1 апреля, среда  |  Последнее обновление — 21:11  |  vz.ru
Разделы

Время сыграет в интересах Конституции

Максим Григорьев, член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии
Что означает перенос даты всероссийского голосования? Это значит, что наблюдателей станет больше, сама процедура прозрачней, а общественный контроль за голосованием сильнее. Подробности...

Россия не бросает даже русофобов

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Россия не бросает своих. А значит, все в конце концов будут вывезены, даже из самых экзотических мест, а самые радикальные русофобы останутся нашими согражданами. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Как США спасаются от экономического цунами

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Дональд Трамп – один из немногих западных лидеров, который понимает, что страшен не столько сам коронавирус, сколько те последствия, которые могут быть из-за чрезмерной реакции государства на распространение болезни. Подробности...

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин анонсировал заявление по новым мерам поддержки экономики

        Главная тема


        Прибалтика назначена ответственной за битву с «русскими хакерами»

        нарушение режима


        Из-за скрывшего заражение коронавирусом москвича закрыли подмосковную больницу

        конфликт в Сирии


        США назвали условие помощи Турции в конфликте с Сирией

        энергетический рынок


        Трамп придумал новый план помощи нефтяникам

        Видео

        крестьянская реформа


        Чем отмена крепостного права навредила России

        подрыв единства


        Россию обвинили в попытке развалить ЕС коронавирусом

        источник установлен


        Коронавирус стал наказанием за суеверия

        недооценка кризиса


        Почему американская медицина сдается перед коронавирусом

        В центре эпидемии


        Геворг Мирзаян: Как США спасаются от экономического цунами

        Трусы и крестик


        Алексей Алешковский: Бремя белого человека многим не по плечу

        Своих не бросаем


        Ирина Алкснис: Россия не бросает даже русофобов

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        Как долго вы психологически готовы соблюдать режим самоизоляции?

        В одной лодке

        В Санкт-Петербурге открылся первый в стране частный музей-субмарина

        18 марта 2010, 18:57

        Текст: Денис Нижегородцев,
        Санкт-Петербург

        Версия для печати

        Превращенная в музей советская субмарина С-189 расположилась в центре Северной столицы у причала на набережной Лейтенанта Шмидта. Этот тип подводных лодок когда-то был самым массовым в Советском Союзе, их было выпущено около 250. Но до наших дней дожила всего одна. И она не дожила бы, но бывший подводник, ставший успешным бизнесменом, решил поднять ее со дна морского, отреставрировать и дать всем желающим посмотреть, как живется морякам.

        В четверг в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта торжественно открылся первый в России частный музей – подводная лодка. Субмарина С-189 была спущена на воду в 1955 году. 35 лет прослужила советскому военному флоту, была исключена из состава ВМФ в 1990 году. А в 1999 году затонула недалеко от Кронштадта.

        Как рассказали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД бывалые моряки, пришедшие на открытие музея, затонула она не от старости, а от разрухи. Просто потихоньку с нее снимали детали, которые можно было снять и сдать в пункты приема цветмета, а потом отвинтили и какой-то важный агрегат. В результате она утонула.

        У государства поднимать ее денег не было. Поэтому за дело взялся бизнесмен, сам бывший подводник, Андрей Артюшин. За счет собственных средств он поднял ее на поверхность в конце 2005 года, отправил на ремонт в один из доков судоремонтного завода в Петербурге, полностью воссоздал внутреннее убранство и в 2010-м открыл в ней музей.

        Сейчас «экипаж» музея состоит из семи человек. Все они − бывшие моряки, но не все подводники. Кто-то служил, в том числе, и на лодках той же серии.

        Подводная романтика в музее – на каждом шагу
        Подводная романтика в музее – на каждом шагу

        Отметим, что С-189 на сегодня – последняя лодка самой массовой серии советских дизельных подводных лодок. Их было выпущено около 250 штук, но все остальные уже разрезаны и прекратили свое существование.

        В Петербурге это уже не первый музей «на воде», в городе есть корабль-музей крейсер «Аврора», музей – подводная лодка «Народоволец» и музей − ледокол «Красин». Но все они созданы с государственным участием. Подлодка С-189 – пожалуй, единственный в России частный музей подобного рода.

        #{photos=384935}

        Внутри подводной лодки все так же, как было 40−50 лет назад. Бывший механик Александр Федорович Мартемьянов вспоминает, как проходил срочную службу вот на такой субмарине в 1961−1965 годах, показывает вниз и говорит, что начинал оттуда, из трюма: «Всякое было, конечно. И мины цепляли, и аварийно всплывали не раз, − улыбается он. – Но я об этом лучше рассказывать не буду, еще время, наверно, не пришло».

        Экипаж лодки состоял из 56 человек. Проходя по этим узким отсекам, всякий раз низко нагибая голову и высоко поднимая ноги, чтобы уместиться в люк между отсеками, довольно сложно представить, где они тут могли уместиться. Когда проходишь всю субмарину от первого до седьмого отсека и спрашиваешь, а где же каюты, где люди-то спали, сотрудники музея только улыбаются: «А тут и спали…»

        Петр Сальник вспоминает, что на подлодке служить было хорошо
        Петр Сальник вспоминает, что на подлодке служить было хорошо

        На лодках этой серии каюта по проекту была только одна – у капитана. Уже потом, в ходе эксплуатации, моряки по собственной инициативе что-то доделывали и достраивали. Так появилась еще одна каюта, где могли находиться старший помощник, штурман, доктор. А все остальные спали на решетчатых металлических койках, подвешенных к потолку цепями. Висели они практически во всех отсеках лодки (всего их семь), справа и слева от узкого прохода, да еще и в два ряда. То есть никаких отдельных помещений для сна не было. Тут же, под койкой, в нескольких сантиметрах от нее лежат здоровенные запасные торпеды. В 1-м отсеке в торпедные аппараты всегда были заряжено четыре торпеды, а еще шесть лежали рядом, про запас. Иногда это могло выглядеть так: хочешь поставить запасную, убирай свою койку и доставай торпеду… Философия была такая, что каждый метр, да что там говорить, каждый сантиметр пространства должен был быть использован по максимуму. Ничего лишнего, и, конечно, никаких шкафчиков для личных вещей, полок для одежды.

        «А зачем? − улыбается старший механик лодки-музея Петр Сальник. − Ничего лишнего и не было. Я, правда, служил на другой подводной лодке. Но вряд ли условия сильно отличались. Морякам выдавали один комплект одежды на неделю, а через неделю, когда одежда приходила в негодность, нередко она просто выбрасывалась за борт. И давали другую одежду. Отдельного отсека для хранения этих вещей тоже не было. Тюк лежал там, где было место».

        Душ моряки принимали тоже особенным способом. В автономке (то есть без захода в порты, без встреч с другими кораблями) эта дизельная подводная лодка могла находиться до 45 суток. Пресная вода была ограничена, поэтому для помывки личного состава использовалась вода, охлаждающая дизеля двигателя подлодки. «Лейка» душа висела прямо за дизелем. (Вода там была вполне чистая, просто нагретая дизелем − прим. ред.)

        Идем дальше. Впереди маленький камбуз (корабельная кухня) − проходная комнатка с огромной четырехконфорочной электрической плитой и духовкой. Конфорки разделены между собой массивными металлическими перегородками – гарантия того, что ни при какой качке еда на плиту не прольется. Плита напоминает современную электроплиту. Сотрудники музея с удовольствием отвечают на вопрос, что на ней готовили: «А вот питались подводники очень неплохо, что бы там ни говорили, − рассказывает старший механик Петр Сальник. – Нам, например, когда я служил на лодке, давали такие консервы, которые люди на суше могли вообще ни разу в жизни не попробовать: это и язык в желе, и севрюга в томатном соусе. Шоколад давали… А на ужин каждому члену экипажа полагалось по 50 грамм сухого вина».



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............