Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

36 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

41 комментарий
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

14 комментариев
4 апреля 2006, 22:19 • Экономика

Газпром заплатит за все

«Балтийская труба» подорожала в 3 раза

Газпром заплатит за все
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Эльдар Бадырханов

Стоимость строительства наземной части Северо-Европейского газопровода составит не 2 млрд. долларов, как предполагалось ранее, а 6 млрд. долларов. Общая стоимость проекта составит 10,5 млрд. долларов. На первую фазу реализации штокмановского проекта уйдет 12-14 млрд. долларов. Проекты Газпрома стремительно дорожают.

Как заявил во вторник заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев, стоимость сухопутной части «балтийской трубы» составит порядка 6 млрд. долларов, а подводной – 4,5 млрд. долларов.

Расходы выросли в 3 раза

Медведев напомнил, что проектная мощность первой нитки газопровода составляет 27 млрд. кубометров

Отвечая на вопрос о причинах того, что сухопутная часть газопровода будет дороже морской, Медведев заметил, что «надо обратиться к тем, кто будет строить этот газопровод». Строительство СЕГ начали дочерние структуры Газпрома.

В то же время, выступая на круглом столе «Газовый фактор в экономике России», глава Газэкспорта подчеркнул, что «у нас нет сомнений, что весь объем первой нитки СЕГ будет востребован на рынке». Медведев напомнил, что проектная мощность первой нитки газопровода составляет 27 млрд. кубометров.

Прежде Газпром заявлял, что профинансирует строительство наземной части Северо-Европейского газопровода (СЕГ) самостоятельно, без привлечения кредитов от германских банков. Ранее правительство Герхарда Шредера предоставило госгарантии под крупный кредит на строительство СЕГ. Но Газпром подчеркивает, что «финансирование от немецких банков для этого проекта не привлекалось».

Северо-Европейский газопровод пройдет через Балтийское море из Выборга в Грайфсвальд на севере Германии. Строительство наземной части СЕГ ранее оценивалось в 2-2,5 млрд. долларов. Протяженность газопровода составит около 1200 км. В 2010 году планируется ввод в эксплуатацию первой нитки СЕГ с пропускной способностью около 27,5 млрд. кубических метров газа в год. В декабре 2005 года в Бабаеве (в 800 км от Санкт-Петербурга) началось строительство российского сухопутного участка СЕГ (Грязовец – Выборг), который соединит морской участок СЕГ с уже существующими газопроводами, идущими из Западной Сибири.

«Никогда не обнародовалось ТЭО проекта, оценки были предварительными. Возможно, в ходе детальной проработки ТЭО был сделан вывод о недостаточности первоначально запланированных расходов. Скорее всего, Газпрому придется все же привлекать кредиты западных банков», – сказал газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. «Такое количество свободных средств Газпрому будет найти проблематично, концерну приходится нести множество других расходов, наращивать газодобычу», – согласен аналитик ИФ «Олма» Игорь Додонов.

Но, по мнению аналитика МДМ-Банка Андрея Громадина, Газпром и его партнеры вполне смогут обойтись собственными средствами. «Проект рассчитан на несколько лет, если разбить его стоимость, то ежегодная сумма инвестиций в него будет вполне по карману Газпрому. Непонятно, правда, почему настолько выросла стоимость наземной части, – возможно, все-таки расходы выросли с учетом строительства всей необходимой инфраструктуры», – сказал аналитик газете ВЗГЛЯД.

Экспортная выручка Газпрома в 2005 году составила 26 млрд. долларов, что на 41,8% выше, чем год ранее, сообщил Александр Медведев в вторник. По его словам, в 2006 году этот показатель составит не менее 33 млрд. долларов (рост на 27%).

В свою очередь другой зампред правления Газпрома, Александр Рязанов, во вторник сообщил, что на 3 апреля капитализация концерна составляла 197 млрд. долларов. По его данным, в течение 2005 года капитализация выросла в 2 раза и на 1 января 2006 года составляла около 161 млрд. По словам Рязанова, добиться такого роста капитализации позволили крупные проекты, прежде всего Северо-Европейский газопровод. Он подчеркнул, что строительство этого трубопровода позволит Газпрому решать проблемы с транспортировкой газа, которые возникают при транзите через Украину и другие страны. «Этот проект избавляет нас от ряда коммерческих и политических рисков», – сообщил зампред правления Газпром. Он выразил уверенность, что первый газ по Северо-Европейскому газопроводу пойдет уже в 2010-2011 годах.

Штокман тоже подорожал

Глава Газпрома Алексей Миллер (фото: ИТАР-ТАСС)
Глава Газпрома Алексей Миллер (фото: ИТАР-ТАСС)

Еще один крупный проект Газпрома – разработка Штокмановского газового месторождения – тоже потребует дополнительного финансирования. В понедельник Газпром сообщил о начале финальной стадии консультаций с компаниями, вошедшими в список претендентов на участие в реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения.

В Москве прошли встречи главы Газпрома Алексея Миллера с президентом норвежской компании Statoil Хелге Лундом и председателем совета директоров корпорации Chevron Дэвидом О'Рейлли.

Газпром сформировал шорт-лист компаний – потенциальных партнеров по реализации проекта развития первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения, которая включает строительство завода по сжижению природного газа, куда вошли Statoil, Total, Chevron, Hydro, ConocoPhillips. По итогам переговоров до конца апреля 2006 года Газпром намерен определить двух-трех партнеров для формирования консорциума по реализации штокмановского проекта. По неофициальной информации, в консорциум не попала французская Total.

Как заявил во вторник Александр Рязанов, стоимость первой фазы реализации штокмановского проекта сегодня оценивается в 12-14 млрд. долларов. Также Рязанов сообщил, что запасы Штокмановского месторождения были увеличены примерно на 500 млрд. кубометров. Запасы этого месторождения составляют 3,68 трлн. кубометров, в свою очередь во вторник уточнил начальник управления системного анализа и экспертизы проектов Газпрома Игорь Мещерин.

Комментируя информацию об увеличении оценки запасов Штокмановского месторождения, Александр Рязанов заметил, что «если запасы вырастут, то мы должны будем оценить его дороже». Первая фаза реализации проекта будет предусматривать добычу газа в объеме 22 млрд. кубометров в год. С выходом месторождения на полную мощность добыча составит 67 млрд. кубометров в год. На первом этапе реализации проекта планируется подводное обустройство комплекса по добыче газа с его дальнейшей транспортировкой на берег по двухниточному газопроводу. На берегу планируется построить завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), который будет состоять из двух технологических линий мощностью 7,5 млн. тонн СПГ в год каждая.

По мнению аналитиков, международному консорциуму вполне по силам будет профинансировать проект. «Есть и более дорогостоящие проекты, например «Сахалин-2», – отмечает Андрей Громадин.

При этом вопрос выбора оператора для реализации Штокмановского проекта будет решать консорциум Газпрома с отобранными им иностранными компаниями, заявил Александр Рязанов. По его словам, оператор должен иметь определенные преференции, чтобы гарантировать реализацию проекта Штокмановского месторождения, и компания, которая станет оператором, должна взять на себя дополнительные гарантии. «Несомненно, оператором по проекту будет Газпром, вероятно, он создаст для этого СП, в котором, однако, будет владеть контрольным пакетом», – говорит Громадин.

В обмен на участие в Штокмане Газпром заинтересован получить активы за рубежом. «Мы хотим получить от партнеров участие Газпрома в других активах – активах мирового класса, которые позволят нам стать более глобальной компанией», – заявил во вторник Александр Рязанов. Топ-менеджер не исключил, что в числе активов, на которые рассчитывает концерн в обмен на вхождение иностранцев в проект, могут быть доли в других мировых СПГ-проектах, поскольку за счет вкладов иностранных партнеров концерн рассчитывает «выйти на рынок СПГ раньше, чем мы начнем поставлять свой СПГ».

..............