Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Семерка» фактически перестала существовать»
«Это шанс, чтобы европейцы наконец-то перестали прятаться за спиной американцев, а начали бы разрабатывать собственную политику в отношении России», – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар, комментируя знаковое заявление Ангелы Меркель. Канцлер ФРГ призвала немцев и европейцев в целом рассчитывать лишь на себя, но при этом дружить с внешними силами – и «даже с Россией».
Канцлер Германии Ангела Меркель впервые признала существование надлома в отношениях Европы и США. Так германское издание Tagesspiegel оценило заявление, сделанное Меркель накануне в рамках предвыборной кампании ее блока ХДС-ХСС. Европейцам необходимо «взять судьбу в собственные руки», подчеркнула Меркель.
Европейцы, скрежеща зубами, идут за американским президентом. Они вынуждены слушаться главного командира
«Времена, когда мы полностью могли полагаться на других, прошли. Я на днях окончательно поняла это», – сообщила своим сторонникам действующий канцлер Германии. Заметим, что «на днях» – это то самое время, на которое пришлась встреча лидеров «Большой семерки», где впервые участвовал Дональд Трамп. По мнению наблюдателей, встреча G7 продемонстрировала отсутствие единства среди ведущих стран мира (в том числе в отношении антироссийских санкций), а накануне саммита очевидными стали расхождения между Германией и новой администрацией Белого дома.
На заявление Меркель явно повлияла подготовка к сентябрьским выборам в бундестаг, полагает Tagesspiegel. Заметим, что партия канцлера Христианско-демократический союз (ХДС), судя по опросам, демонстрирует хорошую динамику и имеет неплохие шансы на победу и, следовательно, на новый канцлерский срок Меркель. Главный конкурент правящей партии социал-демократы «превратили Трампа в отрицательный персонаж», и «Меркель тоже не собирается миндальничать с ним», отмечает издание. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, аналитики поспешили ставить крест на карьере Меркель. Ряд экспертов полагают, что, борясь за победу, фрау канцлерин активно перехватывает риторику своих конкурентов. Другие так не считают. Но как бы то ни было, Меркель явно позиционирует себя как гаранта укрепления самостоятельности Германии.
«Расчет европейцев на собственные силы», по мысли Меркель, подразумевает то, что это будет делаться «в дружбе» с США, с Великобританией (которую лидер ФРГ воспринимает отдельно от Европы), «и как добрые соседи со всеми другими странами, с которыми это возможно». «Даже с Россией», – добавила канцлер.
О значении заявления Ангелы Меркель для Европы, США и «даже для России» газета ВЗГЛЯД побеседовала с германским политологом, научным директором Германо-российского форума Александром Раром.
Александр Рар
|
ВЗГЛЯД: Господин Рар, заявление Меркель прозвучало по завершении саммита НАТО и G7. Говорит ли это о том, что канцлер признается в провале этих саммитов?
Александр Рар: Внутри НАТО тоже говорят абсолютно разными языками. Часть европейцев хотела обсуждать вопрос Украины, отношения с Россией. Но Трампу это неинтересно, он считает европейцев младшими партнерами, не видит там каких-то судьбоносных развитий. Он хочет, чтобы НАТО поддержало и, главное, оплачивало американские военные операции на Ближнем Востоке. Европейцы, скрежеща зубами, идут за американским президентом. Они вынуждены слушаться главного командира, потому что без лидерства Америки НАТО не существует.
Встреча «Большой семерки» была самой провальной за последние годы. Она показывает, что «семерка» фактически перестала существовать. У американцев и европейцев мало общих тем. Америка ориентируется на свои интересы, Европа – на свои. А мир гораздо сложнее. Бессмысленно встречаться в таком составе «семерки», где эти страны обсуждают мировую повестку дня.
Решающей встречей будет «Большая двадцатка» – это новый формат, где действительно можно договориться. Для Меркель это, конечно, очень плохие новости. Она рассчитывала, что «Большая семерка» будет подготовительной встречей к «Большой двадцатке». А сейчас она видит, что «Большая двадцатка» будет очень сложной. Главная тема, политика по климату, спасению окружающей среды, – это вопросы, которые нужно было решать с Америкой, но решаться с Америкой они не будут.
- Лидеры «Семерки» подготовили Макрона к встрече с Путиным
- Меркель перехватила антимигрантскую риторику
- Кремль вынудил Меркель прилететь в Сочи
- Евросоюз признал неисправимые ошибки
- Германия хочет поделить страны ЕС на два сорта
«Большая двадцатка» для Меркель важна, потому что она также является частью избирательной кампании, Меркель хотела показать, что она лидер мира. А сейчас приходится признаваться в слабости Европы в отношении нового американского руководства.
ВЗГЛЯД: Насколько сама Меркель готова полагаться на себя без США и Великобритании?
А. Р.: У Меркель, Европы нет другого выхода. Над Европой сгустились тучи, в Америке появился Трамп, который разительно отличается и как политик, и характером от предыдущих президентов. До сих пор непонятно, насколько всерьез он воспринимает своих партнеров в Европе.
Англия – ключевая страна с самой мощной армией в Европе – выходит из ЕС. Надо спасти старый политический союз Европы. И для этого она должна действовать по-иному. Надо быть больше европейцами, чем трансатлантиками, как это было на протяжении последних десятилетий. Сейчас для Меркель задача – выстоять собственными силами, а не полагаться только на Америку.
ВЗГЛЯД: Насколько в заявлении Меркель играет фактор сентябрьских выборов в бундестаг? Ранее эксперты отмечали, что канцлер перехватывает инициативу у евроскептиков, позиционирует себя как самостоятельный и независимый лидер.
А. Р.: Меркель ни в коем случае не хочет заимствовать аргументы или риторику евроскептиков. Наоборот, она хочет всеми силами спасать идею Европейского союза, европейских ценностей. Она будет спасать и свое правление – она выстроила Европу на основе взаимной поддержки либеральных ценностей. Меркель видит, что вокруг Европы другие страны переходят на другие отношения. Для России интересы всегда были превыше ценностей. Для Америки при Трампе национальные интересы также выше прав человека или либеральных ценностей, для Англии теперь тоже.
#{image=1024340}Остается только Германия, которая про себя говорит, что у нас, немцев, нет национальных интересов, мы отдаем свой суверенитет общей Европе, а общая Европа руководит общими ценностями. Это кредо как символ веры Меркель, она по-другому действовать не может. Она спасает свою политику, поэтому будет говорить: «Даже без Америки мы все равно будем проводить курс на либеральную Европу, мы будем ее спасать».
Меркель должна показать немецкому избирателю, что она не теряет лидерство в Европе. Немцы очень гордятся своим канцлером, что при Меркель Германия завоевала себе место лидера Европы, гораздо больше, чем при Гельмуте Коле, при Герхарде Шредере. Но немцам это нравится не с геополитической точки зрения, а с точки зрения того, что Германия выстроила свою либеральную систему ценностей и предлагает ее другим. Немцы эту систему поддерживают.
Если эти либеральные ценности в опасности, как сейчас, Меркель должна успокаивать свой электорат, говорить, что у нее есть запасной план, Европа будет держаться вместе и мы все равно победим.
ВЗГЛЯД: Меркель призвала Европу «взять судьбу в свои руки», но в дружбе с США, Британией, с «хорошими соседями» и «даже с Россией». О чем говорит ее упоминание России? Это заявка на многовекторность?
А. Р.: Надо посмотреть, что она имела в виду, потому что Меркель говорит одно, а в другой фразе отмечает, что нужно ввести санкции в отношении России. Ее российская политика не очень ясная и, скорее, даже жесткая.
Но если Меркель хочет быть лидером Европы и при этом понимает, что связи американцев и европейцев будут где-то ослабевать (ввиду того, что Трамп будет где-то даже вести политику против европейцев), это было бы безумством, если бы в то же самое время европейцы не пытались договориться с Россией, с той громадной атомной державой, которая находится с Германией и другими на общем континенте. Они – особенно восточные европейцы – всегда хотели, чтобы американцы защищали их от России. Сейчас Америка говорит, что у нее другие проблемы. А европейцам дают понять – решайте ваши проблемы сами.
Но без Америки как они будут противостоять России? Приходится договариваться. Думаю, что это шанс, чтобы европейцы наконец-то не прятались за спиной американцев, а начали бы разрабатывать собственную политику интересов в отношении России – и Россия бы тоже увидела для себя новую геополитическую площадку в Европе и начала бы, невзирая на Вашингтон, развивать свои интересы в отношении Евросоюза.
ВЗГЛЯД: Возможно, этим заявлением Меркель хотела пригрозить Лондону и Вашингтону дружбой с Москвой?
А. Р.: Это же Трамп демонстрировал намерение сближаться с Россией. А европейцы ему не давали, говорили, что Россия – агрессор. Если они сейчас скажут наоборот, что они, а не ты, Трамп, будут сближаться с Россией, это принесет еще больше конфуза в европейскую политику, она станет еще более непредсказуемой.
Скорее, Меркель понимает, что Трамп будет создавать свою повестку дня с Россией на Ближнем Востоке, а что касается европейских вопросов, европейцам придется договариваться с Россией отдельно, вести собственный диалог. На протяжении последних десятилетий американцы всегда занимались всеми проблемами Европы, говорили за Европу, сейчас, может быть, действительно настало время, где влияние Америки на Европу будет снижаться, и для европейцев тогда возникает потребность по-другому выстраивать свои отношения с другими полюсами этого мира – Россией, Китаем.