Не надо записывать в антихристы кого ни попадя

@ Ukraine Presidency/Global Look Press

14 декабря 2022, 12:00 Мнение

Не надо записывать в антихристы кого ни попадя

Важно осознавать разницу между военно-политическим противостоянием и духовной борьбой. В эмоциональном накале происходящего люди легко ухватываются за библейские образы эсхатологической битвы добра со злом, даже если не вполне их понимают. Но этого делать не стоит.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Недавно в передаче на канале «Россия 1» прозвучал призыв признать Владимира Зеленского антихристом. Как сказал политолог Араик Степанян, «Православная церковь должна провозгласить Зеленского официальным антихристом. Этот человек с точки зрения православия классический антихрист. Мы должны забыть фамилию Зеленский. Надо называть просто – Зеленский-антихрист».

В последнее время люди вообще легко используют религиозную лексику в политических комментариях. Однако по ряду причин это требует осторожности. Что значит само слово «антихрист»?

Греческая приставка «анти» значит не только «против», но и «вместо», «антихрист» – это «вместохристос», «подменный Христос», тот, кто ложно выдает себя за Спасителя, принимая поклонение и славу, уместную только для Бога. Святой апостол Павел пишет, что это «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2:3,4).

Антихрист явится в конце времен и утвердит свою власть над всей планетой, подвергая христиан (и всех, кто откажется покориться ему) жестоким гонениям. Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:5-8). Очевидно, что ни Зеленский, ни какой-либо еще из действующих правителей под это описание не подходит.

Правда, мы можем отметить, что апостол Иоанн говорит о «многих антихристах», которые предуказывают на Антихриста, грядущего в конце времен: «как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1 Иоан. 2:18). В этом отношении «антихристами», то есть «подменными христами», могли выступать различные фигуры, претендовавшие на абсолютную преданность и поклонение. От римских императоров до диктаторов ХХ века – и мы можем отнести в ту же категорию лидеров тоталитарных культов, окруженных фанатичным обожанием своих адептов. Приписывать Зеленскому (или Байдену, или кому-то еще) такого рода культ личности было бы поспешно. Как выглядит культ – статуя в каждом городке, восхваления в каждой передовице – мы видели в ХХ веке. Сейчас этого нет.

Человек может быть несомненным притеснителем Церкви – и последние указы Зеленского, увы, говорят именно об этом – но это еще не делает его антихристом. Как не был антихристом, например, такой крайне непривлекательный исторический персонаж, как Генрих VIII. «Антихрист» – это не эмоциональное ругательство, которое мы бросаем человеку, который нам сильно не нравится. Это слово с определенным смыслом. Почему это стоит заметить? Потому что у слов есть значение – в частности, у лексики религиозного характера. Когда мы слишком легко бросаемся слишком тяжелыми словами, они начинают утрачивать всякий смысл. Если обзывать всякого военного и политического противника «антихристом», то у нас не останется слова для того, чтобы обозначить настоящего антихриста.

Необоснованное использование религиозной лексики неизбежно ведет к ее обесцениванию – это немного напоминает то, как постоянные крики «волки, волки!» мешают людям обнаружить настоящих волков. Мы можем говорить о том, что глобализм подготовляет почву для прихода антихриста, что разговоры о всемирном правительстве, как о чем-то желанном и необходимом, уже вовсю ведутся, что уже сколачиваются подмостки, на которых предстоит разыграться последнему акту человеческой истории. Но никакой заметной фигуры, окруженной восторженным обожанием и принимающей богоподобное поклонение, мы пока не видим.

Важно и осознавать разницу между военно-политическим противостоянием и духовной борьбой. В эмоциональном накале происходящего люди легко ухватываются за библейские образы эсхатологической битвы добра со злом, даже если не вполне их понимают. Есть, однако, ряд соображений, почему этого не надо делать. В земном плане антихрист не потерпит военного поражения. Напротив, ему предсказано одержать сокрушительную глобальную победу: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7). Конец его чудовищному правлению положит только Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, всеобщее воскресение мертвых, Страшный суд и конец мира, каким мы его знаем.

Эсхатологическая паника – «всё, конец света, антихрист пришел, бросаем работу, убегаем в лес» – это, наверное, не то настроение, которое было бы полезно подогревать в людях. Второе, что стоит заметить – финальная битва добра и зла завершается концом света. Ангелы и бесы в принципе не могут подписать мирного соглашения. Военно-политическое противостояние преследует другие цели, вполне посюсторонние. Оно исходит из того, что история не заканчивается в самое ближайшее время, нам еще довольно долго всем жить на этой планете. Участники борьбы должны отдавать себе отчет в том, чего они хотят добиться, как они хотят этого добиться, какими ресурсами для этого располагают, каковы мотивы, ресурсы и возможности противостоящей стороны и т. д. Цель такого противостояния – мир на выгодных для себя условиях, а не конец света.

Подмена реальной картины происходящего околорелигиозной мифологией, построенной на ошибочно понятых библейских терминах, никоим образом не поможет достижению каких-либо реальных целей.

..............