Взгляд
30 ноября, понедельник  |  Последнее обновление — 01:39  |  vz.ru
Разделы

Забудут ли когда-нибудь всех советских героев

Дарья Верясова
Дарья Верясова, писатель, историк
Основной проблемой в явлении под названием Зоя Космодемьянская является неопределенность ее положения в общественном сознании. История выбила из-под ног казненной героини могучий советский постамент и не сумела ничем его заменить. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

«Джон Маккейн» попытался проверить Россию на прочность

Андрей Колесник
Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы VI созыва, депутат Калининградской облдумы
Нащупывая слабость России, наши иностранные партнеры привносят в этот мир хаос и войну. Грабеж и насилие. Провоцируют потрясения и конфликты. С тем чтобы, как стервятники, самим поживиться на этом кровавом пиру. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Певца революции убила поэма «Двенадцать»

Иван Иванюшкин
Иван Иванюшкин, Кандидат философских наук, исследователь истории интернета
Худой, измученный, озлобленный, без веры и надежды, с опустошенной душой… Теперь его нет… Голубой цветок недолго мог вынести удары революционной бури. Великий Александр Блок родился ровно 140 лет назад. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Мир прощается с легендарным Диего Марадоной

Легендарный аргентинский футболист Диего Марадона скончался 25 ноября в возрасте 60 лет из-за остановки сердца. После его смерти в Аргентине объявили трехдневный траур. Поклонники величайшего футболиста 20-го века во всем мире выражают свою скорбь
Подробности...

Голая активистка Femen изобразила в Киеве «девочку на шаре»

Обнаженная активистка Femen провела перед зданием администрации президента Украины акцию против «насилия». Очевидно, сеанс стриптиза приурочен к стартовавшей в среду всемирной акции «16 дней против насилия». Активистка воссоздала образ «девочки на шаре» из известной картины Пикассо
Подробности...

На Приморье обрушился самый мощный ледяной шторм за последние 30 лет

Три дня во Владивостоке продолжался ледяной шторм. В результате разгула стихии было обесточено несколько районов города, наблюдаются перебои с подачей воды. Только по предварительным подсчетам, ущерб в Приморье оценивается в 80 миллионов рублей
Подробности...
16:31

В Бурятии около 300 специалистов в сфере культуры прошли курсы повышения квалификации

Сотрудники учреждений культуры Бурятии – порядка 300 человек – прошли курсы повышения квалификации благодаря федеральному проекту «Творческие люди» нацпроекта «Культура», сообщили в Минкультуры республики.
Подробности...
16:11

В Хабаровске в 2021 году отремонтируют театр юного зрителя

Театр юного зрителя в Хабаровске в 2021 году обновит зрительный зал и сцену на средства национального проекта «Культура», сообщила заместитель министра культуры региона Ирина Купченко.
Подробности...
17:21

В Севастополе в следующем году продолжат подготовку волонтеров культуры

Организаторы школы волонтеров, которая впервые прошла этой осенью в музее-заповеднике Херсонес Таврический в Севастополе, планируют вновь реализовать проект в 2021 году, сообщил руководитель проекта Артем Чернов.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Байден собрался назначить Псаки пресс-секретарем Белого дома

    Главная тема


    Испытания вакцин от COVID-19 преподносят сюрпризы

    после выборов


    Трамп придумал способ омрачить Байдену инаугурацию

    100-летний юбилей


    Как Лигачев возвысил Ельцина и пытался остановить перестройку

    «сша должны понять»


    В Британии сказали, когда будет достроен «Северный поток – 2»

    Видео

    «душить Белоруссию»


    На Украине отреагировали на обвинения Лукашенко после «перехваченного разговора»

    эксклюзивный материал


    Минобороны готово продать Москве аэродром Остафьево

    сертификационные услуги


    У смотрящих за стройкой «Северного потока – 2» норвежцев сдали нервы

    статус официального языка


    Киргизы делают выбор между нищетой и русским языком

    независимость Карабаха


    Франция сыграла антироссийский спектакль для Армении

    новые вопросы


    Игорь Мальцев: Нюрнбергский процесс до сих пор вызывает вопросы

    подлинная независимость


    Александр Тимохин: Россия должна вмешиваться во внутренние дела «партнеров»

    важная задача


    Сергей Козлов: Как подготовить спецназ к уничтожению американских ракет

    на ваш взгляд


    У ваших детей были конфликты с учителями в школе?
    Наталья Холмогорова

    Нельзя кричать: «Забыть Герострата!»

    Наталья Холмогорова
    правозащитник
    29 октября 2015, 15:50

    «Споры о совке» возобновляются в соцсетях с той же периодичностью, с какой лето сменяется зимой. В ритме осенних и весенних обострений сталкиваются грудью к груди хулители и защитники тех личностей, предметов или явлений, которым не посчастливилось появиться на свет в СССР.

    Борьба с прошлым» ведет лишь к его вторичной актуализации

    Любой юбилей, любой самый мелкий или анекдотический случай грозит пробудить к жизни бурления на вечную тему: «Что же нам делать с нашим прекрасным/проклятым (нужное подчеркнуть) советским прошлым?!»

    Вот и сейчас, порожденный историей с памятником Леонову, идет вокруг нас лютый спор о советском кино. Смотреть иль не смотреть? Прославить или проклясть? Сограждане, которым советские фильмы нравятся – полные ли моральные уроды, заслуживающие лишь (как выразился один национал-публицист) «неудержимой брезгливой жалости», или и для них есть надежда?

    Спор этот представляется довольно бессмысленным, хотя бы потому, что единого «советского кино» не существует: фильмов в СССР снималось много, и они были очень разными. А вот об отношении к прошлому хотелось бы сказать пару слов.

    Так сложилось, что значительная часть новейшей истории России и русского народа прошла при советской власти. Всю середину и вторую половину XX века мы провели под властью ВКП(б)-КПСС. При этом люди не впадали в анабиоз, не лежали в коме, а продолжали жить, рожали детей, создавали материальные и культурные ценности.

    Коммунистическая власть довольно жестко контролировала материальную сторону нашей жизни, влияла и на духовную – однако не подминала общество под себя и не определяла его жизнь полностью. Будь это иначе – невозможен был бы, например, феномен диссидентства.

    Фото: из личного архива

    В жестких рамках советского строя русские шли тем же путем, что и народы Западной Европы, и переживали те же исторические процессы. Весь поздний модерн – индустриализация, массовое переселение в города, резкое повышение уровня жизни, второй демографический переход и все социальные и культурные следствия из этого, от сексуальной революции до «новой религиозности» – в России состоялся, но под знаком серпа и молота.

    Единственный разумный способ разговора о советском кино – это осмысление(фото: Мосфильм)

    Единственный разумный способ разговора о советском кино – это осмысление (фото: Мосфильм)

    Это наше прошлое – то, что сформировало личность каждого из нас. И оно неотменимо. Вернуться всем народом назад и пережить эпоху модерна еще раз, как-то более правильно, «без совка» – невозможно. Не изобрели еще глобальную машину времени.

    Однако даже ярым антисоветчикам не стоит впадать по этому поводу в отчаяние. Дело в том, что прошлое не вечно. Оно естественным путем, извините за тавтологию, уходит в прошлое.

    Стремительно устаревают идеи и стили. Блекнут и отдаляются воспоминания. Культурные явления, когда-то модные и популярные, становятся «старыми добрыми», затем окрашиваются в ностальгические цвета и переходят в ведение любителей ретро, а еще поколение-два спустя – уходят в историю.

    Очень немногим из них – и мы никогда не в силах предугадать, кому – удается обрести бессмертие, войдя в строй небожителей-«классиков». А все остальные оканчивают свой путь во мгле, на асфоделевых полях Аида, интересные лишь историкам, культурологам да немногочисленным фанатам-олдфагам.

    Этим «путем всея земли» идет и советская масс-культура. Фильмы про девочку Алису и учительницу Надю, последние два десятилетия занимавшие нишу «старого доброго», сейчас, со сменой поколений, потихоньку двигаются в сторону ретро.

    Таков естественный ход жизни.

    Что же происходит, когда мы пытаемся его нарушить? Когда целый исторический период объявляем «абсолютным злом», в котором ничего хорошего не было и быть не могло, стремимся вычеркнуть его из памяти, отказаться от всего, что вынесли из этих времен, и «начать жизнь с чистого листа»?

    Если бы такое предприятие удалось, последствия его были бы непредсказуемы. Амнезия – это состояние очень нездоровое, а уж амнезия у целого народа...

    Однако прежде всего это невозможно. Чем громче кричишь: «Забыть Герострата!» – тем прочнее Герострат врезается в память; чем решительнее требуешь не думать о белой обезьяне – тем неотвязнее стоит перед глазами проклятая мартышка-альбинос. «Борьба с прошлым» ведет лишь к его вторичной актуализации.

    Прошлое, с которым воюют, наполняется новыми смыслами, приковывает к себе все больше внимания, занимает все больше места в настоящем – в ущерб настоящему. Словно непогребенный покойник, начинает оно призраком бродить между живыми и душить живых.

    Бессмысленно отвергать все, что сделано в СССР, просто потому, что «оно советское, а все советское – это зло». Тому, кто разделяет эту идею, следовало бы прежде всего зарезать своих родителей, а затем покончить с собой – ведь родители его родились и большую часть жизни прожили в СССР, да и сам он, плоть от плоти их, очевидный «продукт советской системы». Однако массовых убийств и самоубийств среди антисоветчиков не наблюдается – как видно, сами они не вполне верят в то, что говорят.

    Бессмысленен и другой популярный аргумент: «Русская культура советского периода плоха сверху донизу, потому что не признана на Западе».

    Во-первых, стоит указать в ответ на те советские артефакты, которые на Западе вполне признаны – например, оскароносный фильм «Москва слезам не верит» или «Войну и мир» Бондарчука – как оппонент разворачивается на 180 градусов и принимается клеймить «советских дикарей, для которых важнее всего, чтобы белые господа их похвалили». Как видим, снова он сам не верит в то, что говорит.

    А во-вторых, «похвала белых господ» в самом деле не слишком важна. Очень странно измерять достоинства национальной культуры тем, насколько ее ценят другие нации. Из множества созданий разнообразных и разноязыких культур становится близка всему человечеству и входит в золотой фонд мировой классики – хорошо, если одна десятитысячная.

    И русский вклад в этот фонд уже сделан. Имена Толстого, Достоевского, Чехова известны всему миру. В том, что «русские могут», сомневаться не приходится; пыжиться, стараясь кому-то что-то доказать, или бегать за похвалами внешнего мира нам больше не нужно. Мы можем, не оглядываясь на посторонних, спокойно заняться собой.

    Итак, что же делать с советским прошлым и его наследием?!.

    Если прошлое тяжко, болезненно, вызывает сложные и противоречивые чувства, возвращается в кошмарах, если порождает гнев и скорбь, но снова и снова навязчиво притягивает к себе, если мы не можем понять, как же к нему относиться, и вынуждены постоянно вести о нем споры – словом, если оно в самом деле является проблемой, с которой «надо что-то делать» – то, может быть, лучше всего поступить так же, как поступают психотерапевты в работе с индивидуальными человеческими воспоминаниями.

    Психотерапевт не советует ни забыть о прошлом, ни его проклясть – он помогает клиенту его осмыслить. Встроить в карту своей жизни, понять, зачем был нужен этот сложный и болезненный эпизод – и, вооружившись этим знанием, жить дальше.

    Единственный разумный способ разговора о советском кино – как и вообще обо всем советском – это осмысление. Конкретное, предметное, содержательное. «Вот этот фильм – о чем он? К чему? На какой традиции основан? Какова его режиссура, операторская работа, манера актерской игры, внешние и поведенческие типажи героев?

    Каково идейное содержание? Что в нем специфически «советское», что от русской традиции, что от эпохи позднего модерна в целом, что архетипично?

    Что устарело, а что привлекает зрителей и сейчас? Как он соотносился с действительностью тогда – и как соотносится теперь? Какой вклад внес в современную русскую культуру?

    Есть ли в нем что-то вредное – и если да, как это обезвредить? Если он по-прежнему выполняет важную функцию в нашей культуре, но при этом чем-то для нас неприемлем – чем и как можно его заменить?»

    К сожалению, люди, что у нас «сидят на антисоветизме», едва ли способны даже начать такой разговор. Их «антисоветизм», как и их отношение к русской истории (да и ко всему русскому вообще), глубоко невротичен и является скорее частью проблемы, чем ее решением.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •