Герои Успенского объединяют нас в нацию сильнее, чем герои Толстого

@ Илья Питалев/РИА Новости

17 августа 2018, 13:15 Мнение

Герои Успенского объединяют нас в нацию сильнее, чем герои Толстого

Матроскин и Гена одинаково «свои» менту из увэдэшной пыточной и профессору хирургии, Людмиле Мизулиной и Филиппу Киркорову, Гарри Каспарову и Александру Проханову, а между ними не так уж много общего.

«Товарищи, вы будете смеяться, но нас опять постигла тяжелая утрата». Так шутили про дикторов госТВ времен гонки на лафетах. Сейчас опять актуально, но шутки прочь: умер Эдуард Успенский.

Смеяться – да, возможно. У хороших сатириков смеются даже на похоронах, их библиография работает сама по себе (к примеру, в 2005 году вышла книга с названием «Кислотный дождь в Простоквашино и другие весёлые истории»).

Утрата – да, очень тяжелая. Тяжелее в схожих обстоятельствах было только шведам: в представлении многих из числа их соседей, Астрид Линдгрен – это примерно половина всей Швеции, то есть её культурного веса.

Только вот не «опять»! Людей с такой национальной значимостью, как у Эдуарда Успенского, хоронят крайне редко. Это особые случаи в жизни любого народа, некоторым народам недоступные вовсе.

Не так важно, нравятся ли вам «Трое из Простоквашино», считаете ли вы «Крокодила Гену» остроумной книгой, пели ли вы в караоке «Антошку» и похож ли ваш тесть на одного из братьев Колобков (они же – братья Пилоты). Важнее, что вы о них знаете и строчку «палка-палка-огуречик» тоже обязательно продолжите.

«Ну и что это за народное творчество?» – восклицал его персонаж. Оно самое и будет. «Кто там?» – вопрошал другой. Там творец национального масштаба.

Герои Успенского и их фразы объединяют нас в большей степени, чем герои Толстого, Достоевского, Чехова, проигрывают в этой странной дисциплине героям Пушкина, но соревнуются на равных с героями читера Гоголя, что призвал в подкрепление ведьм и бесов Малороссии.

Как литературные символы национальной памяти, законно закрепляемой в бронзе где-нибудь в центре Москвы, они заслуживают Малой Бронной и Патриарших прудов больше, чем герои баснописца Крылова. По крайней мере за ними не маячит баснописец Лафонтен. Наоборот, «Гарантийные человечки» Э.Ю. маячат за сверхпопулярными нынче «Фиксиками».

Герои и фразы Успенского объединяют нас в нацию вне зависимости от ваших страты, пола, возраста, профессии, уровня доходов, ученой степени, политических взглядов, сексуальной ориентации, а в ряде случае и этнического происхождения – примерно по ним и проходят границы «русского мира». Матроскин и Гена одинаково «свои» менту из увэдэшной пыточной и профессору хирургии, Елене Мизулиной и Филиппу Киркорову, Гарри Каспарову и Александру Проханову, а между ними не так уж много общего.

Герои и фразы Успенского откликаются в них и в десятках миллионов наших «я» сильнее, чем экспортный бренд матрешки, ведь матрешка не милая и не котик.

Герои и фразы Успенского – часть культурного кода огромного народа, давно перешагнувшего границы стран и континентов. Мы узнаем друг друга по Чебурашке, по узнаваемости Чебурашка соперничает с Медным всадником и улыбкой Гагарина, а у гимна выигрывает по антирейтингу: антисоветчики в стране есть, а античебурашники скрываются.

Ненавистники самого Успенского скрываются не всегда, но существуют только по одной причине: все вышесказанное про своих героев, свои фразы, свое наследие он прекрасно знал. В цехе детских писателей вообще все знали, что сопоставимого по проникновению вклада в народ, страну, язык и культуру они не осилят.

То, что называют «сложным характером» и «сутяжничеством», в случае Успенского было борьбой за честь национальных символов, которую он вел по праву их создателя. Карамель «Чебурашка» от «Красного Октября» была куском дряни. А покушавшееся на продолжение «Простоквашино» госТВ пыталось отправить Матроскина на строительство метро.

Еще раз: Матроскина, нашего уютного и хозяйственного котика с коровой и лапками – на строительство метро! Вы там совсем рехнулись?

Как хранитель национальных символов Успенский на равных бодался с государством, охочим до этих символов на направлениях особой патриотической значимости: Чебурашка представлял Олимпийскую сборную и летал на МКС, братья Пилоты рекламировали ОСАГО, а Дядя Фёдор с компанией отрабатывают сейчас планы по импортозамещению в мультипликации именем Министерства культуры.

Ему платили тогда, когда имели право не платить по букве закона, и как будто робея – в знак признания заслуг. Деньги он брал, но от государственных наград отказывался с начала «нулевых» и власти не жаловал, всегда противопоставляя их Родине (которую учил и завещал любить). Другими словами – брал с временщиков за аренду вечных ценностей, так как Чебурашка с Матроскиным еще не один государственный режим переживут.

Он имел резкое мнение и по многим другим вопросам. Но озвучивал его только тогда, когда прямо о том просили, а вперед с этим мнением не лез, интервью давал редко и занимался подчеркнуто своими делами, упрямо сидя в родном Подмосковье как патриот языка, земли и воли, спокойный, будто пригревшийся крокодил.

Крепость и значимость своего наследия он, повторимся, знал. За ним стояли миллионы. И вот вам документы – усы, лапы, хвост. Всё вместе – неприкосновенная святость детства.

Неуступчивый, едкий и принципиальный в мире взрослых, Успенский был не просто любим, а бесконечно ценим детьми за то, что умел говорить с ними на равных. Он уважал их, их мнение, их правила и их фольклор, применяя почти академический подход к «страшилкам», дразнилкам и дворовым песням (см. «Красная рука, чёрная простыня, зеленые пальцы», «В нашу гавань заходили корабли» etс.).

Но главное – он последовательно защищал права детей. Не в том смысле, как это делают благотворительные организации и соцработники, а права детей как личностей. Он будет защищать их права даже после смерти. Через свои книги, где каждого ребенка отличает самостоятельность, – в мире этом. А к «яжематерям», задушившим в своих «детках» личность, научивших их беспомощности и запеленавших в инфантилизм, обязательно явится в мире другом с рогаткой и крысой в сумочке, чтоб было весело и страшно.

Будучи постмодернистом и сатириком, он называл свои сказки проповедями, а где проповеди – там и заповеди. В день его похорон мы как нация, которой он дал столь много, можем отставить фирменный постмодернизм с говорящими крокодилами – и обратиться к модерну.

Мы можем торжественно поклясться ценить то, что объединяет нас, защищать то, что стало частью нас, и чтить его заповеди на национальном уровне (а с отказниками всё как-то сразу станет ясно).

И заповедь «животных обижать нельзя». И заповедь «дружба – это труд». И заповедь «в ребенке нужно видеть личность». И главную из всех:

«Не стойте и не прыгайте / не пойте, не пляшите / там, где идет строительство / или подвешен груз».

..............