19 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 12:03  |  vz.ru

Почему русские не обижаются

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Национальность – это нормально. Это естественно. Плохо, когда национальность начинает считать себя нацией, оставаясь национальностью. Подробности...

В послании Путина проявилось его мировоззрение

Важны не только сами экономические меры (хотя их значение очень велико), но и то послание обществу, которое стоит за ними: государство осознает, что семья и дети – это огромная ценность, а родительство заслуживает самой решительной поддержки. Подробности...

Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

Василий Федорцев, политолог, германист
То, что сейчас происходит между Берлином и Москвой, – это только первые признаки перемен, и российско-германский диалог, по всей видимости, в новом десятилетии станет более сложным и многогранным. Подробности...

Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек

Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности

Австралию охватили неукротимые лесные пожары

Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США

НОВОСТЬ ЧАСА:Пушкинский музей ответил на претензии Польши на картины

Запущен процесс развала Британии

«внешнее кураторство»

Тимошенко заявила о начале «ликвидации» Украины

«рады предложить услуги»

Латвия похвасталась технической возможности для поставок нефти в Белоруссию

«независимая жизнь»

Принц Гарри и Меган Маркл возместят короне затраты на ремонт резиденции

переписывание истории

Немцы обвинили СССР в начале Второй мировой войны

группа граждан

Коммунисты и либералы не захотели величия России

«билеты счастья»

У экономического чуда российских лотерей есть простое объяснение

«принципы децентрализации»

Меркель перевела Украину на ручное управление

Признаки перемен

Василий Федорцев: Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

Новая эра

Владимир Можегов: Русская мечта как мировоззрение

Колоссальные средства

Ирина Алкснис: России осталось решить одну большую проблему

Как отмечают Новый год народы России?

Каким будет новый премьер-министр Мишустин?

Прикометились

В истории космонавтики поставлена еще одна важная веха

12 ноября 2014, 20:01

Текст: Иван Чернов

Впервые в истории в космическом пространстве совершена сложнейшая научно-техническая операция – посадка космического аппарата на комету. Проходящая на расстоянии 500 млн километров от Земли миссия европейского исследовательского модуля «Фила» призвана обнаружить ценные данные о начальных этапах возникновения Вселенной.

Крайне сложная операция

Европейский исследовательский модуль «Фила» (Philae) в среду отстыковался от зонда «Розетта» (Rosetta) и начал операцию по спуску на ядро кометы Чурюмова-Герасименко. «Предстоящая операция будет первой в истории науки попыткой посадить искусственный аппарат на комету», – подчеркивали в Европейском космическом агентстве (ЕКА) за несколько часов до приземления.

Подтверждающий сигнал о том, что модуль «Фила» отделился от «Розетты» и начал приближаться к комете, поступил на пульт Европейского центра управления полетами в немецком Дармштадте в среду в 10.03 (12.03 по московскому времени). Отделение было намечено на 09.35 по центральноевропейскому времени (11.35 по московскому). Но из-за того, что аппараты находятся на удалении более 500 млн км от Земли, сигнал о начале спуска «Филы» дошел до Европы только через полчаса после начала этого процесса.

В 14.30 по московскому времени в центре управления полетами ЕКА сообщили, что миссия проходит штатно, специалисты получают данные телеметрии с модуля.

Операция по спуску длилась почти семь часов: поверхности кометы аппарат должен был коснуться в 17.02 (19.02 по московскому времени). Посадка модуля состоялась в среду около 18.35 мск. Спустя примерно полчаса сигнал о посадке пришел на Землю. Научный модуль передал первые сигналы с поверхности ядра кометы.

Зонд «Розетта» отправился в космос в марте 2004 года. Двигаясь по сложной траектории вокруг Солнца, аппарат приближался к орбите Юпитера, пролетал рядом с Марсом и три раза – рядом с Землей. С июня 2011 года аппарат находился в режиме спячки – большая часть его бортового оборудования была выключена. «Будильник» аппарата, который был установлен на 20 января, успешно сработал, и бортовое оборудование было запущено.

Зонд сфотографировал 120-километровый астероид Лютеция – самый большой астероид, который люди смогли разглядеть с такого близкого расстояния. Во время облета Лютеции зонду удалось сфотографировать многочисленные ударные кратеры и сотни канавок на всей его поверхности.

Ударные кратеры обычно наблюдаются на всех объектах Солнечной системы с твердой поверхностью, а канавки встречаются гораздо реже. До сегодняшнего дня они были обнаружены только на спутнике Марса Фобосе и астероидах Эрос и Веста.

Директор программ пилотируемых полетов Европейского космического агентства Томас Райтер в эфире немецкого телеканала ZDF оценивал вероятность успешного спуска модуля на поверхность кометы как 50 на 50. «На таком невероятном расстоянии от Земли надо осуществлять навигацию крайне точно», – добавил он.

Это крайне сложная операция, в которой одним из препятствий является и необычная форма кометы, словно состоящей из двух состыковавшихся крупных элементов, добавляют специалисты из ЕКА. При этом модуль «Фила» снабжен специальным буром для взятия проб и десятком различных автоматических исследовательских комплексов – спектрометров, фотокамер, анализаторов частиц. Это позволит, в частности, заглянуть внутрь ядра кометы, притом что обычно частицы ядер комет, попадающие в их шлейф, быстро разрушаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца.

Кроме того, с помощью «Филы» будет изучен и хвост кометы, а также происходящие в нем процессы.

Миссия должна дать ученым ценные данные о начальных этапах возникновения Вселенной. Ученые подчеркивают, что комета сохранилась практически в изначальном состоянии с момента своего возникновения 4,5 млрд лет назад. Свою миссию они называют «космической археологией».

Кстати, «Розетте» уже удалось заснять темную сторону кометы Чурюмова-Герасименко. Фотография была сделана с помощью установленной на борту зонда научной системы обработки изображений OSIRIS с расстояния 19 км.

Нынешняя космическая миссия не обошлась и без происшествий. Историческая посадка на комету едва не сорвалась из-за отказа маневрового двигателя у «Розетты». Но проблему решили, сделав ставку на систему специальных гарпунов, которые при посадке приблизили модуль к комете, воткнувшись в нее.

Несмотря на неполадки, миссию решили продолжить, а проблема на самом деле возникала с активной системой спуска посадочного модуля, которая обеспечивает тягу и помогает избежать отскока аппарата в момент посадки на поверхность небесного тела.

Судьбоносное событие

Как рассказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов, нынешнее событие, если все пройдет успешно, можно назвать судьбоносным.

«Все, что делается в первый раз, в принципе подходит под такое определение, – отметил специалист. – И высадка первого аппарата на Луну, первая высадка на Марс и первые фотографии больших планет с близкого расстояния зондом «Вояджер» и т.д. Высадка на комету стоит в этом же ряду. Также можно вспомнить, как в 1986 году советский аппарат «Вега» впервые сделал фотографию ядра кометы Галлея, пролетев вблизи нее».

Железнов также объяснил, в чем главная сложность высадки космического аппарата именно на комету. Дело в том, что комета «пылит», вокруг ее ядра есть так называемая кома – облако из пыли и газа, приземлиться в которое долгое время не удавалось.

Кроме того, такие небольшие по меркам космоса небесные тела, как комета, имеют очень низкую гравитацию, что также представляет проблему при спуске туда искусственных аппаратов.

«Но все трудности рано или поздно преодолеваются: сначала мы научились сажать модули на Марс или Луну, теперь сажаем на более мелкие объекты», – добавил специалист.

Исследования кометы с помощью «Филы» он считает делом важным и интересным: «Дело в том, что кометы несут в себе то вещество, из которого когда-то образовалась Солнечная система. Есть даже версия, что жизнь на Землю также была занесена с помощью комет. Это очень интересный объект», – резюмировал он.