики, мы уверены, что у него будет приработок, который мы называем репетиторством. На физику же, к сожалению, поступает не так много людей, как хотелось бы. Качество педагогов по физике в последние годы несколько ухудшилось, и мы часто видим случаи, когда физику преподает не выпускник педвуза, а выпускник физического факультета университета, что не способствует передаче знаний, поскольку такие специалисты не имеют в необходимом объеме профессиональных педагогических навыков», – сказал Гутенев.

«Если мы хотим, чтобы наша экономика была не сервисной и наши дети не с халдейской улыбкой, работая дворецкими, открывали двери перед господами, приехавшими сюда отдыхать, а творили будущее, запускали ракеты, строили корабли и выпускали фармпрепараты, то нам необходимо увеличить объем передаваемых знаний и ответственность за математику и физику. Я бы добавил сюда и химию, но этот набор не безразмерный, и мы должны еще беречь и детей. Их невозможно перегружать большим объемом знаний. Но ничто так не структурирует мозги молодых людей в части формирования их мировоззрения, как физика и математика», – заключил парламентарий.

Ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Левин в интервью газете ВЗГЛЯД констатировал, что уровень подготовки по физике в школах упал. «Это недопустимо в условиях, когда мы говорим о техническом прогрессе, о том, что нужно сейчас уделить особое внимание тем, кто поступает на технические специальности», – добавил он.

«К сожалению, при поступлении на технические науки у ребят узкий выбор, потому что обязательное условие – физика. А в школе физика не является обязательной. И в ряде случаев школьники из-за того, что слабо знают, не сдают ее, а в ряде случаев – школы не рекомендуют им сдавать физику из-за того, что знают, что у них физика слабовата.

В таких условиях я безусловно поддерживаю, что физика, как и математика, должна быть обязательной», – сказал ректор.

«Я обращался с этим предложением к Фурсенко, когда он еще был министром, – рассказал Левин. – Он сказал, что сейчас дети и так перегружены ЕГЭ, а если мы еще сделаем обязательный ЕГЭ по физике, то они тогда совсем заплачут».

«Физика очень сильно развивает человека. Из человека, хорошо владеющего основами физики, получается и изобретатель, и хороший технарь, и т. д.», – отметил ректор.

«Боюсь, что не только в технических вузах жалуются на низкий уровень выпускников школ», – отметил в интервью газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

«Я сам в прошлом физик, трудно отделаться от пристрастного взгляда, но мне в принципе не нравится этот тренд, – сказал он. – При такой скорости мы рано или поздно придем к тому, что сделаем ЕГЭ по всем предметам. Почему физика? А химия менее важна? Нет ничего концептуального в этом разговоре. Меня это немного смущает, несмотря на приверженность предмету».

«Мне не кажется, что сиюминутная потребность в технических кадрах должна быстро и, на мой взгляд, не всегда обдуманно отражаться в деятельности. Проблема в знании физики – а оно в высшей степени сегодня неудовлетворительно – лежит совсем не в этой плоскости. Это скорее проблема ЕГЭ как конструкции, чем набора предметов», – добавил Ушаков, пояснив, что речь идет о том, что вместо полноценной учебы старшеклассники занимаются только подготовкой к ЕГЭ. «К счастью, средний балл по ЕГЭ вышел из состава критериев, по которым оценивается деятельность губернаторов, и давления на школу будет меньше. Соответственно, станет возможным сосредотачиваться на преподавании, а не на подготовке к ЕГЭ, потому что это перестает быть критерием. Мне кажется, что проблема лежит скорее в этом. Первые намеки на понимание ситуации – что ЕГЭ не должен быть основанием для оценки деятельности педагога и школы – сразу снимает давление, при котором работа выпускных классов – это только подготовка к ЕГЭ», – отметил Ушаков.

«Это решение – «еще один ЕГЭ» – слишком простое, чтобы быть правильным. Это сиюминутное решение проблемы, но это заход не с той стороны», – заявил эксперт.

..............