Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
12 октября 2007, 20:48 • Политика

Россия и Америка не договорились

Россия и Америка ни о чем не договорились

Россия и Америка не договорились
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дарья Поляк

Сегодня в Москве завершились российско-американские переговоры в формате «2 + 2» : Сергей Лавров и Анатолий Сердюков против Кондолизы Райс и Роберта Гейтса. Обсуждались проблемы ПРО, ДОВСЕ, Ирана. Договориться, как и опасались эксперты, не удалось. Президент Владимир Путин свое слово уже сказал. А четыре министра провели пресс-конференцию, на которой пытались показать, что не все потеряно.

В начале пресс-конференции Кондолиза Райс отметила: «Мы скорее хотели ответить на вопросы, которые вызывают озабоченность у России. Надеюсь, что наши новые идеи снимут хотя бы часть этих озабоченностей». По словам госсекретаря, сейчас настало время поработать экспертам. С ней согласился глава российского МИДа, однако заметил, что Москва не видит необходимости в третьем позиционном районе системы ПРО.

Pro и contra ПРО

Несмотря на разногласия, российские и американские министры удовлетворены консультациями в формате «2+2

По его словам, «Россия предлагает заморозить на время совместной работы деятельность американских коллег по размещению третьего позиционного района своей системы ПРО в Восточной Европе». «Наши эксперты будут и дальше прорабатывать эту тему, – заверил Сергей Лавров. – И если нам удастся это сделать, в третьем позиционном районе необходимости нет».

На прямой вопрос, будут ли заморожены на время планы США по размещению системы ПРО, Кондолиза Райс ответила, что Вашингтон продолжит переговоры с Прагой и Варшавой по этим вопросам.

В ходе консультаций американская сторона передала России новые предложения по ПРО. «США представили встречные предложения по ПРО, которые направлены на поиск общих развязок, – сообщил министр иностранных дел России. – Мы будем его изучать и договорились, что эксперты продолжат работу в этом направлении. Сегодня мы уже задали вопросы и получили на них предварительные ответы».

Однако вряд ли американские инициативы снимут проблему. Глава российской дипломатии подчеркнул, что Москва «уже на этом этапе видит как минимум две серьезные проблемы с этими предложениями».

«Во-первых, мы по-прежнему расходимся в оценке характера угрозы ракетного распространения, в отношении которой предлагается создавать глобальную систему противоракетной обороны, – уточнил министр. – Во-вторых, мы считаем, что для того, чтобы совместная работа между российскими и американскими специалистами была наиболее эффективной, необходимо, чтобы планы по развертыванию третьего позиционного района в Европе были бы заморожены». Лавров выразил сожаление, что «именно по этим аспектам согласия пока нет».

Министр обороны США Роберт Гейтс повторил известную позицию о том, что система ПРО в Европе «не направлена против России и никоим образом не скажется на обеспечении стратегического сдерживания России». Однако Лавров поймал шефа Пентагона на слове, сообщив, что в ходе переговоров «Роберт Гейтс признал, что угроза для России от размещения ПРО в Европе существует». «Мы будем соответствующие меры предпринимать, чтобы эта угроза была нейтрализована, – подчеркнул российский министр. – Конечно, мы бы предпочли избежать такого сценария».

По мнению главы российского МИДа, «главное сейчас – это анализ реально существующих угроз, с которыми надо бороться». «Если речь идет о защите Европы и США, то необходимо выяснить, кто реально может им угрожать, – считает Лавров. – Мы достаточно конкретно решили определить критерии наличия или отсутствия угроз».

Тем более, как напомнил министр обороны РФ Анатолий Сердюков, часть задач в рамках создаваемой США системы ПРО могла бы взять на себя российская радиолокационная станция в Габале. «Эта станция сегодня готова в полном объеме обеспечить мониторинг пусков ракет на южном направлении», – уточнил он.

Глава Пентагона признал, что станция может быть использована в качестве элемента общей системы защиты Европы от ракетной угрозы. «Она обеспечивает раннее предупреждение», – сказал Гейтс. Но, по его словам, этого недостаточно, так как ее нельзя использовать для того, чтобы направить ракету-перехватчик.

Министры довольны собой

Несмотря на разногласия, российские и американские министры удовлетворены консультациями в формате «2 + 2» и предполагают проводить их на регулярной основе. Об этом свидетельствует приглашение американской стороны провести следующую министерскую встречу в этом формате через полгода в Вашингтоне. Встречу будут предварять консультации экспертов.

По словам главы МИД РФ, в дальнейшем на подобного рода переговорах Россия и США будут обсуждать практическую реализацию инициатив, которые страны совместно выдвигали. Это прежде всего касается предотвращения распространения ОМУ, укрепления существующих режимов, борьбы с ядерным терроризмом, развития сотрудничества в области использования ядерной энергетики.

Также к этим темам добавлены вопросы, касающиеся универсализации Договора о ракетах средней и меньшей дальности, о котором в пятницу говорил президент России Владимир Путин во время встречи с Райс и Гейтсом, сказал министр. «Как известно, этот договор ограничивает Россию и США, запрещает иметь соответствующее вооружение, – напомнил Лавров. – Мы согласились выступить, чтобы все страны присоединились к этому договору».

Среди болезненных вопросов, над которыми России и США еще предстоит работать, в том числе и на такого уровня консультациях, Кондолиза Райс, естественно, в первую очередь выделила вопросы противоракетной обороны. К их рассмотрению «эксперты должны приступить как можно скорее», подчеркнула она.

Помимо противоракетной обороны, министры затронули ситуацию, сложившуюся вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе. Москва оценила предложения США по ДОВСЕ как шаг в правильном направлении, но пока недостаточный, чтобы спасти договор.

Сергей Лавров подчеркнул, что есть «общее желание работать над тем, чтобы выйти на ситуацию, когда адаптированный договор вступит в силу, чтобы можно было совместно решать поставленный ряд вопросов, касающихся восстановления его жизнеспособности». Роберт Гейтс в свою очередь заверил российскую сторону, что «специалисты будут работать над тем, чтобы добиться прогресса в решении этого вопроса, и им удастся решить вопрос вместе с остальными участниками договора».

Иран: война и мир

В ходе консультаций также была затронута и иранская проблема. Она актуализировалась в том числе и в связи с намерением президента Путина посетить Тегеран с официальным визитом.

Призывы к применению военной силы против Ирана Сергей Лавров назвал неэффективными мерами решения иранской проблемы. Он подтвердил, что Россия привержена всем коллективным договоренностям и будет их добросовестно выполнять. «Считаем, что коллективная работа была бы эффективнее, если бы не было параллельных шагов по односторонним санкциям в отношении Ирана, не говоря уже о призывах применить военную силу», – заявил министр.

По его словам, в Москве приветствуют и поддерживают контакты между верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой и секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. «Мы ожидаем докладов от Мухаммеда эль-Барадеи и Хавьера Соланы в середине ноября, – констатировал Лавров. – Будем внимательно изучать их и договариваться, как действовать дальше».

Лавров также информировал, что президент России в ходе визита в Иран «продолжит линию, которая отражает коллективную позицию «шестерки» и СБ ООН». «Важно сохранение нашего единства и отсутствие параллельных односторонних действий, – подчеркнул Лавров. – Крайне важно для того, чтобы Иран ощутил необходимость максимально взаимодействовать с МАГАТЭ и мировым сообществом».

И здесь подходы американской стороны в корне отличаются от российских. Кондолиза Райс повторила жесткую позицию Вашингтона в отношении Тегерана. По ее словам, американские дипломаты работают над текстом резолюции в отношении Ирана, если он не выполнит требования международного сообщества. «Тот факт, что Иран бросает вызов международному сообществу и поддерживает международный терроризм, означает, что тот, кто ведет бизнес с Ираном, согласно главе 7 Устава ООН, может попасть под санкции, – отметила она. – США не позволят Ирану воспользоваться международной финансовой системой».

Впрочем, некоторое пространство для компромисса осталось. «Если Тегеран действительно собирается использовать ядерную энергию в мирных целях, то он должен выполнить требования МАГАТЭ и прекратить обогащение урана, – заметила Райс. – Если это произойдет, то американская сторона изменит свою политику в отношении Тегерана и выслушает предложения, исходящие от иранской стороны».

* * *

На итоговую пресс-конференцию министров было аккредитовано около 200 человек, и это не считая журналистских пулов Райс и Гейтса, которые прибыли из США. Завтра американские министры будут работать порознь. У Кондолизы Райс запланирована встреча с российскими НПО, а Роберт Гейтс выступит перед слушателями Академии Генштаба ВС РФ.

..............