Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
19 декабря 2012, 08:40 • Политика

Выбор выбора

Депутаты предложили регионам право выбора

Выбор выбора
@ РИА "Новости"

Tекст: Анна Аналбаева,
Екатерина Ермакова

Внесенный законопроект позволяет регионам выбирать своих глав либо через прямые выборы, как ныне, либо через назначение парламентом. По мнению авторов проекта, это минимизирует межкультурные противоречия и тем самым спасет Россию от развала. Эксперты считают, что немногие из провинций, в первую очередь на Кавказе, пойдут по предложенному пути.

Во вторник депутаты всех фракций внесли в Госдуму законопроект, дающий регионам право избирать своего губернатора из числа кандидатов, представленных президенту России партиями, обладающими своими фракциями в федеральном или региональном парламенте.

Пока что предлагается «демпфирующая» мера, которая позволит России удержаться от развала

Соавторами инициативы выступили 12 депутатов от всех фракций: вице-спикер нижней палаты от ЛДПР Игорь Лебедев, первый зампред думского комитета по делам национальностей Михаил Старшинов («Единая Россия»), глава группы независимых депутатов в составе фракции «Справедливая Россия» Леонид Левин, коммунист Сергей Решульский.

«Мы с коллегами предложили законопроект, позволяющий регионам самостоятельно решать, каким образом губернатор должен получить свой пост: через прямые выборы или через парламентское назначение. Причем когда я говорю «назначение», речь идет по сути о непрямых выборах с активным участием партий», – заявил газете ВЗГЛЯД Лебедев.

Президентский фильтр

Вице-спикер подчеркнул, что этот порядок не вводится «декретно» для всех регионов, но предлагается в качестве варианта. Напомним, многие издания ошибочно предположили, что законопроект подразумевает отмену прямых выборов губернаторов.

Согласно данному варианту, представленные в Госдуме или в местном заксобрании партии предлагают по три кандидата. Прежде всего, речь идет о думских фракциях партий. Из представленной группы президент выбирает три кандидатуры. Одну из них и назначает региональный парламент – по результатам парламентского голосования.

По словам вице-спикера, законопроект позволяет учесть специфику региона. «На сегодня это необходимо, чтобы минимизировать межэтнические и межкультурные противоречия. Да и межрегиональные тоже, чего греха таить. Равно как и противоречия между регионами и федеральным центром», – пояснил он.

Лебедев также добавил, что все эти «нюансы» и противоречия исчезнут сами собой в случае, если Россия наконец перейдет от национально-территориального деления к губернскому. «Но за это мы боремся и будем бороться. А пока что предлагается «демпфирующая» мера, которая позволит России удержаться от развала», – заключил он.

«Накопилась усталость от скандалов»

По словам Старшинова, проект позволит учесть региональное многообразие России и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие ее субъектов, сохранение межнационального мира и согласия. «Возвращение к утверждению губернаторов по представлению президента будет актуально в тех регионах, где люди будут стремиться к стабильности и уверенности в завтрашнем дне и где накопилась усталость от различных политических кампаний и скандалов», – заявил газете ВЗГЛЯД Старшинов.

Старшинов пояснил, что согласно проекту партия вправе представить президенту для выдвижения кандидатов, причем не обязательно членов данной партии. Президент выберет три кандидатуры из представленных ему и предложит их депутатам заксобрания для избрания.

Напомним, до лета нынешнего года действовала такая схема назначения губернаторов, при которой партия, имеющая большинство в региональном парламенте, предлагала президенту не менее трех кандидатур, а президент выбирал одну из них и вносил обратно на рассмотрение законодательного собрания. После этого депутаты утверждали губернатора.

В июне вступил в силу новый закон о выборах губернаторов. В октябре прошли первые за восемь лет выборы глав регионов. Во всех пяти областях – Рязанской, Белгородской, Новгородской, Амурской и Брянской – победили действующие губернаторы.

Однако в минувший четверг президент Владимир Путин заявил, что считает возможным дать субъектам право самостоятельно определять форму выборов своих глав. При этом он подчеркнул, что по этому поводу требуется детальное рассмотрение и дискуссия до принятия решения.

Не должно быть «россыпи»

Политолог, бывший высокопоставленный кремлевский чиновник Дмитрий Бадовский в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что в реальности по предложенному депутатами пути пойдут немногие регионы. «Прежде чем говорить, решит или не решит этот законопроект существующие проблемы в многонациональных республиках, он должен стать предметом обсуждения в Госдуме и в самих регионах», – добавил он.

Как писала газета ВЗГЛЯД, еще в середине ноября Институт социально-экономических и политических исследований, которым руководит Бадовский, подготовил доклад, рекомендовавший изменить механизм выборов глав национальных республик и «сложных регионов». Для того чтобы избежать дестабилизации, в докладе предлагались четыре разных алгоритма.

«Естественно, когда мы писали экспертно-аналитический доклад, наша задача была именно аналитическая: смоделировать как можно больше вариантов, в том числе для дальнейшего обсуждения, размышления и, может быть, поиска других моделей. Мы не исходим из того, что все эти четыре модели нужно обязательно предлагать и что, например, если вводить альтернативный способ избрания, помимо прямых выборов губернаторов, то нужно предоставлять именно такую широкую палитру вариантов на выбор», – пояснил Бадовский.

По словам политолога, речь должна идти об одной альтернативной модели, а не о некой «россыпи». «С политической точки зрения, когда мы обсуждаем этот вопрос, мы имеем в виду именно особенности выбора в отдельных регионах – сложных, непростых, со своей спецификой, прежде всего, в некоторых республиках. Но субъекты Федерации по закону равны между собой. С конституционно-правовой точки зрения не может существовать такой ситуации, когда для одних вводят, а для других не вводят. В этом смысле закон должен быть универсален», – отметил Бадовский.

«Та модель, которую предложили сегодня депутаты, – это еще одна модель. Это говорит о том, что задачу доклада – а мы сразу заявили, что он написан, в том числе, и для того, чтобы эту тему поднять – мы, собственно, и решили», – заключил политолог.

«Лесные» электоральные силы

В регионах законопроект тоже поддержали. «Эта идея возникла неспроста, и это вовсе не откат назад, а модификация уже имеющегося варианта, – пояснил инициативу парламентариев газете ВЗГЛЯД председатель комитета Госдумы по делам национальностей, депутат «Единой России» от Дагестана Гаджимет Сафаралиев. – Любой другой вариант может привести к негативным последствиям».

«Может начаться борьба за то, чтобы стать президентом, включатся разные силы, этим могут воспользоваться и деструктивные элементы», – пояснил Сафаралиев. Среди субъектов, где это может привести к опасным последствиям, депутат в первую очередь назвал Дагестан – «многонациональный, сложный».

Депутат указал, что маргинальные силы могут вмешаться в предвыборную кампанию в Дагестане. «Обстановка в плане правопорядка там не совсем стабильная. И этим могут воспользоваться и так называемые «лесные», и другие, третьи. Ничего хорошего здесь не будет», – уточнил Сафаралиев. Поэтому, заключил депутат, «с точки зрения стабильности, чтобы в регионе не возникло непредвиденных ситуаций, на мой взгляд, как временная мера этот законопроект подходит».

..............