Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
13 марта 2015, 19:15 • Экономика

Решение ЦБ поможет снизить проценты по кредитам

Решение ЦБ поможет снизить проценты по кредитам
@ Павел Смертин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Российский Центробанк пошел на второе в этом году снижение ключевой ставки. Теперь она составляет 14%. Это определенно шаг в сторону реального сектора экономики, которому как воздух необходимы дешевые кредиты. К концу года экономисты надеются на возврат к ставке в 10,5%, как было в начале декабря. Однако есть факторы, которые могут этому помешать.

Банк России снижает ключевую ставку с 13 марта на 1 процентный пункт – до 14% годовых. Это совпало с ожиданиями рынка: аналитики прогнозировали снижение как раз на 1–2%. Это уже второй этап снижения ставки после ее увеличения до 17% в конце 2014 года, что окончательно подтверждает смену политики ЦБ. Если раньше главной целью было сдержать инфляцию, то теперь регулятор пытается маневрировать между желанием не допускать сильного роста цен и оживлением кредитования ради экономического роста.

Снижение ключевой ставки должно позволить улучшить ситуацию с доступностью кредитов для различных секторов экономики

Инфляционные риски отошли на второй план. Прогноз от главы Банка России Эльвиры Набиуллиной таков: пик инфляции придется на второй квартал (это ожидали и раньше), а потом будет снижение. В конце 2015 года она будет в районе 12–15%, а ровно через год – в марте 2016 года – снизится до 9%. Поэтому самое время поддержать экономику. Падение ВВП РФ в 2015 году может составить 3,5–4% – прогноз от ЦБ cовпадает с ожиданиями МЭР. В этом сценарии заложена средняя по году цена на нефть в 55–60 долларов за баррель.

В реальности показатели могут оказаться даже лучше прогнозов ЦБ: инфляция через год может опуститься и ниже 9%, а экономика может показать спад меньше, чем на 3%, не исключает главный экономист и управляющий директор «Сбербанка КИБ» Евгений Гавриленков.

В свете такого расклада многие эксперты уверены, что уже летом или к концу лета регулятор пойдет на дальнейшее снижение ключевой ставки. А к концу 2015 года она вернется на уровень начала декабря 2014 года, то есть к 10,5%, считает зампред банка ВТБ Герберт Моос.

Впрочем, есть факторы, которые могут спутать все эти прогнозы. И главный из них – это неожиданно резкое падение цен на нефть. Центробанк готовит такой стрессовый сценарий. Если средняя по году цена на нефть составит 40 долларов за баррель, то инфляция по году может составить 17–19%, а спад ВВП – 5,3–5,8%, сказала Набиуллина. В этом случае возврат к прежней низкой ключевой ставке может растянуться на более долгий срок.

Последствия

Главное следствие от снижения ключевой ставки – это снижение процентов по кредитам. Оно «должно позволить улучшить ситуацию с доступностью кредитов для различных секторов экономики», заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Объем кредитов в экономике должен увеличиться.

Одновременно правительство продолжает укреплять общую стабильность банковской системы. Во-первых, величина страхового возмещения по вкладам удвоена до 1,4 млн рублей. Эта та сумма, которую вкладчик не потеряет, даже если у банка отберут лицензию. «Также мы подготовили систему по предупреждению банкротств кредитных организаций, в частности помощь банкам, которые имеют проблемы с ликвидностью», – сказал Медведев. Плюс доходы по вкладам освобождаются от налогов, если они не превышают ставку рефинансирования на 10%, а не на 5%, как это было ранее.

Кроме того, Агентство по страхованию вкладов получило 1 трлн рублей из бюджета на докапитализацию банков через облигации федерального займа (ОФЗ). С первыми четырьмя банками уже заключили договор, работа продолжается, сообщил Медведев. Всего агентство отобрало 27 крупнейших банков, которые могут участвовать в программе докапитализации. Плюс обсуждается возможность докапитализации через аналогичный механизм региональных банков на сумму 170 млрд рублей.

Медведев уверил, что на поддержку государства могут рассчитывать банки, работающие с реальным сектором экономики. «Наша цель – облегчить доступ к кредитам тех предприятий, которые работают в наиболее приоритетных и наиболее сложных условиях», – заявил глава Кабинета министров.

Снижение ставки до 14% также позитивно скажется на ипотеке. Правда, не все банки сразу отреагируют на решение ЦБ, заметная корректировка ставок по ипотеке начнется лишь во втором квартале, считает зампредседателя банка «Югра» Дмитрий Шиляев.

Рыночная ставка по ипотеке сейчас 15–16% и может снизиться на 0,5–1%. Но комфортная ипотечная ставка для покупателей составляет порядка 8–10% годовых, поэтому монетарным властям есть куда стремиться, отметили в строительной компании «Мортон».

Шаг ЦБ также позитивен для всех отечетсвенных производителей. В частности, это позволит производителям стройматериалов и девелоперам привлекать средства под более низкий процент, что оживит рынок недвижимости, считают в «Мортоне», передает РИА «Новости». Правда, в ГК ПИК сомневаются, что снижение ставки на 1% вызовет существенное оживление рынка заемного капитала, поэтому девелоперы будут выходить на рынок по-прежнему только при крайней необходимости.

С другой стороны, снижение ставки выгодно госбюджету. Это приведет к экономии бюджета РФ, поскольку программы субсидирования привязаны к ключевой ставке. «Чем она выше, тем больше надо средств для субсидирования», – отмечает зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Аргументы против

Между тем команда экономистов поделена на два лагеря. Если одни считают, что ЦБ делает абсолютно правильно, снижая ключевую ставку, и надо снижать ее дальше, то другие видят в этом заговор регулятора против населения России. Они исходят из того, что в либеральной экономической теории говорится о том, что ставка ЦБ не может быть ниже уровня инфляции. А сейчас получается наоборот: официальная инфляция 17%, а ставка – 14%.

Такого мнения придерживается Александр Разуваев из «Альпари». Он уверен, что к существенному удешевлению кредитов решение ЦБ не приведет, зато это даст банкам повод снизить ставки по вкладам населения. «Снижение ставок по депозитам, вероятно, начнется уже на следующей неделе», – ожидает он. Если инфляция при этом подскочит, то это не очень хорошая новость для тех, кто хотел сберечь накопления. «Инфляция продолжает обесценивать сбережения россиян и после сегодняшнего решения регулятора начнет это делать быстрее», – считает Разуваев.

«ЦБР в очередной раз уступил лоббизму корпоративных и частных заемщиков. Бизнес не согласен делиться своими прибылями и платить адекватную инфляции рыночную ставку кредита, предпочитая решать свои проблемы за счет населения, которое вынуждено спонсировать корпоративный сектор», – считает Разуваев.

Для рубля это тоже негативное решение, добавляет он, учитывая нестабильную сырьевую конъюнктуру и новый режим санкций. «Иногда кажется, что Банк России делает все, чтобы подорвать доверие к российской национальной валюте», – говорит эксперт.

Шаг в сторону реального сектора

Однако Центробанк, судя по всему, решил отойти от либеральной экономической теории, придуманной и навязанной Вашингтоном. В этом смысле регулятор стал прислушиваться к более радикально мыслящим экономистам.

Советник президента Сергей Глазьев уверен, что процентная ставка не обязательно должна быть выше инфляции. По его словам, на практике, особенно в периоды структурных кризисов, регуляторы многих стран, например Японии, Америки и Европы, наоборот, поддерживают процентную ставку ниже инфляции, пока экономика не выйдет из структурного кризиса. Потому что это дает дешевые и длинные деньги предпринимателям реального сектора и создает условия для того, чтобы изобретать новые технологии и развиваться.

Поэтому повышение ставки в декабре нисколько не помогло рублю, зато сильно ударило по реальному сектору экономики, перекрыв бизнесу кислород – доступ к деньгам.

Решение ЦБ – это, безусловно, шаг в сторону реального сектора экономики, однако на 1% – это мало для кардинального перелома ситуации с замиранием кредитования как населения, так и промышленности. Поэтому сегодняшнее решение регулятора важно больше тем, что дает ясное понимание политики ЦБ и прямой сигнал: если с нефтью проблем не будет, то постепенно бизнесу будет все легче и легче дышать.

«Будем надеяться, что это только первый шаг Центробанка», – говорит сенатор Совета Федерации Сергей Шатиров. Для системообразующих предприятий предусмотрен ряд льгот по кредитам, а вот среднему и малому бизнесу не выжить без «нормальных» ключевых ставок. «Конечно, чем она ниже, тем она лучше – мы видим пример ряда европейских экономик, было бы желательно снижение ставки хотя бы до 10–11%», – считает он.

..............