24 июня, воскресенье  |  Последнее обновление — 10:03  |  vz.ru

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Антон Крылов, журналист
Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве. Хотя обсуждать надо не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле. Подробности...

На карту поставлено существование Евросоюза

Наталия Янкова, публицист (Германия)
Немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика. Подробности...

Самая трудная, но при этом и благодарная работа для русского человека

Дмитрий Ольшанский, публицист
У нас с друзьями есть традиция: каждый год девятого мая мы читаем текст кого-нибудь из так называемых приличных людей о том, что этот день должен быть траурным. И каждый год мы отвечаем, что у нас уже есть траурный день. Подробности...

Самые красивые болельщицы ЧМ-2018

Благодаря чемпионату мира мы смогли увидеть не только красивый футбол, но и прекрасных болельщиц, приехавших со всего мира поддержать свои любимые команды. Самые яркие из них – на страницах газеты ВЗГЛЯД

Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них

Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина

НОВОСТЬ ЧАСА:В Раде предупредили об угрозе социального взрыва из-за диктата МВФ

России советуют быть строже с чужими болельщиками

«Мы на фронте»

Лукашенко допустил вхождение Белоруссии в состав другого государства

«исторический факт»

Украинская писательница потребовала переименовать Россию

«хотите с кем-то воевать?»

Болельщики из Перу уехали в Челябинск ради танков

гражданская война

Появились сведения о массовом уничтожении российских беспилотников на Украине

герб СССР

Басилашвили вступился за Кикабидзе

«вообще не пою»

Познер признался в неприятии российского гимна

«разбомбить Кенигсберг и Мемель»

Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны

«Хороший опыт»

Сборная Франции по футболу забила 11 мячей российской команде

пенсионный возраст

Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

«Добро пожаловать в Америку»

Егор Холмогоров: Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы

грузинский пенсионер

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?

«Корона – это все-таки горячо»

Руководитель уникального проекта «Интергелиозонд» рассказал, как российский космический аппарат будет подбираться к Солнцу

1 июля 2010, 17:57

Текст: Николай Анищенко

Россия может стать пионером в деле детального изучения Солнца. В стране началась разработка уникального космического аппарата для исследования звезды вблизи ее поверхности. Руководитель проекта «Интергелиозонд», директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Владимир Кузнецов в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, почему никто до сих пор не подбирался близко к Солнцу и с какими трудностями придется столкнуться российским разработчикам.

– Владимир Дмитриевич, в чем уникальность проекта, которым вы руководите?
        – «Интергелиозонд» – это проект космического аппарата, который впервые полетит в корону Солнца. Туда еще не летал никто – ни американцы, ни европейцы. Все, конечно, готовы, но пока на таком «ходу» только мы – хоть и в стадии технического предложения.

Сейчас происходит уточнение баллистики, формы космического аппарата, всех его характеристик – и, естественно, перечня научной аппаратуры (которая будет на нем располагаться – прим.).

– А почему туда еще никто не летал?
        – Есть проблемы. Вы понимаете, корона – это все-таки горячо, просто так туда не полетишь. Нужны экраны. Если с Земли уходит космический аппарат, он не может сразу полететь к Солнцу, у нас не хватает скорости. Но когда мы улетаем с орбиты Земли, мы сохраняем скорость, заданную нашей планетой, и на орбите Солнца – а это порядка 30 километров в секунду. Но траекторию полета нужно немного подкорректировать, то есть свернуть в сторону, чтобы встретиться с Венерой, которая чуть-чуть повернет аппарат в направлении Солнца – один раз, другой раз... А потом, глядишь, мы и пролетим достаточно близко над поверхностью Солнца.

Владимир Кузнецов считает, что реализация проекта активизирует деятельность российских научных институтов (фото: nkj.ru)

В данном случае «близко» – понятие относительное: это 20 млн километров. Но это много ближе того расстояния, на котором располагается первая планета нашей системы – Меркурий, на солнечной стороне которой текут свинцовые реки. А свинец плавится при температуре 324 градуса по Цельсию.

– То есть совершение этой миссии связано с рядом новых технологических решений, разработок?
        – Конечно! Нужны экраны, чтобы защитить аппаратуру от непосредственного жара. Но в то же время надо будет снимать, изучать поверхность звезды, поэтому «дырки» в экране будут все равно. Световой поток проникает внутрь – и если его не обработать должным образом, он выжжет все.

– Значит, нужны специальные фильтры?
        – И фильтры, и делители, уменьшающие энергию луча.

– «Интергелиозонд» разрабатывается на смену потерянному спутнику «Коронас-ФОТОН» или был задуман независимо от него?
        – Нет, это разные проекты. «Коронас-ФОТОН» – это спутник Земли, и задачи, которые были перед ним поставлены, не шли ни в какое сравнение с задачами «Интергелиозонда».

– Можно ли сказать, что Россия с проектом «Интергелиоцентр» выходит на лидирующие позиции в космических исследованиях?
        – Нет, ну что вы. В этом смысле надо отдать должное американцам, у которых есть долговременная программа исследования космоса, предусматривающая занятие множества ниш. Они выдерживают графики целевых запусков. У них хорошая программа – нам остается только позавидовать. И поэтому хочется тянуться!

– А как приближение к Солнцу на столь близкое расстояние качественно изменит состав получаемых научных данных?
        – Понимаете, мы находимся на расстоянии в 150 млн километров от Солнца, в такой дали некие малые детали не видны. А ведь основное энерговыделение, магнитные поля – они в маленьких, ярких точках. Вспышки на Солнце, конечно, бывают большие, но в основном поток идет через эти маленькие образования.

Подлетая ближе, мы улучшаем видимость во много раз и, таким образом, можем изучать гораздо более мелкие фрагменты на поверхности Солнца.

– А какова практическая польза от изучения Солнца, что сейчас преимущественно исследуют подобные космические аппараты?
        – Они исследуют то, что летит от Солнца к Земле, что определяет космическую погоду в околоземном пространстве. А это солнечный ветер и все его атрибуты – электроны, ионы, ядра; это самая элементарная пыль, а также выбросы коронарного вещества, температура которого миллионы градусов, – выбросы, связанные со вспышками на Солнце. Это все ударяется в магнитосферу Земли – и пошло-поехало: геомагнитные бури, инфаркты, инсульты – как минимум! – не говоря уже о технологических вещах.

Это не только отказы электроники. Представьте себе газопровод длиной 5 тыс. километров. Вы знаете, сколько там может ЭДС навестись? Много. В Канаде в свое время из-за активности Солнца вышла из строя сеть энергообеспечения нескольких северных провинций: сгорели! На проводах энергопередачи было наведено ЭДС – оно и выбило все.

– Значит, все последние проекты по изучению Солнца в той или иной степени направлены на изучение геомагнитной активности?
        – Они все направлены на изучение солнечно-земных связей – влияние Солнца и его активности на Землю – на все, что расположено на ней и вокруг нее.