21 ноября, среда  |  Последнее обновление — 13:18  |  vz.ru
Разделы

Современный мир больше не управляется телевизором

Андрей Тесля, кандидат философских наук, БФУ имени И. Канта, Калининград
Удивляет, правда, сколь много времени отнимает телевидение у тех, у кого оно вызывает тошноту и рвоту. Хотя, с другой стороны, мазохизм – дело личных предпочтений, и не нам ставить это им в упрек, ведь мы сами выбираем свою френдленту. Подробности...

Как токсичный Янукович Майдан организовал

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Настоящие патриоты, а не называющие себя так члены секты Свидетелей Майдана, надеются, что когда-нибудь люди, организовавшие переворот, ответят по закону. Однако на скамье подсудимых должен оказаться и «ростовский сиделец». Подробности...

Как мэр Екатеринбурга с челябинцами поссорился

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
У нас с советских времен считается, что «там, где раньше тигры, гм, испражнялись, мы проложим магистрали!» – и порядок. Большой инфраструктурный объект – это не просто способ освоить бюджет и дать своим заработать. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    В РЖД показали новые плацкартные вагоны

    Российская студия представила новые вагоны с зонами персонального комфорта, созданные на базе общих и плацкартных. Согласно задумке, пространство должно отвечать всем запросам пассажиров. Внутри вагонов появится возможность отгородиться от соседей. В эксплуатации новые вагоны появятся в 2019 году
    Подробности...

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ДНР сообщили о задержании готовившего теракт агента СБУ

        Главная тема


        Гибель человека на ВПП Шереметьево требует жестких решений

        «буду на месте всегда»


        Строители прокомментировали сообщения о проседании Крымского моста

        пять лет госперевороту


        Евромайдан заставил украинцев полюбить неудачников

        «комплекс коллективной вины»


        Негативному отношению немцев к богачам дали неожиданное объяснение

        Видео

        «философии управления»


        Названо «значительное преимущество» «Абрамсов» перед российскими танками

        «надменное высокомерие»


        Американской «империи» предрекли крах из-за долгов

        символ изобилия


        «Миф о колбасе» напомнил о развале СССР

        Курильские острова


        Почему никто не сможет помешать Путину заключить мирный договор с Японией

        «провальный мэр»


        Киеву уготована печальная участь

        «Закат Европы»


        Владас Повилайтис: учитель гимназии предсказал конец западной цивилизации

        «Отставка Мюллера»


        Дмитрий Дробницкий: спецпрокурор США вмешивался в политику Великобритании

        «Ошибка Порошенко»


        Сергей Худиев: президент Украины попробовал командовать церковью

        на ваш взгляд


        Спустя пять лет после Евромайдана как вы считаете, когда Украина вернется в зону влияния России?

        В одной лодке

        В Санкт-Петербурге открылся первый в стране частный музей-субмарина

        18 марта 2010, 18:57

        Текст: Денис Нижегородцев,
        Санкт-Петербург

        Версия для печати

        Превращенная в музей советская субмарина С-189 расположилась в центре Северной столицы у причала на набережной Лейтенанта Шмидта. Этот тип подводных лодок когда-то был самым массовым в Советском Союзе, их было выпущено около 250. Но до наших дней дожила всего одна. И она не дожила бы, но бывший подводник, ставший успешным бизнесменом, решил поднять ее со дна морского, отреставрировать и дать всем желающим посмотреть, как живется морякам.

        В четверг в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта торжественно открылся первый в России частный музей – подводная лодка. Субмарина С-189 была спущена на воду в 1955 году. 35 лет прослужила советскому военному флоту, была исключена из состава ВМФ в 1990 году. А в 1999 году затонула недалеко от Кронштадта.

        Как рассказали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД бывалые моряки, пришедшие на открытие музея, затонула она не от старости, а от разрухи. Просто потихоньку с нее снимали детали, которые можно было снять и сдать в пункты приема цветмета, а потом отвинтили и какой-то важный агрегат. В результате она утонула.

        У государства поднимать ее денег не было. Поэтому за дело взялся бизнесмен, сам бывший подводник, Андрей Артюшин. За счет собственных средств он поднял ее на поверхность в конце 2005 года, отправил на ремонт в один из доков судоремонтного завода в Петербурге, полностью воссоздал внутреннее убранство и в 2010-м открыл в ней музей.

        Сейчас «экипаж» музея состоит из семи человек. Все они − бывшие моряки, но не все подводники. Кто-то служил, в том числе, и на лодках той же серии.

        Подводная романтика в музее – на каждом шагу
        Подводная романтика в музее – на каждом шагу

        Отметим, что С-189 на сегодня – последняя лодка самой массовой серии советских дизельных подводных лодок. Их было выпущено около 250 штук, но все остальные уже разрезаны и прекратили свое существование.

        В Петербурге это уже не первый музей «на воде», в городе есть корабль-музей крейсер «Аврора», музей – подводная лодка «Народоволец» и музей − ледокол «Красин». Но все они созданы с государственным участием. Подлодка С-189 – пожалуй, единственный в России частный музей подобного рода.

        #{photos=384935}

        Внутри подводной лодки все так же, как было 40−50 лет назад. Бывший механик Александр Федорович Мартемьянов вспоминает, как проходил срочную службу вот на такой субмарине в 1961−1965 годах, показывает вниз и говорит, что начинал оттуда, из трюма: «Всякое было, конечно. И мины цепляли, и аварийно всплывали не раз, − улыбается он. – Но я об этом лучше рассказывать не буду, еще время, наверно, не пришло».

        Экипаж лодки состоял из 56 человек. Проходя по этим узким отсекам, всякий раз низко нагибая голову и высоко поднимая ноги, чтобы уместиться в люк между отсеками, довольно сложно представить, где они тут могли уместиться. Когда проходишь всю субмарину от первого до седьмого отсека и спрашиваешь, а где же каюты, где люди-то спали, сотрудники музея только улыбаются: «А тут и спали…»

        Петр Сальник вспоминает, что на подлодке служить было хорошо
        Петр Сальник вспоминает, что на подлодке служить было хорошо

        На лодках этой серии каюта по проекту была только одна – у капитана. Уже потом, в ходе эксплуатации, моряки по собственной инициативе что-то доделывали и достраивали. Так появилась еще одна каюта, где могли находиться старший помощник, штурман, доктор. А все остальные спали на решетчатых металлических койках, подвешенных к потолку цепями. Висели они практически во всех отсеках лодки (всего их семь), справа и слева от узкого прохода, да еще и в два ряда. То есть никаких отдельных помещений для сна не было. Тут же, под койкой, в нескольких сантиметрах от нее лежат здоровенные запасные торпеды. В 1-м отсеке в торпедные аппараты всегда были заряжено четыре торпеды, а еще шесть лежали рядом, про запас. Иногда это могло выглядеть так: хочешь поставить запасную, убирай свою койку и доставай торпеду… Философия была такая, что каждый метр, да что там говорить, каждый сантиметр пространства должен был быть использован по максимуму. Ничего лишнего, и, конечно, никаких шкафчиков для личных вещей, полок для одежды.

        «А зачем? − улыбается старший механик лодки-музея Петр Сальник. − Ничего лишнего и не было. Я, правда, служил на другой подводной лодке. Но вряд ли условия сильно отличались. Морякам выдавали один комплект одежды на неделю, а через неделю, когда одежда приходила в негодность, нередко она просто выбрасывалась за борт. И давали другую одежду. Отдельного отсека для хранения этих вещей тоже не было. Тюк лежал там, где было место».

        Душ моряки принимали тоже особенным способом. В автономке (то есть без захода в порты, без встреч с другими кораблями) эта дизельная подводная лодка могла находиться до 45 суток. Пресная вода была ограничена, поэтому для помывки личного состава использовалась вода, охлаждающая дизеля двигателя подлодки. «Лейка» душа висела прямо за дизелем. (Вода там была вполне чистая, просто нагретая дизелем − прим. ред.)

        Идем дальше. Впереди маленький камбуз (корабельная кухня) − проходная комнатка с огромной четырехконфорочной электрической плитой и духовкой. Конфорки разделены между собой массивными металлическими перегородками – гарантия того, что ни при какой качке еда на плиту не прольется. Плита напоминает современную электроплиту. Сотрудники музея с удовольствием отвечают на вопрос, что на ней готовили: «А вот питались подводники очень неплохо, что бы там ни говорили, − рассказывает старший механик Петр Сальник. – Нам, например, когда я служил на лодке, давали такие консервы, которые люди на суше могли вообще ни разу в жизни не попробовать: это и язык в желе, и севрюга в томатном соусе. Шоколад давали… А на ужин каждому члену экипажа полагалось по 50 грамм сухого вина».



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............