Глеб Простаков Глеб Простаков Формулой мира станет экономический раздел Украины

Украина может стать не просто линией разграничения и буфером для России и США, но и местом, которое связывает противостоящие стороны взаимными коммерческими интересами – своеобразными предохранителями от дальнейшей эскалации противостояния. По крайней мере, в этой части мира.

6 комментариев
Федор Лукьянов Федор Лукьянов Отношения России и США вернули к «заводским настройкам»

Сейчас происходит сброс данных обратно до настроек базового уровня. Либеральный миропорядок признан завершенным. Классическое соперничество великих держав США объявили главным содержанием международной политики.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв В Мюнхене не осталось места для умственной жизни

За время своего существования Мюнхенская конференция прошла путь от настоящей консолидации Запада на интеллектуальном уровне до площадки для интриг внутри сообщества, пока еще претендующего на то, чтобы управлять остальным миром.

2 комментария
20 марта 2014, 22:10 • Политика

Удар шлагбаумом

Вопрос введения виз с Россией расколол украинские власти

Удар шлагбаумом
@ Reuters

Tекст: Станислав Борзяков

Решение СНБО Украины по введению визового режима с Россией пока не вступило в силу – его не подписал и. о. президента Турчинов, а премьер Яценюк и вовсе высказался против данной затеи. А пока МИД Украины обсуждает возможные сценарии введения виз, газета ВЗГЛЯД решила предположить, каким образом может быть реализована эта мера и чем она чревата для Украины.

Вопрос срочного введения виз с Россией расколол украинские власти. Если бывший комендант обороны Майдана и нынешний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий дал поручение ввести визовый режим с РФ «в самый короткий срок», а до того утвердить пересечение госграницы только по загранпаспортам, то премьер-министр Арсений Яценюк просит не спешить не только с визами, но и с загранпаспортами. «Вряд ли подобная инициатива со стороны Украины будет эффективной с точки зрения влияния на Российскую Федерацию. Зато проблема имеет важное гуманитарное значение для самой Украины, так как в сохранении безвизового режима заинтересовано очень большое количество граждан Украины, в первую очередь на востоке и юге нашего государства, которые ездят в Россию на заработки, имеют родственные отношения по ту сторону границы», – цитирует Яценюка пресс-служба Кабмина.

Получить европейскую визу россиянам на практике гораздо проще, чем европейцам – российскую

Разногласия лежат в очевидной плоскости: Парубий – это про оборону и безопасность, Яценюк – про худую украинскую кубышку и лояльность населения. Начнем, впрочем, с кубышки – визы не ней отразятся самым негативным образом. Особенно если Россия введет зеркальные меры, а вероятность этого очень высока (в Совете Федерации об этом объявили прямо).

В общем и целом более тяжелого и одновременно бессмысленного удара по кошельку многих граждан страны придумать трудно. В этом вопросе всё. Тут и украинцы-заробитчане, которые работают в России (а их, по разным подсчетам, от полутора до четырех миллионов) и в одном только 2013 году перевели своим семьям на родину порядка 6 миллиардов долларов. Тут и российские туристы, охотно посещающие Украину и оставляющие свои деньги в Киеве, Львове, Одессе и других городах. Тут и жители приграничных областей, по которым курсируют электрички (жить на Украине, а работать в России – ситуация нередкая, как, впрочем, и наоборот). Тут и разделенные семьи – огромное количество украинцев проживает в Московской, Ленинградской, Тюменской, Ростовской и Воронежской областях, Краснодарском и Приморском краях, в республиках Коми, Башкортостан, Якутии, Татарстане и Карелии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (Ханты-Мансийск между собой даже называют «Хохлы-Мансийском»). При этом гражданам Украины запрещено иметь двойное гражданство, то есть речь о разделенных семьях с разными паспортами.

Таким образом, введение виз неминуемо приведет к росту социальных проблем и недовольства, особенно на юге и востоке страны, где и без того обострились сепаратистские тенденции.

У Парубия другая цель – пресечь поток тех россиян, кто принимает активное участие в антимайданных протестах на том же юго-востоке. Это можно называть как угодно – «завозом платных титушек» или «волонтерской помощью братьям по ту сторону границы», но факт остается фактом: россиян среди протестующих в Донецке, Луганске и Харькове много, и даже российский флаг на здание Харьковской обладминистрации устанавливал москвич. Удивляться нечему: от Белгорода до Харькова 80 километров, от Ростова до Донецка – 150, а от Киева до Львова (для сравнения) – 550.

Собственно, правила пересечения границы украинская сторона не так давно уже изменила – еще при Януковиче. С 1 декабря от иностранных граждан (прибывших в том числе с транзитными и туристическими целями) требуют доказательство платежеспособности в размере 1176 гривен (около 4660 рублей) в день плюс еще пять дней пребывания. Кроме того, требуется обратный билет. Подчеркивается, что мера это временная, но многих на этом основании действительно разворачивают. В первую очередь это касается мужчин от 18 до 55 лет – в них видят силовую поддержку для Антимайдана.

При этом стоит уточнить, что в скором времени (конкретно – с 1 января 2015 года) иностранцы тоже будут въезжать в Россию только по заграничным паспортам. Изменились и правила пребывания: если раньше гражданин Украины (и других безвизовых стран СНГ, за исключением Белоруссии) мог пересечь границу раз в 90 дней, и этого было достаточно для того, чтобы продолжить пребывание в России, то теперь 90-дневный срок – это максимум для полугодового периода. Так что ответные меры от Украины в целом предполагались, но, разумеется, не такие радикальные.

Должна ли Россия ввести визовый режим для украинцев в ответ на введение Украиной визового режима для россиян?




Результаты
233 комментария

Судя по всему, у инициативы Парубия имеется и еще один резон – более долгосрочный и касающийся в первую очередь взбунтовавшегося Крыма. Экономика полуострова во многом зависит от туризма, причем как официальная (в обслуживании туристов занята почти треть трудоспособного населения), так и теневая – в курортный сезон (а он начнется уже через полтора месяца) крымчане сдают отдыхающим свои комнаты, квартиры и дома. Сильно завязаны на туристический спрос также торговля, сфера услуг и сельское хозяйство. Теперь цифры: в прошлом году в Крыму отдохнули порядка 6 миллионов человек, из них половина – украинцы, еще четверть – россияне. Сколько украинцев поедут в Крым после его присоединения к России – вопрос открытый. Но и российская четверть прибывает в основном на поездах, а поезда идут транзитом через территорию Украины. Очевидно, что визовый режим и связанные с ним проволочки да траты могут отпугнуть значительную часть туристов.

При этом «путь по воздуху» выйдет существенно дороже, тогда как Крым воспринимался именно в качестве «отдыха эконом-класса», но даже не это главное – аэропорт в Симферополе небольшой, сейчас он обслуживает всего около миллиона человек в год и резко увеличить пропускную способность не может. Да, Россия будет строить железнодорожный и автомобильный мосты через Керченский пролив, но на это нужно время – ни новому, ни следующему курортному сезонам эти планы не помогут. В итоге введение виз может нанести серьезный удар по Крыму.

Какая позиция в итоге возобладает – Яценюка или Парубия – что называется, будем посмотреть. Директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис заявил, что сейчас его ведомство рассматривает «различные сценарии» введения виз и вскоре представит их на рассмотрение украинского правительства. Однако возьмем на себя смелость предположить, что в конечном счете решение будет принято компромиссное – визы все-таки введут, но ставить их будут при пересечении границы, отдельно оговорив процедуру для тех, кто пересекает границу часто.

Дело в том, что у Украины на данный момент в принципе нет ни технической, ни финансовой возможности ввести полноценные визы, например такие, какие нужны россиянам для поездок в Европу. Помимо посольства в Москве, Украина также располагает консульствами в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Учитывая не просто огромный, а колоссальный поток выезжающих из России на Украину (ни в одну другую страну мы так часто не ездим), все это дипломатическое хозяйство просто не в состоянии обеспечить визами всех желающих, а расширение представительств, учреждение визовых центров и создание технологической базы требует не только времени, но и денег, которых у Украины попросту нет. Километровые очереди и фактическая отрезанность страны от многих россиян (в том числе бывших соотечественников – этнических украинцев) – это не страшилка, это неизбежность.

Кстати говоря, в случае «зеркального ответа» это касается и российских консульств. С финансовой и технологической точки зрения обеспечить украинцев проездными документами нам, конечно, проще. Но практика функционирования наших визовых центров и консульств в той же Европе показывает, что выдача виз без очередей, нервов и существенных временных затрат – не наша сильная сторона. Получить европейскую визу россиянам на практике гораздо проще, чем европейцам – российскую.

Виза на границе с проверкой въезжающего по базе – дело другое. Да, потребуются дополнительные документы (они, как выше сказано, требуются уже сейчас), это резко замедлит транспортный поток, но минимизирует риски, о чем так печется Парубий. Кроме того, в пользу худого украинского бюджета будет взиматься визовый сбор. Данная мера выглядит не просто компромиссной, она исполнима технически и финансово, в отличие от полноценного визового режима. Такой же сценарий реализовала, к примеру, Грузия, у которой с Москвой сейчас вовсе нет дипломатических отношений.

..............