Амбиции выросли

@ из личного архива

19 февраля 2015, 11:00 Мнение

Амбиции выросли

По тону общения Платона Лебедева с журналистами понятно, что амбиции политзаключенного «номер два» никуда не делись, а возможно, даже выросли. И лежат они далеко не только в плоскости финансов.

Александр Топалов Александр Топалов

политтехнолог

Начало нового политического сезона в России ощущается практически всеми органами чувств. Особенно сильно помогает обоняние – смрадный запах политических трупов снова витает в воздухе.

Политическая карьера Лебедева последние десять лет строилась без его прямого участия

В среду в театре Стаса Намина прошла пресс-конференция Платона Лебедева, сохранявшего молчание целый год после своего освобождения. Встреча с журналистами была организована силами «Открытой России» Ходорковского.

Политическая карьера Лебедева последние десять лет строилась без его прямого участия. Усилиями сотен правозащитников, либералов всех мастей, западных политиков и российских «иностранных агентов» экс-бизнесмен был возведен в сан политического узника «номер два» в России, следуя сразу за Ходорковским.

Имя Лебедева водружали на знамя активисты десятков либеральных митингов. «Дело ЮКОСа» помогло построить политическую карьеру многим правозащитникам, написать слезные книги и статьи целой орде либеральных авторов.

Но точно так же, как и в ситуации с Ходорковским, после выхода из тюрьмы Лебедев был быстро забыт оппозиционерами, а образ святого стремительно меркнул с каждым днем нахождения Платона Леонидовича на воле. Очевидно, Лебедев и Ходорковский решили, что пришло время менять ситуацию.

В ходе общения с журналистами бывший глава «Менатепа» заявил, что не собирается заниматься политической карьерой. Однако, как мы прекрасно помним, нечто подобное вначале говорил и Ходорковский. Не прошло и года, как Михаил Борисович от нежелания заниматься политикой трансформировал свою позицию в «я не прочь стать президентом».

Аналогично и «Открытая Россия», позиционирующая себя как площадка для диалога, в итоге трансформируется в подобие политического объединения, которое уже снимает ролики, пропагандирующие любовь к украинскому правительству. И это – только начало.

Похоже, что все проекты Ходорковского строятся по одной схеме. Начиная от публичного отказа заниматься политикой до стадии активного в этой же политике участия.

Не случайно Лебедев выступал именно в рамках «Открытой России». Очевидно, не случайно и то, что, несмотря на отказ от политики, он намеревается помогать проекту Ходорковского и заниматься «развитием правовой культуры в России».

Как именно он будет это делать, экс-бизнесмен не объяснил. Но что-то подсказывает, что работать преподавателем на «юрфаке» он явно не планирует. По тону общения Лебедева с журналистами понятно, что амбиции политзаключенного «номер два» никуда не делись, а возможно, даже выросли. И лежат они далеко не только в плоскости финансов.

Лебедев и Ходорковский в свое время получили срок за хищения и легализацию десятков миллиардов долларов. Наверняка часть этих средств по-прежнему хранится в офшорах и не даст безбедно жить еще нескольким поколениям будущих «лебедевых».

Финансовая обеспеченность Лебедева была подтверждена совсем недавно, 14 февраля, когда в «Шератон»-Шереметьево состоялась тайная вечеринка почти 300 бывших сотрудников «Менатепа–Юкоса», собранных по инициативе Ходорковского.

Под звон бокалов и нескромную лесть в адрес Лебедева сколачивалось новое братство выходцев из «Менатепа» и «ЮКОСа», купавшихся в деньгах десять лет назад и готовых на многое ради вознесения своих старых боссов на Олимп.

Мечты о вновь шикарной жизни будоражат умы старых работников Лебедева и Ходорковского, и два выходца из 90-х это прекрасно понимают. Ходорковскому нужен Лебедев, а Лебедеву – адепты в России, готовые отрабатывать любые заказы, хоть политические, хоть сугубо экономические.

Невыездной по причине отсутствия загранпаспорта Лебедев – идеальная фигура на роль российского представителя и оперативного управляющего политическими делами Ходорковского в России. Лебедев не может уехать, Ходорковский – приехать. А удержаться от соблазна снова мелькать в прайм-тайм на телеканалах и в сети не могут оба.

На пресс-конференции бывший предприниматель успел одновременно позаигрывать с оппозицией и, в то же время, продемонстрировать, что он – значительно выше ее новых лидеров. По его словам, оппозиция – самая активная часть населения, желающая прийти к власти.

Лебедев зачем-то добавил, что пока не понятно, кто именно готов войти в оппозиционное правительство и чем оно должно заниматься. Парадоксально, но никаких разговоров об оппозиционном правительстве в России особо не ведется, разве что в среде остервенелых любителей «латыниной» или мечтателей, вроде сбежавшего Шехтмана.

Очевидно, что Лебедев и Ходорковский в заключении изрядно зачитывались историей России начала XX века, и мысли о лидерах временного правительства времен февральской революции 1917-го никак не дают им покоя. Жаль, что судьба его членов в памяти у Лебедева, похоже, отложилась плохо.

Как показала пресс-конференция, фантазии и пафоса Лебедеву не занимать. Чего ему точно не хватает – так это хороших социологов. Которые должны наконец донести до него и его скрывшегося босса простую и очевидную мысль.

Российский народ, за исключением фанатов демшизы, ни за что не отдаст свои голоса и головы в пользу двух отсидевших олигархов-преступников из 90-х. Впрочем, попытаться, конечно, можно, но со стороны проект Платона Лебедева выглядит как возрождение МММ.

..............