Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

0 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

14 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

30 комментариев
4 декабря 2017, 18:25 • Экономика

Мадуро напрасно рассчитывает спасти Венесуэлу криптовалютой

Мадуро напрасно рассчитывает спасти Венесуэлу криптовалютой
@ Ueslei Marcelino/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Венесуэла анонсировала крайне экстравагантный способ ликвидации переживаемого страной экономического кризиса. Палочкой-выручалочкой, по мысли президента страны Мадуро, должна стать собственная криптовалюта. Однако в Каракасе обманывают либо самих себя, либо собственное население и иностранных торговых партнеров.

Венесуэла приступит к созданию собственной криптовалюты, которая будет называться El Petro, сообщил в воскресенье в эфире телеканала Venezolana de Televisión президент южноамериканской страны Николас Мадуро. Криптовалюта будет обеспечиваться «запасами венесуэльских природных ресурсов, золота, нефти и алмазов».

По словам Мадуро, El Petro должна помочь стране в вопросе денежного суверенитета, найти новые способы финансирования международных транзакций, в том числе в обход финансовых санкций США. В августе 2017 года Дональд Трамп запретил сделки с долговыми обязательствами правительства Венесуэлы и с государственной нефтяной компанией страны. Это создает трудности для перевода средств через международные банки, замедляет некоторые платежи по облигациям, усложняет экспорт нефти.

«Венесуэла создаст криптовалюту для укрепления денежного суверенитета, поскольку она позволит преодолеть финансовую блокаду и таким образом перейти к новым формам международного финансирования для экономического и социального развития страны», – сказал Мадуро.

На протяжении последних лет Венесуэла переживает экономический кризис, сопровождающийся стремительным ростом цен и девальвацией национальной валюты. Экономическое состояние страны подкосили цены на нефть. Страна имеет самые большие в мире запасы нефти: по разным оценкам, от 70 до 170 млрд тонн (17,5% от общемировых запасов). Проблема в том, что это тяжелая нефть, себестоимость добычи которой высока. Финансовые санкции США лишь подлили масла в огонь. Потому что главными покупателями тяжелой венесуэльской нефти являются американские НПЗ, которые заточены под переработку именно этого черного золота.

Согласно рейтингам международных агентств, страна близка к дефолту. Внешний долг Венесуэлы по итогам прошлого года составляет 132,15 млрд долларов. Мадуро уже создал специальную комиссию, которая будет заниматься реструктуризацией внешнего долга. Россия, как известно, уже реструктурировала долг стране. Однако в числе крупнейших кредиторов не Россия, а Китай, с которым, впрочем, тоже можно договориться.

В 2016 году инфляция в стране достигла 254,4%, а ВВП сократился на 16,5%. В текущем году, как ожидается, венесуэльская экономика упадет на 12%, а в 2018 году – на 6%. Согласно последним прогнозам МВФ, в 2017 году рост потребительских цен в Венесуэле ожидается на уровне 652,7%, а в 2018 году – уже 2349,3%. По мнению агентства S&P, падение экономики Венесуэлы может прекратиться в лучшем случае только в 2019 году.

«На таком фоне венесуэльская валюта боливар находится на минимумах, обвалившись на 40% от уровней начала 2016 года и в два–три раза с 2013 года. Ограничены возможности расчетов в этой валюте, в том числе и международных», – отмечает Марк Гойхман из ГК TeleTrade. Из-за падения боливара страна испытывает острый дефицит продуктов питания, медикаментов и других базовых товаров. Создание альтернативной валюты является вынужденной мерой, которая может помочь преодолеть гиперинфляцию и дефицит продуктов. Сможет ли новая криптовалюта El Petro стать реальной альтернативой обесценивающемуся боливару?

На самом деле из-за катастрофического роста цен в Венесуэле уже стали популярны криптовалюты. Местные бизнесмены, например, в качестве расчетов начали даже отправлять друг другу цифровые коллекционные карты с лягушонком Пепе, передавал Cryptoinsider. Эта биржа изображений на базе блокчейн-платформы была создана в начале 2017 года. «Мы находимся в Венесуэле, и биткоин не раз спасал наш бизнес. Благодаря криптовалюте мы смогли увеличить штат сотрудников с пяти до 10 человек, а также приобрели кондиционер. Наш бизнес становится крепче каждый год, и поэтому мы по-прежнему полагаемся на биткоин. Теперь его дополнили еще и активы Counterparty», – рассказывал предприниматель.

Однако до сих пор ни одно правительство и ни один центральный банк не поддержали криптовалюту. В этом плане Венесуэла может стать первооткрывателем.

«Принципиальное отличие криптовалют от официальных денег в том, что они выпускаются не централизованно, а выступают как продукт действий многих участников распределенной сети блокчейн, совершающих сделки анонимно. Поэтому гипотетический выпуск El Petro самим государством, с конкретными известными участниками процесса – уже отход от принципов криптовалют. Равно как и стабильность El Petro и обеспечение природными ресурсами Венесуэлы. Эти ресурсы не могут обеспечить боливар. И гипотетический El Petro не может быть защищен от инфляции и нестабильности, поскольку нет никаких условий для этого», – говорит Марк Гойхман.

Также непонятно, добавляет Гойхман, как выпуск и обращение государственной криптовалюты будет осуществляться технически, ведь для этого нужны развитые и широко используемые технологии с участием тысяч пользователей. Всего этого пока нет не только в Венесуэле, но и ни в одной другой стране. Наконец, признание такой валюты вместо доллара и боливара другими контрагентами для внешнеэкономических расчетов крайне сомнительно, считает Гойхман.

«Идее о национальной криптовалюте суждено разбиться вдребезги», – скептичен и аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко. По его мнению, El Petro не будет ничем отличаться от «обычного» боливара, если она будет эмитироваться правительством, которое может беспрепятственно печатать валюту для решения своих внутренних задач, из-за чего возникнет традиционная для Венесуэлы инфляция.

«Чтобы быть полноценными деньгами, национальной валюте надо иметь международное признание и курс по отношению к другим валютам, а это достигается экономической стабильностью и монетарным регулированием. Отсутствие конвертируемости – также огромный недостаток для любых денег. Поэтому без т. н. привязки к доллару ничего не выйдет», – согласен Иван Карякин из Global FX.

В мире есть примеры, когда в стране одновременно действовали несколько видов денег. Это всегда было во время кризиса, революции или войны, и побеждали, как правило, деньги другой страны или золото, то есть то, что больше всего являлось деньгами, чем криптовалюта не является, говорит Карякин. «А руководству Венесуэлы необходимы средства для решения насущных проблем: выплаты по займам, увеличения добычи нефти, выполнения социальных обязательств и т. п.», – добавляет он.

Для обхода финансовых санкций США вообще не обязательно создавать национальную криптовалюту.

«Мадуро следовало бы пойти по стопам Ирана, где сделали ставку на пользующуюся как спросом, так и доверием, независимую от какой-либо страны валюту – биткоин. Контрагенты за рубежом будут принимать его так же охотно, как и доллар»,

 – считает Мащенко.

Скорее всего, объявление об El Petro – это шаг отчаяния, призванный вселить некую надежду на выход из кризиса, считает Гойхман. «А если власти страны хотят создать новые деньги на замену боливару и тем самым ограбить часть населения, то это вскоре будет ясно», – заключает Карякин.

..............