5 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 22:13  |  vz.ru

Почему Гитлера не разгромили так же быстро, как Наполеона

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
В XX веке Россию ждала куда более трудная, масштабная и жестокая война, чем во времена Наполеона. И чтобы победить в ней, требовалось напрячь все силы сильного и упрямого народа. Подробности...

Курц останется опасным канцлером, который может вернуться

Игорь Мальцев
Считается, что Народная партия Австрии OVP, которую возглавлял до сегодняшнего дня Себастьян Курц, правоцентристская. Правая до такой степени, что могла смело сказать главе Евросоюза фон дер Ляйен, что в Австрии и так много мигрантов и больше их не будет, пока канцлером работает Курц. Подробности...

"Зеленой" энергетике Германии нужен "Северный поток – 2"

Василий Федорцев
Василий Федорцев, политолог, германист
Потребность Германии в природном газе в ближайшее время будет только расти, и газ этот будет в первую очередь российским – уже просто потому, что возможности переключиться на других крупных поставщиков у немцев пока нет и в обозримом будущем не будет. Подробности...

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать

НОВОСТЬ ЧАСА: Сборная России по теннису в третий раз выиграла Кубок Дэвиса

Путин научит Байдена различать «красные линии» на Украине

нормандский формат

Лавров призвал не оставлять Украину наедине со своей совестью

бывший ссср

В Белоруссии пообещали украинским военным жесткий ответ на нарушение границы

подготовка к земле

Кличко пообещал для борьбы с гололедом посыпать улицы Киева снегом

наказание за Тайвань

Китай обнулил Литву

реформы 1991 года

Как соратники Ельцина уничтожили КГБ

трагедия в «Листвяжной»

Угольные короли ответят за смерть шахтеров

борьба за власть

Украину готовят к реваншу Порошенко

национальный вопрос

Русский язык в Татарстане вызвал новые споры

опричная каста

Андрей Манчук: Украина стала Меккой для нацистов всего мира

жить полноценной жизнью

Вероника Леонтьева: Инвалидность изоляцией не лечится

зеленая революция

Василий Федорцев: «Зеленой» энергетике Германии нужен «Северный поток -2»

Пугают ли вас ИНН, QR-коды и прочие присваиваемые людям цифровые идентификаторы?

Прикометились

До сих пор высадиться на кометы мешали малая гравитация и космическая пыль
       12 ноября 2014, 20:01
    Фото: dlr.de
    Текст: Иван Чернов

Впервые в истории в космическом пространстве совершена сложнейшая научно-техническая операция – посадка космического аппарата на комету. Проходящая на расстоянии 500 млн километров от Земли миссия европейского исследовательского модуля «Фила» призвана обнаружить ценные данные о начальных этапах возникновения Вселенной.

Крайне сложная операция

Европейский исследовательский модуль «Фила» (Philae) в среду отстыковался от зонда «Розетта» (Rosetta) и начал операцию по спуску на ядро кометы Чурюмова-Герасименко. «Предстоящая операция будет первой в истории науки попыткой посадить искусственный аппарат на комету», – подчеркивали в Европейском космическом агентстве (ЕКА) за несколько часов до приземления.

Подтверждающий сигнал о том, что модуль «Фила» отделился от «Розетты» и начал приближаться к комете, поступил на пульт Европейского центра управления полетами в немецком Дармштадте в среду в 10.03 (12.03 по московскому времени). Отделение было намечено на 09.35 по центральноевропейскому времени (11.35 по московскому). Но из-за того, что аппараты находятся на удалении более 500 млн км от Земли, сигнал о начале спуска «Филы» дошел до Европы только через полчаса после начала этого процесса.

В 14.30 по московскому времени в центре управления полетами ЕКА сообщили, что миссия проходит штатно, специалисты получают данные телеметрии с модуля.

Операция по спуску длилась почти семь часов: поверхности кометы аппарат должен был коснуться в 17.02 (19.02 по московскому времени). Посадка модуля состоялась в среду около 18.35 мск. Спустя примерно полчаса сигнал о посадке пришел на Землю. Научный модуль передал первые сигналы с поверхности ядра кометы.

Зонд «Розетта» отправился в космос в марте 2004 года. Двигаясь по сложной траектории вокруг Солнца, аппарат приближался к орбите Юпитера, пролетал рядом с Марсом и три раза – рядом с Землей. С июня 2011 года аппарат находился в режиме спячки – большая часть его бортового оборудования была выключена. «Будильник» аппарата, который был установлен на 20 января, успешно сработал, и бортовое оборудование было запущено.

Зонд сфотографировал 120-километровый астероид Лютеция – самый большой астероид, который люди смогли разглядеть с такого близкого расстояния. Во время облета Лютеции зонду удалось сфотографировать многочисленные ударные кратеры и сотни канавок на всей его поверхности.

Ударные кратеры обычно наблюдаются на всех объектах Солнечной системы с твердой поверхностью, а канавки встречаются гораздо реже. До сегодняшнего дня они были обнаружены только на спутнике Марса Фобосе и астероидах Эрос и Веста.

Директор программ пилотируемых полетов Европейского космического агентства Томас Райтер в эфире немецкого телеканала ZDF оценивал вероятность успешного спуска модуля на поверхность кометы как 50 на 50. «На таком невероятном расстоянии от Земли надо осуществлять навигацию крайне точно», – добавил он.

Это крайне сложная операция, в которой одним из препятствий является и необычная форма кометы, словно состоящей из двух состыковавшихся крупных элементов, добавляют специалисты из ЕКА. При этом модуль «Фила» снабжен специальным буром для взятия проб и десятком различных автоматических исследовательских комплексов – спектрометров, фотокамер, анализаторов частиц. Это позволит, в частности, заглянуть внутрь ядра кометы, притом что обычно частицы ядер комет, попадающие в их шлейф, быстро разрушаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца.

Кроме того, с помощью «Филы» будет изучен и хвост кометы, а также происходящие в нем процессы.

Миссия должна дать ученым ценные данные о начальных этапах возникновения Вселенной. Ученые подчеркивают, что комета сохранилась практически в изначальном состоянии с момента своего возникновения 4,5 млрд лет назад. Свою миссию они называют «космической археологией».

Кстати, «Розетте» уже удалось заснять темную сторону кометы Чурюмова-Герасименко. Фотография была сделана с помощью установленной на борту зонда научной системы обработки изображений OSIRIS с расстояния 19 км.

Нынешняя космическая миссия не обошлась и без происшествий. Историческая посадка на комету едва не сорвалась из-за отказа маневрового двигателя у «Розетты». Но проблему решили, сделав ставку на систему специальных гарпунов, которые при посадке приблизили модуль к комете, воткнувшись в нее.

Несмотря на неполадки, миссию решили продолжить, а проблема на самом деле возникала с активной системой спуска посадочного модуля, которая обеспечивает тягу и помогает избежать отскока аппарата в момент посадки на поверхность небесного тела.

Судьбоносное событие

Как рассказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов, нынешнее событие, если все пройдет успешно, можно назвать судьбоносным.

«Все, что делается в первый раз, в принципе подходит под такое определение, – отметил специалист. – И высадка первого аппарата на Луну, первая высадка на Марс и первые фотографии больших планет с близкого расстояния зондом «Вояджер» и т.д. Высадка на комету стоит в этом же ряду. Также можно вспомнить, как в 1986 году советский аппарат «Вега» впервые сделал фотографию ядра кометы Галлея, пролетев вблизи нее».

Железнов также объяснил, в чем главная сложность высадки космического аппарата именно на комету. Дело в том, что комета «пылит», вокруг ее ядра есть так называемая кома – облако из пыли и газа, приземлиться в которое долгое время не удавалось.

Кроме того, такие небольшие по меркам космоса небесные тела, как комета, имеют очень низкую гравитацию, что также представляет проблему при спуске туда искусственных аппаратов.

«Но все трудности рано или поздно преодолеваются: сначала мы научились сажать модули на Марс или Луну, теперь сажаем на более мелкие объекты», – добавил специалист.

Исследования кометы с помощью «Филы» он считает делом важным и интересным: «Дело в том, что кометы несут в себе то вещество, из которого когда-то образовалась Солнечная система. Есть даже версия, что жизнь на Землю также была занесена с помощью комет. Это очень интересный объект», – резюмировал он.