Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

ХАМАС призвал арабские страны расторгнуть мирные соглашения с Израилем

11 мая, вторник  |  Последнее обновление — 03:55  |  vz.ru
Разделы

Никто и никогда больше не снимет «Судьбу человека»

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Нет ничего удивительного, что книги и фильмы о том времени все меньше похожи на то, что на самом деле делали наши деды и наши отцы. Закон времени. Можно до религиозного экстаза уважать и чтить их подвиг, но понять его так, как ощущали его они, и даже мы – уже невозможно физически. Подробности...
Обсуждение: 76 комментариев

Мы – дети детей войны

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Наши деды и бабушки, ветераны войны, наши отцы и матери, дети войны – герои. Не потому, что они наши. А потому что вовсе не всё равно, кто строил Аушвиц и был в нем надзирателем, а кто освобождал Аушвиц и всю Европу. Подробности...
Обсуждение: 103 комментария

Когда 9 Мая победит в «войнах памяти»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Победа в Великой Отечественной войне – самое важное событие в российской истории и будет оставаться таким всегда, как для французов взятие Бастилии или для американцев – провозглашение независимости от Британии Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

На Красной площади прошел парад Победы

В Москве прошел торжественный парад Победы. В нем участвовали более 12 тыс. военнослужащих. По Красной площади прошло свыше 190 единиц техники, среди которых оказались образцы времен войны и современные машины. Над столицей пролетели 76 самолетов и вертолетов
Подробности...

В столице Мексики рухнул метромост с поездом

В Мехико обрушился метромост с проходившим по нему поездом. По официальным данным, в результате аварии погибли 23 человека. При этом данные о пострадавших разнятся: по меньшей мере около 70 человек госпитализированы. Также среди пострадавших и погибших есть несовершеннолетние
Подробности...

Россия отпраздновала светлую Пасху

«Праздник Пасхи, олицетворяющий торжество жизни, добра и справедливости, имеет огромное нравственное значение. Он пробуждает веру, надежду, стремление помогать ближним», – заявил президент Владимир Путин, обращаясь к россиянам. Пасхальную ночь глава государства встретил на богослужении в храме Христа Спасителя. Службу совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: ХАМАС призвал арабские страны расторгнуть мирные соглашения с Израилем

    Главная тема


    Уход США из Афганистана оборачивается новым вызовом для России

    массовая вакцинация


    В РФПИ рассказали, как «Спутник V» победил коронавирус в Сан-Марино

    50 лет спустя


    Рассекречены архивы о присуждении Нобелевской премии Солженицыну

    день победы


    Волонтеры в Латвии выложили из цветов красную звезду

    Видео

    «Тарантино абсолютный»


    Почему скрывали подвиг советских байкеров в гитлеровском тылу

    холодная весна


    Природа поставила Европу в зависимость от «Северного потока – 2»

    неизведанные страницы


    Штурм Берлина потребовал от Красной армии особой изобретательности

    армия и вооружение


    ВМФ России получил подводную лодку новой эпохи

    «помнить войну»


    Сергей Худиев: В эти дни нужно меньше карнавала

    «самое значимое»


    Тимофей Бордачев: Когда 9 Мая победит в «войнах памяти»

    «Мы – дети детей войны»


    Герман Садулаев: «Тиктокеры», не помнящие родства, становятся легкой добычей вражеской агитации

    особое мнение


    Американский политолог: Отношения России и США находятся при смерти

    на ваш взгляд


    Как вы восприняли информацию об отмене выдачи виз в США?

    В одной лодке

    Субмарина С-189 впервые была спущена на воду в 1955 году    18 марта 2010, 18:57
    Фото: Денис Нижегородцев
    Текст: Денис Нижегородцев,
    Санкт-Петербург

    Превращенная в музей советская субмарина С-189 расположилась в центре Северной столицы у причала на набережной Лейтенанта Шмидта. Этот тип подводных лодок когда-то был самым массовым в Советском Союзе, их было выпущено около 250. Но до наших дней дожила всего одна. И она не дожила бы, но бывший подводник, ставший успешным бизнесменом, решил поднять ее со дна морского, отреставрировать и дать всем желающим посмотреть, как живется морякам.

    В четверг в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта торжественно открылся первый в России частный музей – подводная лодка. Субмарина С-189 была спущена на воду в 1955 году. 35 лет прослужила советскому военному флоту, была исключена из состава ВМФ в 1990 году. А в 1999 году затонула недалеко от Кронштадта.

    Потихоньку с нее снимали детали, которые можно было снять. В результате она утонула

    Как рассказали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД бывалые моряки, пришедшие на открытие музея, затонула она не от старости, а от разрухи. Просто потихоньку с нее снимали детали, которые можно было снять и сдать в пункты приема цветмета, а потом отвинтили и какой-то важный агрегат. В результате она утонула.

    У государства поднимать ее денег не было. Поэтому за дело взялся бизнесмен, сам бывший подводник, Андрей Артюшин. За счет собственных средств он поднял ее на поверхность в конце 2005 года, отправил на ремонт в один из доков судоремонтного завода в Петербурге, полностью воссоздал внутреннее убранство и в 2010-м открыл в ней музей.

    Сейчас «экипаж» музея состоит из семи человек. Все они − бывшие моряки, но не все подводники. Кто-то служил, в том числе, и на лодках той же серии.

    Подводная романтика в музее – на каждом шагу
    Подводная романтика в музее – на каждом шагу

    Отметим, что С-189 на сегодня – последняя лодка самой массовой серии советских дизельных подводных лодок. Их было выпущено около 250 штук, но все остальные уже разрезаны и прекратили свое существование.

    В Петербурге это уже не первый музей «на воде», в городе есть корабль-музей крейсер «Аврора», музей – подводная лодка «Народоволец» и музей − ледокол «Красин». Но все они созданы с государственным участием. Подлодка С-189 – пожалуй, единственный в России частный музей подобного рода.

    Внутри подводной лодки все так же, как было 40−50 лет назад. Бывший механик Александр Федорович Мартемьянов вспоминает, как проходил срочную службу вот на такой субмарине в 1961−1965 годах, показывает вниз и говорит, что начинал оттуда, из трюма: «Всякое было, конечно. И мины цепляли, и аварийно всплывали не раз, − улыбается он. – Но я об этом лучше рассказывать не буду, еще время, наверно, не пришло».

    Экипаж лодки состоял из 56 человек. Проходя по этим узким отсекам, всякий раз низко нагибая голову и высоко поднимая ноги, чтобы уместиться в люк между отсеками, довольно сложно представить, где они тут могли уместиться. Когда проходишь всю субмарину от первого до седьмого отсека и спрашиваешь, а где же каюты, где люди-то спали, сотрудники музея только улыбаются: «А тут и спали…»

    Петр Сальник вспоминает, что на подлодке служить было хорошо
    Петр Сальник вспоминает, что на подлодке служить было хорошо

    На лодках этой серии каюта по проекту была только одна – у капитана. Уже потом, в ходе эксплуатации, моряки по собственной инициативе что-то доделывали и достраивали. Так появилась еще одна каюта, где могли находиться старший помощник, штурман, доктор. А все остальные спали на решетчатых металлических койках, подвешенных к потолку цепями. Висели они практически во всех отсеках лодки (всего их семь), справа и слева от узкого прохода, да еще и в два ряда. То есть никаких отдельных помещений для сна не было. Тут же, под койкой, в нескольких сантиметрах от нее лежат здоровенные запасные торпеды. В 1-м отсеке в торпедные аппараты всегда были заряжено четыре торпеды, а еще шесть лежали рядом, про запас. Иногда это могло выглядеть так: хочешь поставить запасную, убирай свою койку и доставай торпеду… Философия была такая, что каждый метр, да что там говорить, каждый сантиметр пространства должен был быть использован по максимуму. Ничего лишнего, и, конечно, никаких шкафчиков для личных вещей, полок для одежды.

    «А зачем? − улыбается старший механик лодки-музея Петр Сальник. − Ничего лишнего и не было. Я, правда, служил на другой подводной лодке. Но вряд ли условия сильно отличались. Морякам выдавали один комплект одежды на неделю, а через неделю, когда одежда приходила в негодность, нередко она просто выбрасывалась за борт. И давали другую одежду. Отдельного отсека для хранения этих вещей тоже не было. Тюк лежал там, где было место».

    Душ моряки принимали тоже особенным способом. В автономке (то есть без захода в порты, без встреч с другими кораблями) эта дизельная подводная лодка могла находиться до 45 суток. Пресная вода была ограничена, поэтому для помывки личного состава использовалась вода, охлаждающая дизеля двигателя подлодки. «Лейка» душа висела прямо за дизелем. (Вода там была вполне чистая, просто нагретая дизелем − прим. ред.)

    Идем дальше. Впереди маленький камбуз (корабельная кухня) − проходная комнатка с огромной четырехконфорочной электрической плитой и духовкой. Конфорки разделены между собой массивными металлическими перегородками – гарантия того, что ни при какой качке еда на плиту не прольется. Плита напоминает современную электроплиту. Сотрудники музея с удовольствием отвечают на вопрос, что на ней готовили: «А вот питались подводники очень неплохо, что бы там ни говорили, − рассказывает старший механик Петр Сальник. – Нам, например, когда я служил на лодке, давали такие консервы, которые люди на суше могли вообще ни разу в жизни не попробовать: это и язык в желе, и севрюга в томатном соусе. Шоколад давали… А на ужин каждому члену экипажа полагалось по 50 грамм сухого вина».


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •