Ни дня без разговора о санкциях. Давайте попробуем обсудить всерьез, без шапкозакидательства. «Еще больше санкций», – говорит патриотическая общественность. «Все запретить, сами с усами, запрягай» – только и слышится со всех сторон.
Лично у меня есть стойкое ощущение, что нашей экономикой занимаются полные дилетанты
Безусловно, Россия во многом является самодостаточным государством. Избыточные сырьевые ресурсы, мощная промышленная база, доставшаяся нам от СССР, квалифицированное население и внутренний рынок около ста пятидесяти миллионов потребителей. И у меня нет особых сомнений в том, что грамотное использование этого потенциала позволит нам ещё десятилетия успешно и динамично развиваться, не оглядываясь ни на мировой рынок энергоресурсов, ни на запрет ввоза в страну различных гаджетов.
Однако у меня есть большие сомнения в ключевом моменте – как раз в возможности всё вышеперечисленное грамотно использовать. Потому что я вообще не верю в наличие у нас какой-то вменяемой, квалифицированной экономической школы.
Наши «экономисты» за почти полтора десятилетия великолепнейшей мировой конъюнктуры ровным счетом ничего не сделали для обеспечения в России самостоятельного промышленного роста.
Более того – мы теперь ещё сильнее зависим от состояния дел в западной экономике, чем это было на заре эпохи Путина. Вы скажете, был период быстрого роста? А я отвечу, что мячик, ударившийся об пол, сначала тоже быстро подскакивает. Но летит вверх он ровно настолько, насколько хватило энергии удара. Так вот, наша экономика, ударившись о «дно» в 1998 году, с тех пор имела инерционный рост.
Сначала он был поддержан серьёзной девальвацией рубля, потом значительным ростом цен на энергоносители. Но суть от этого не изменилась – с 2008 года рост нашей экономики носит полуобморочный характер, а рост уровня жизни населения является, скорее, следствием некоторого перераспределения доходов, чем следствием роста производительности труда.
То есть лично у меня есть стойкое ощущение, что нашей экономикой занимаются полные дилетанты.
Они всю жизнь изучали советскую плановую экономику, доказывали её преимущества над рыночной в своих диссертациях, а потом, в конце восьмидесятых – начале девяностых, нахватались газетных заголовков и объявили себя скрытыми «рыночниками». И лучшее, что они могут сделать сейчас – ни во что не вмешиваться, раздувая время от времени щёки на различных форумах или правительственных совещаниях.
Да, опытным путем научились контролировать инфляцию. Научились чуть-чуть собирать налоги. Научились складировать доходы в различные фонды. Но никакой инициативной, созидательной деятельности на протяжении почти четверти века! Повторюсь – никакой!
И вот сейчас именно эта экономическая «элита» должна будет справиться с санкциями. Да, я уже многократно слышал, насколько эти санкции будут для нас плодотворны. Мол, давайте продолжать, давайте еще.
Трудно поспорить – почти моментальный обвал легкового автомобилестроения, тяжелейший кризис в обеспечении лекарствами, многолетние проблемы с поставками семян десятков сельскохозяйственных культур, электроника только по талонам и только китайская, гражданская авиация разве что от бразильского Embraer и ещё много чего «приятного» от наших партнеров – это именно то, что доктор прописал.
И, конечно же, наши великие экономисты, привыкшие снимать маржу да считать роялти, легко со всем этим справятся...
Нет, я отнюдь не сторонник сохранения мировой антироссийской ситуации. И подобное «международное географическое разделение труда» меня совершенно не устраивает. Но позвольте мне такую аналогию – после длительного, тяжелого, беспробудного запоя легко ли в одночасье протрезветь? И не слышали ли вы о случаях, когда безмедикаментозный выход из такого запоя заканчивался смертью больного?
Я слышал. И сейчас, настаивая на корректности такой аналогии, я всё-таки готов настаивать на том, что при таких «докторах» наша больная экономика запросто может отдать Богу душу.
Поэтому я считаю, что полезными будут только ограниченные санкции, которые позволят нам более-менее оперативно реагировать на возникающие проблемы. И не позволят нам угробить десятки тысяч людей, критически зависящих от лекарств, которые пока производятся только на благословенном эльфийском Западе. А вот «лезть в бутылку» и призывать на себя всё больше и больше санкций – дело, на мой взгляд, слишком опасное.
Похоже, что санкции для всех нас – дело сомнительной радости. Они очень полезны в гомеопатических дозах, тут я полностью согласен. Но перебарщивать с ними опасно. И Путин, мне кажется, прекрасно осознаёт, что с такими экономическими «гениями», которые есть у него в обойме, рисковать, наверное, не стоит.
В общем, получается так, что даже очень аккуратный ввод войск на территорию Новороссии может обернуться для нас серьёзными проблемами. Которые мы, безусловно, преодолеем. Правда, возрастет зависимость от Китая, может быть, критически. Или не преодолеем. И тогда уже Китай прирастет нашими краями и областями. Но мы, русские, как-то привыкли задним умом жить. Даже странно, что Путин не такой. Может, он не русский вообще?Мы сейчас находимся на очень сложном отрезке нашего исторического пути. С одной стороны – пропасть, чаемая «демшизой». Россия, населенная двадцатью миллионами «дорогих россиян», необходимых для обслуживания труб и буровых. С другой стороны – пропасть, чаемая их антиподами якобы «патриотического» толка. Это Россия, населенная некоторым количеством выживших, необходимых для охраны баллистических ракет с ядерными боеголовками.
Подозреваю, что ни первый, ни второй вариант не нравятся абсолютному большинству жителей России – как русских, так и «россиян». А значит, тот «парень у руля» должен быть крайне осторожным, чтобы ни на ложный маяк не свернуть, ни на псевдопатриотических соплях не поскользнуться.