Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевВыбор выбора
Депутаты предложили регионам право выбора
Внесенный законопроект позволяет регионам выбирать своих глав либо через прямые выборы, как ныне, либо через назначение парламентом. По мнению авторов проекта, это минимизирует межкультурные противоречия и тем самым спасет Россию от развала. Эксперты считают, что немногие из провинций, в первую очередь на Кавказе, пойдут по предложенному пути.
Во вторник депутаты всех фракций внесли в Госдуму законопроект, дающий регионам право избирать своего губернатора из числа кандидатов, представленных президенту России партиями, обладающими своими фракциями в федеральном или региональном парламенте.
Пока что предлагается «демпфирующая» мера, которая позволит России удержаться от развала
Соавторами инициативы выступили 12 депутатов от всех фракций: вице-спикер нижней палаты от ЛДПР Игорь Лебедев, первый зампред думского комитета по делам национальностей Михаил Старшинов («Единая Россия»), глава группы независимых депутатов в составе фракции «Справедливая Россия» Леонид Левин, коммунист Сергей Решульский.
«Мы с коллегами предложили законопроект, позволяющий регионам самостоятельно решать, каким образом губернатор должен получить свой пост: через прямые выборы или через парламентское назначение. Причем когда я говорю «назначение», речь идет по сути о непрямых выборах с активным участием партий», – заявил газете ВЗГЛЯД Лебедев.
Президентский фильтр
Вице-спикер подчеркнул, что этот порядок не вводится «декретно» для всех регионов, но предлагается в качестве варианта. Напомним, многие издания ошибочно предположили, что законопроект подразумевает отмену прямых выборов губернаторов.
Согласно данному варианту, представленные в Госдуме или в местном заксобрании партии предлагают по три кандидата. Прежде всего, речь идет о думских фракциях партий. Из представленной группы президент выбирает три кандидатуры. Одну из них и назначает региональный парламент – по результатам парламентского голосования.
По словам вице-спикера, законопроект позволяет учесть специфику региона. «На сегодня это необходимо, чтобы минимизировать межэтнические и межкультурные противоречия. Да и межрегиональные тоже, чего греха таить. Равно как и противоречия между регионами и федеральным центром», – пояснил он.
Лебедев также добавил, что все эти «нюансы» и противоречия исчезнут сами собой в случае, если Россия наконец перейдет от национально-территориального деления к губернскому. «Но за это мы боремся и будем бороться. А пока что предлагается «демпфирующая» мера, которая позволит России удержаться от развала», – заключил он.
«Накопилась усталость от скандалов»
По словам Старшинова, проект позволит учесть региональное многообразие России и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие ее субъектов, сохранение межнационального мира и согласия. «Возвращение к утверждению губернаторов по представлению президента будет актуально в тех регионах, где люди будут стремиться к стабильности и уверенности в завтрашнем дне и где накопилась усталость от различных политических кампаний и скандалов», – заявил газете ВЗГЛЯД Старшинов.
Старшинов пояснил, что согласно проекту партия вправе представить президенту для выдвижения кандидатов, причем не обязательно членов данной партии. Президент выберет три кандидатуры из представленных ему и предложит их депутатам заксобрания для избрания.
- Путин дал поручение, как отреагировать на "акт Магнитского"
- Эксперты предложили новую схему выборов в республиках
- Николай Конкин: Нужно подумать и о сроках выборных кампаний
- Дмитрий Бадовский призвал к двухпартийной системе
- Эксперты: Оппозиция, по сути, не участвовала в выборах
Напомним, до лета нынешнего года действовала такая схема назначения губернаторов, при которой партия, имеющая большинство в региональном парламенте, предлагала президенту не менее трех кандидатур, а президент выбирал одну из них и вносил обратно на рассмотрение законодательного собрания. После этого депутаты утверждали губернатора.
В июне вступил в силу новый закон о выборах губернаторов. В октябре прошли первые за восемь лет выборы глав регионов. Во всех пяти областях – Рязанской, Белгородской, Новгородской, Амурской и Брянской – победили действующие губернаторы.
Однако в минувший четверг президент Владимир Путин заявил, что считает возможным дать субъектам право самостоятельно определять форму выборов своих глав. При этом он подчеркнул, что по этому поводу требуется детальное рассмотрение и дискуссия до принятия решения.
Не должно быть «россыпи»
Политолог, бывший высокопоставленный кремлевский чиновник Дмитрий Бадовский в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что в реальности по предложенному депутатами пути пойдут немногие регионы. «Прежде чем говорить, решит или не решит этот законопроект существующие проблемы в многонациональных республиках, он должен стать предметом обсуждения в Госдуме и в самих регионах», – добавил он.
Как писала газета ВЗГЛЯД, еще в середине ноября Институт социально-экономических и политических исследований, которым руководит Бадовский, подготовил доклад, рекомендовавший изменить механизм выборов глав национальных республик и «сложных регионов». Для того чтобы избежать дестабилизации, в докладе предлагались четыре разных алгоритма.
«Естественно, когда мы писали экспертно-аналитический доклад, наша задача была именно аналитическая: смоделировать как можно больше вариантов, в том числе для дальнейшего обсуждения, размышления и, может быть, поиска других моделей. Мы не исходим из того, что все эти четыре модели нужно обязательно предлагать и что, например, если вводить альтернативный способ избрания, помимо прямых выборов губернаторов, то нужно предоставлять именно такую широкую палитру вариантов на выбор», – пояснил Бадовский.
По словам политолога, речь должна идти об одной альтернативной модели, а не о некой «россыпи». «С политической точки зрения, когда мы обсуждаем этот вопрос, мы имеем в виду именно особенности выбора в отдельных регионах – сложных, непростых, со своей спецификой, прежде всего, в некоторых республиках. Но субъекты Федерации по закону равны между собой. С конституционно-правовой точки зрения не может существовать такой ситуации, когда для одних вводят, а для других не вводят. В этом смысле закон должен быть универсален», – отметил Бадовский.
«Та модель, которую предложили сегодня депутаты, – это еще одна модель. Это говорит о том, что задачу доклада – а мы сразу заявили, что он написан, в том числе, и для того, чтобы эту тему поднять – мы, собственно, и решили», – заключил политолог.
«Лесные» электоральные силы
В регионах законопроект тоже поддержали. «Эта идея возникла неспроста, и это вовсе не откат назад, а модификация уже имеющегося варианта, – пояснил инициативу парламентариев газете ВЗГЛЯД председатель комитета Госдумы по делам национальностей, депутат «Единой России» от Дагестана Гаджимет Сафаралиев. – Любой другой вариант может привести к негативным последствиям».
«Может начаться борьба за то, чтобы стать президентом, включатся разные силы, этим могут воспользоваться и деструктивные элементы», – пояснил Сафаралиев. Среди субъектов, где это может привести к опасным последствиям, депутат в первую очередь назвал Дагестан – «многонациональный, сложный».
Депутат указал, что маргинальные силы могут вмешаться в предвыборную кампанию в Дагестане. «Обстановка в плане правопорядка там не совсем стабильная. И этим могут воспользоваться и так называемые «лесные», и другие, третьи. Ничего хорошего здесь не будет», – уточнил Сафаралиев. Поэтому, заключил депутат, «с точки зрения стабильности, чтобы в регионе не возникло непредвиденных ситуаций, на мой взгляд, как временная мера этот законопроект подходит».