Игорь Караулов Игорь Караулов Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

2 комментария
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

3 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

15 комментариев
17 апреля 2015, 16:35 • Экономика

США и ЕС испугались российского импортозамещения

США и ЕС испугались российского импортозамещения
@ Максим Блинов/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

США, Евросоюз, Япония и Канада бьют тревогу – Россия действительно может отказаться от их продукции. По их мнению, это угрожает принципам ВТО и, несомненно, снижает доходы иностранных производителей. Но главные потери США и ЕС при российском импортозамещении политические: если Россия снизит зависимость от импорта, то любые санкции против нее окажутся бесполезны.

США и Евросоюз выразили обеспокоенность российской политикой импортозамещения. Такое заявление они сделали на заседании Комитета по торговым аспектам инвестиционных мер Всемирной торговой организации (ТРИМС ВТО) в четверг, сказал РИА «Новости» близкий к переговорам источник.

Единственная цивилизованная возможность для Запада остановить импортозамещение в России – убедить арбитров ВТО в том, что это противоречит принципам свободной торговли

По его словам, претензии США и ЕС к России были связаны с требованиями по госзакупкам, которые предусматривают первоочередное использование российской продукции. «Россия в рамках недавнего «антикризисного плана» предприняла шаги по внедрению стратегии импортозамещения для медицинского оборудования. США заявляют, что Россия явно готовится расширить данные требования для государственных предприятий», – сказал источник.

По его словам, аналогичную озабоченность выразили представители ЕС, Японии и Канады, указав на «вызывающую беспокойство тенденцию в том, что касается требований по закупкам» медицинского, промышленного и сельскохозяйственного оборудования, текстиля, транспортных средств и, возможно, программного обеспечения.

Однако Москва считает, что никакие правила ВТО не нарушает. Российский МИД в четверг уверил, что Россия как член ВТО строго выполняет свои обязательства.

Масштабная программа импортозамещения началась после того, как западные санкции обнаружили зависимость целого ряда важных отраслей от импорта. Санкции помогли очистить российский рынок, который был занят после вступления России в ВТО в 2012 году, заявил накануне президент Владимир Путин.

Запад сам подтолкнул Россию в этом направлении. Запрет на поставки нефтегазового оборудования потребовал создания своего. Удары от MasterCard и Visa потребовали создать собственную национальную расчетную систему. Ответные санкции по продуктам питания – это еще один шаг по поддержке отечественного производства.

Теперь власти РФ решили серьезней подойти к закупке отечественных товаров на бюджетные средства. Зачастую господдержка своих производителей в других странах куда выше, чем в России, но теперь эту ситуацию решили изменить.

Однако в один момент сделать это не получится. Зависимость от импорта в ряде отраслей критичная. Так, доля импорта в станкостроении оценивается в 90%, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, по нефтегазовому оборудованию – около 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении, в зависимости от категории продукции – от 50 до 90%. В медицинской и легкой промышленности зависимость составляет около 80–90% (данные правительства).

«Достаточно посмотреть вокруг себя, на предметы, которые нас окружают, чтобы убедиться в серьезной импортной зависимости», – говорит Иван Андриевский из Российского союза инженеров. Поэтому задача, поставленная Путиным наладить собственное производство во многих сферах – имеет принципиальное значение. При этом санкции лишь высветили проблему и заставили российские власти обратить на нее пристальное внимание. Тогда как само направление по импортозамещению не должно зависеть от того, есть ли санкции, считают власти.

Вместе с тем премьер Дмитрий Медведев ранее уверил, что никто не ставит задачу тотального импортозамещения, «это обратная крайность». Курс на импортозамещение должен быть продуманным, учитывать интересы и международные обязательства России, считает он.

Судя по всему, западные страны особенно недовольны тем, что в рамках импортозамещения Россия собирается снизить для иностранцев возможность участвовать в госзакупках. А это грозит западным компаниям потерей части российского рынка. Что, в свою очередь, используется как повод обратиться в судебные инстанции в рамках ВТО.

Так, ответные санкции России по эмбарго на продукты питания уже серьезно ударили по европейским сельхозпроизводителям. Например, крупнейший финский производитель молочной продукции, концерн Valio, в ближайшее время планирует провести уже третье сокращение персонала из-за экономических трудностей, возникших на фоне запрета экспорта в Россию молочной продукции компании, сообщает в пятницу газета Karjalainen.

Это неудивительно, учитывая, что 90% всей производимой компанией продукции экспортировалось в Россию. В целом экономические проблемы, с которыми столкнулась сейчас еврозона, вынужденная даже девальвировать евро, вызваны в том числе санкционной войной с Россией.

Впрочем, не исключено, что западные страны беспокоятся о российской программе импортозамещения вовсе не из-за финансовых потерь своих компаний: они боятся, что этим Россия сможет минимизировать влияние их санкций, говорит Дмитрий Лукашов из IFC Markets. «Как только Россия наладит импортозамещение, любые санкции в отношении нее будут просто бездейственны», – соглашается Ирина Рогова из ГК FOREX CLUB.#{intervieweco}

Премьер-министр Дмитрий Медведев прямо говорит, что зарубежное оборудование для добычи нефти и газа в России стало предметом политической борьбы, а нефтегазовый сектор, который имеет важное значение для бюджета страны, оказался основной мишенью санкционного давления на Россию. Как только Россия найдет замену оборудованию для изучения, разведки, добычи полезных ископаемых, которые мы традиционно закупали за рубежом, санкции против этого сектора потеряют всякий смысл.

А провести импортозамещение в нефтегазовом, энергетическом и сельскохозяйственном секторе России будет несложно: в течение четырех–пяти лет большую часть ввозимой продукции можно будет заменить российскими аналогами, говорит Ирина Рогова. Опасения США и ЕС тоже косвенно подтверждают, что России по силам это реализовать. Правда, в других отраслях, где доля импорта также высока, сделать это будет уже сложнее, считает Рогова. Однако задача в целом выполнима, просто потребуется больше времени и усилий.

«Всю импортную продукцию, конечно, заменить не удастся, но часть – вполне возможно. В перспективе трех–пяти лет можно, например, снизить зависимость госсектора от ПК и планшетов до 25% от общего объема используемых устройств», – говорит Иван Андриевский. Собственно, в сельском хозяйстве импортозамещение уже запущено на полную мощность.

Единственная цивилизованная возможность для Запада остановить импортозамещение в России – убедить арбитров ВТО в том, что это противоречит принципам свободной торговли. «Сегодня существует реальный шанс, что Россия будет без оглядки на Запад наращивать объемы собственной продукции и оказывать им протекцию при госсзакупках. Соответственно, ЕС и другие члены ВТО начинают заявлять торговые претензии к России, которые решаются через арбитраж ВТО. Количество таких дел, скорее всего, будет увеличиваться», – говорит Иван Андриевский.

Российские принципы импортозамещения действительно, по его словам, вступают в противоречие с законами ВТО. Однако не соответствуют им также и экономические санкции Запада против России. Поэтому вполне логично, что Россия не будет признавать претензии западных стран в рамках ВТО.

Кроме того, Москва продуманно подходит к созданию преференций для российских производителей. Не только США и ЕС хорошо разбираются в тонкостях законодательства, чтобы легально обходить законы ВТО и оборачивать споры в свою пользу, Россия тоже это умеет делать, считает Андриевский.

Например, запрет на импорт продуктов питания подали под соусом антисанкций. А в январе Минэкономразвития разработало план, как обойти запрет ВТО на преференции отечественным товарам при закупках госкомпаний. Для этого предлагается создать особые условия для отечественных поставщиков вне рамок процедур определения поставщиков, что не будет нарушать правила ВТО, говорит Андриевский.

С 2012 года, когда РФ вступила в ВТО, на Россию было подано семь исков. Россия, в свою очередь, подала только иск против ЕС по поводу Третьего энергопакета. Можно ожидать, что теперь западные страны начнут заваливать Россию судебными исками. Однако это не так страшно, потому что, пока будут идти разбирательства, у России будет время, чтобы создать необходимые производства на замену импорту. Ведь суд в ВТО – многоэтапный процесс, который длится до пяти лет.

Кроме того, Россия сможет наконец сама обратиться в ВТО с иском по поводу введения против нее санкций в 2014 году. Пока Москва думает над этим, взвешивая все за и против. Но после того, как западные страны сами начнут атаковать через ВТО, Россию уже ничего не будет сдерживать от этого шага.

«Сама суть ВТО заключается в свободной торговле, то есть выглядеть это должно так: хочу покупаю, хочу нет. Но на деле получается, что эта свобода несколько однобокая», – констатирует Рогова.

..............