Двадцать первого июля на канале НТВ состоится премьера новой программы «Луч Света» – с ведущей Светланой Курицыной, известной в интернете как «Света из Иванова».
О чем говорит нам эта история? Прежде всего, об унижении. Казалось бы, тут есть парадокс: простую девушку вытаскивают из провинции, поднимают к себе в хрустальный замок, венчают медийной короной – надо с придыханием говорить о чуде. Где-то, должно быть, спряталась фея-крестная. Однако все понимают, что это не так. И, что ещё хуже, сама героиня, вероятно, тоже прекрасно знает, почему выбор пал на неё.
Ведь «Света из Иваново» – это клеймо, посмешище, символ гукающего «путинского электората», отсталого мракобесного большинства. Шариков в юбке. Косноязычное чучелко, которое стало «более лучше одеваться», не на рубль, а на рупь двадцать: все то же, что и раньше, но шовчик чуть ровнее плюс дополнительный стразик бонусом от заведения.
Простую девушку вытаскивают из провинции, поднимают к себе в хрустальный замок, венчают медийной короной — надо с придыханием говорить о чуде
Так и для чего руководство целого федерального канала запускает проект со столь неоднозначной, мягко говоря, ведущей? Рискну предположить, что существуют две основные причины. Они противоположны, и только после эфира можно будет сказать, какой именно вариант канал реализует.
В первом случае Карабас-Барабас, возглавляющий НТВ, будет унижать своих старых марионеток, которые стали о себе слишком много мнить. Смотрите, господа, могу взять любую одиозную дурочку из Верхних Волдырей, натаскать её за неделю, и она мне будет давать рейтинг выше, чем вы, образованные, холеные, в модных очках с тонкой оправой. Не пересмотреть ли ваши контракты? Это не вы мне делаете канал, это я вам даю волшебный эфир – а с ним и популярность, и вашу красивую жизнь. Вы не значите ничего. Вы – пустое место. Вы полагаете, что сделали себя сами, а на деле вы просто оказались случайно в нужном месте в нужный момент. Кстати, всего креативного класса касается.
Если послание от канала именно таково, то Свету действительно натаскают. Поставят пару-тройку ярких жестов, проведут несколько мастер-классов. Риторика, макияж. Превратят в куклу – обложат со всех сторон, как подушками безопасности, сценариями, погрузят в ухо наушник, а на том конце редактор будет корректировать и кукловодить. На монтаже тщательно вычистят все огрехи. В гости позовут профессиональных фриков, на фоне которых Света будет выглядеть спокойной, образованной и красноречивой девушкой. И публика выдохнет: ох, надо ж. И холодок пробежит по позвоночнику менеджера среднего звена, который вспомнит, что заменить его – один звонок куда-нибудь в Иваново. Не боги, в общем, DVD-R прожигают.
Но есть и второй вариант. Канал по субботам будет старательно тешить эго своих продвинутых зрителей. Гляньте: всё-таки вы были правы. Она ж ни-ка-ку-щая! Это так смешно – сидеть и ждать, когда ведущая опять ляпнет что-нибудь черномырдинское, какую-нибудь ахинею снесет аккуратным яичком посреди студии. И чем больше она будет стараться выглядеть правильно, подражая тому, что раньше видела на экранах, тем нелепее будет смотреться. А если плотность окажется низкой, на выручку вновь придут сценаристы, которые прекрасно умеют клепать те самые «дурацкие фразы из школьных сочинений». А потом в один прекрасный момент Света вдруг тоже вообразит, что сама себя сделала, и начнет раздавать интервью глянцам, и это будет укатайка уже второго уровня. Ржака, которая всегда с тобой. Следите за анонсами. Унижение провинциалки в прайм.
В любом случае, девяносто девять шансов из ста, что сама Светлана Курицына (ах, и фамилия-то у неё как удачно подвернулась!) НТВ не интересует. Нужна «Света из Иванова». Та самая, притча во языцех. Канал тут сделал верную ставку: программа ещё не вышла, а сколько уже откликов. И каких: российская интеллигенция, наследница Гоголя с его «Шинелью», Достоевского с «Униженными и оскорбленными», Толстого и Чехова, Пушкина – со сладострастием по второму кругу вытирает подошвы своей импортной обуви о провинциальную «нашистку».
Светлана Курицына (Фото: кадр из выложенного в сети видео ) |
Зрелище потрясающее. Завораживает. Вот господин Архангельский в «Коммерсанте» выплясывает свой ироничный танец, вращая Свету во все стороны. Он пишет, как сам полагает, доброжелательно: «Классическая девушка из предместья, где искренне считают, что с появлением личной автомашины и мобильного телефона (а у Светы их уже два) жизнь улучшилась. Как сообщила сама Света, общий доход их семьи (мама, папа, сама Света и младшая сестра) составляет примерно 27 тысяч рублей. Ее естественный порыв – защитить родину от тех, кто хочет лишить семью Курицыных 27 тысяч ежемесячно и продать их в рабство американцам, подкреплен все тем же телевизором, который постоянно это самое и внушает». Не имею понятия, какой гонорар господин Архангельский получил за материал о Свете. Коммерческая тайна, надо понимать. Но не удивлюсь, если те самые двадцать семь тысяч ему и отсчитали. Ну, для пущего веселья: чтобы, значит, и в бухгалтерии посмеялись. И в курилке. Надо же как-то развлекать и себя, не только читателя.
Однако образованный и столичный господин, наверняка полагающий себя умным человеком, не понимает, что после того, как он написал абзац о семье Курицыных, его умение связать три слова у любого старотипного интеллигента вызвало бы брезгливый рефлекс – как будто в булке с изюмом вместо изюма запекли тараканов. К несчастью, подобные тексты сегодня – это общее место. Основная аудитория «Коммерсанта» даже на секунду не споткнется: а что такого-то? Все ж правильно сказано.
Дмитрий Мережковский, автор статьи «Грядущий Хам» (1906), и представить, наверное, не мог, что через сотню лет беда явится оттуда, откуда не ждали. Дорого бы дала, чтобы посмотреть на то, как Дмитрий Сергеевич читает, к примеру, статью Архангельского. А ему через плечо поясняют, о чем там идет речь. Взглянула бы и на то, как Мережковскому, мечтавшему когда-то разорвать союз религии с реакцией, показывают, как этот союз разрывает могучий Марат Гельман.
Выяснилось в XXI веке, что в России ни лавочник, ни обыватель, ни даже черносотенец не возглавили этот парад торжествующей пошлости – нет, возглавили его интеллигенты, сами. Никому нельзя поручить. Какая ирония судьбы всё-таки. Ковры на стены не вешают и босоножки с носками не носят, а вот поди ж ты: «в рабство американцам», «телевизор внушает», «искренне считают, что с появлением машины жизнь улучшилась». Сразу представилось почему-то эпическое полотно: «Господин Архангельский передает государству ключи от квартиры и машины вместе с банковскими карточками в обмен на свободу самовыражения».
В финале своей статьи господин Архангельский милостиво подает Свете надежду на лучшее будущее. Мол, если у неё есть потенциал, если она со временем «разовьется в сознательную личность», то с НТВ она переберется на телеканал «Дождь». По Архангельскому в этом и состоит развитие. Он полагает, правда, что так шутит, но это самообман. Он ведь и на самом деле так считает. Непредвзятый наблюдатель из провинции может поэтому решить, что они там все давно спятили.
И в этом, наверное, можно обвинить пятерых очень талантливых человек. Вот их фамилии: Булгаков, Бортко, Евстигнеев, Карцев, Толоконников. Они провели незаконную операцию. Вскрыли грудную клетку добрейшего пса (по кличке Данко, быть может?), вырвали его собачье сердце и швырнули его прицельно прямо в висок нашей творческой элите, убив её на месте. Где она так и лежит, вся убитая, с 1988 года.
Отныне любой недоросль с двумя рецензиями на последнюю кинобелиберду ассоциирует себя с профессором Преображенским, цыкая саркастически зубом: «Да, я не люблю пролетариат». Забывая, что профессор был не только барыгой, но и специалистом, «светилом», что людей труда он любил и ценил – и Зиночку, и Дарью Петровну. Что Шариков – это не человек труда, а люмпен. Хотя и он – фигура трагическая, в общем. Один эпизод с зеркалом в фильме чего стоит. Кроме того, даже Шарикова профессор вполне мог бы вытащить. Если бы не Швондер. Вот эту роль современные лидеры общественного мнения почему-то на себя примерять не желают. Хотя укладываются в неё точно по размеру. Сегодня Швондер носил бы белую ленту, выступал бы на «Дожде» с пламенными речами и проповедями. «Кто здесь власть?» Ну, а уж «звездины» – это прямо как будто из вчерашних новостей об очередной антицерковной акции.
Костяшки домино продолжают падать. И теперь уже феномен «Светы из Иваново» танком едет по всем добрым сказкам, на которых у нас поколениями воспитывали своих детей. По золушкам разным, галатеям, по принцам и нищим. В этих сказках вверх поднимает не алчность, а любовь. Вверх поднимает не глупый трюк, а талант. Не родственные связи, а трудолюбие и усердие.
Да, жизнь никогда сказкам не соответствовала, понятное дело. Но раньше пытались менять жизнь, а теперь меняют сами сказки.
«Ну чо, типа, шел, типа, там стоят, ну я и сказал им, валите, на, а они телефоном в рыло тычут, с...ки, сняли, потом выложили, как я там их крыл... ржали все, чо... уволили... ну, я подумал, чо... куда... там предложили... теперь вот свой бар-караоке».
Света, конечно, много лучше этого. Она вовсе не глупа, держалась достойно. Нужно иметь характер. Но из той колеи, куда она со всем этим угодила, выбраться будет сложно. Она всё же не Фрося Бурлакова.
А соблазн велик. Шанс, как говорят. Но ведь это шанс попасть туда, где очень много денег и очень мало людей.
Источник: Сайт «Трибуна Общественной палаты»