В 2013 году Государственной думой было принято очень много важных социальных законов.
Этот закон никогда не сможет установить перечень ниже того уровня, который уже достигнут на сегодняшний день
Например, мы поддержали законопроекты, направленные на изменение пенсионной системы. Теперь пенсионный капитал будет исчисляться не в рублях, а в баллах, которые индексируются ежегодно не ниже уровня инфляции. Трудовая пенсия разделяется на страховую и накопительную, и гражданам предоставляется право выбора: участвовать или не участвовать в накопительной системе.
Минимальный стаж, необходимый для получения страховой пенсии, будет постепенно увеличен с пяти до 15 лет. Предусмотрены меры, стимулирующие добровольный более поздний выход людей на пенсию.
При этом сохранен полный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров, которые получают заработную плату менее 18 тысяч рублей, введены новые оплачиваемые нестраховые периоды – отпуск по уходу за третьим и за четвертым ребенком (по полтора года), будет оказана дополнительная поддержка пенсионерам, постоянно проживающим на селе и проработавшим там 30 и более лет.
Также принят закон о специальной оценке условий труда. Осовременена прежняя система аттестации рабочих мест, досрочных пенсий и льгот. Это нужно было сделать, так как несправедливо предоставлять одинаковые льготы тому сталевару, который работает в белом халате на новейшем оборудовании, и тому, который «горит» у мартеновской печи.
Отдельно хочется сказать о законе, которого ждали миллионы наших сограждан, в первую очередь люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и нуждающиеся в помощи государства.
Это закон об основах социального обслуживания населения. Необходимость принятия такого закона была очевидна. Прежние законодательные акты существенно устарели. Новый закон позволяет не только государству, но и некоммерческим волонтерским организациям, а таких сегодня стало достаточно много, активно участвовать в оказании социальных услуг и создает условия, когда государство будет напрямую помогать этим организациям.
Закон впервые предполагает индивидуальный подход, в том числе формирование индивидуального плана, позволяющего не просто оказывать помощь, а выводить человека или семью из тяжелой жизненной ситуации.
Впервые было предложено составить реестр поставщиков и получателей социальных услуг. Если в той или иной территории нет возможности оказать услугу, то реестр позволит найти такую возможность в другом месте.
Работа над этим законом является ярким примером того, как надо работать над законодательными актами. Общество очень широко его обсуждало, собиралось специальное совместное заседание комиссий при президенте РФ по делам инвалидов и по делам ветеранов, которое было целиком посвящено данной теме. По инициативе «Единой России» при Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех фракций. Я благодарен коллегам, которые активно работали. Вместе нам удалось добиться серьезных решений и компромиссов.
Например, по старой системе бесплатная социальная помощь оказывается только тем гражданам, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума. Мы договорились о том, что помощь будет оказываться тем, у кого доходы ниже полутора прожиточных минимумов. Это увеличивает на несколько миллионов количество получателей бесплатной социальной помощи.
Мы договорились и о том, что сформируем единый по всей стране минимальный стандарт социальных услуг. Примерный перечень услуг будет утверждаться постановлением правительства, а не решением профильного министерства, как предполагалось изначально, и будет представлен парламенту в качестве подзаконного акта обязательного к рассмотрению при принятии закона-«спутника» к закону об основах социального обслуживания населения (такие законы-«спутники» предполагается принять в весеннюю сессию 2014 года). Решение субъекта о конкретном перечне также будет приниматься законом. Этот закон никогда не сможет установить перечень ниже того уровня, который уже достигнут на сегодняшний день.
После достаточно серьезных споров из закона было удалено понятие «социально опасное положение семьи», при котором оказывается социальная помощь и ведется социальное сопровождение, потому что это могло быть истолковано как некое вмешательство в семейные дела. В этой связи хочу специально подчеркнуть: закон предполагает получение или отказ от помощи исключительно на добровольной основе.
Работа над данным законом не заканчивается, она будет продолжена. Нам предстоит принять целый ряд так называемых законов-спутников, для того чтобы увязать закон о соцобслуживании с единым правовым пространством России.
Необходимо провести круглые столы с теми, кто непосредственно будет исполнять закон – в первую очередь с региональными властями, а также с Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, другими заинтересованными ведомствами, чтобы с 2015 года, то есть с момента его вступления в силу, он заработал в полной мере.
Нам, к сожалению, не удалось добиться включения целого ряда очень уважаемых категорий граждан в перечень тех, кто получает социальные услуги бесплатно. Но мы записали в проекте постановления, что вернемся к этому вопросу и обязательно обсудим его в наступающем году.
Госдума ответственно и профессионально подошла к решению чрезвычайно сложной проблемы – к улучшению системы социального обслуживания тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Принятие закона об основах соцобслуживания означает одно: в случае необходимости Россия как государство всегда придет на помощь своим гражданам.
Источник: «Парламентская газета»