Дело было возбуждено в отношении телеканалов по факту показа в январе-октябре спонсорских роликов украинской компании, поддерживающей трансляцию соревнований по боксу. Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России выдала им предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Об этом сообщило агентство «Прайм-ТАСС» со ссылкой на пресс-службу антимонопольного ведомства.
Ассоциация с алкоголем
Игра в «кошки-мышки» между ФАС и производителями алкоголя идет уже довольно давно
«В настоящий момент мы ждем предписание ФАС, в котором будут указаны конкретные нарушения компании», – описала сложившуюся ситуацию газете ВЗГЛЯД руководитель департамента по корпоративным связям Nemiroff Наталья Коновалова. По ее словам, «как только данный документ будет получен, Nemiroff сделает все необходимое, чтобы привести спонсорские ролики в соответствие с российским законодательством».
Вообще говоря, игра в «кошки-мышки» между ФАС и производителями алкоголя идет уже довольно давно. После наложения ограничений на распространение рекламы крепких напитков компании стали выпускать безалкогольную продукцию в бутылках похожего оформления и под тем же названием, что и водки, а затем смело размещать их рекламу.
Но антимонопольному ведомству такая практика не понравилась, и после серии возбужденных дел производители были вынуждены сменить тактику. Тогда компании зашли с другого конца и стали спонсорами различных спортивных соревнований.
Но похоже, что теперь у ФАС дошли руки и до подобной практики. Несмотря на формальное указание на рекламируемый товар – перец маринованный, спонсорские ролики трансляций соревнований по боксу ассоциируются с алкогольными напитками украинской компании, решило антимонопольное ведомство. В рекламе демонстрируется товарный знак Nemiroff, служащий для индивидуализации ряда одноименных алкогольных напитков, считает ФАС, основываясь на результатах проведенных соцопросов.
По результатам социологического исследования у 63% опрошенных в России данная реклама прямо ассоциируется с алкогольным напитком – водкой. В Москве эта цифра еще выше – 77%. Таким образом, спонсорские ролики Nemiroff формируют интерес потребителя к водке украинской компании, следовательно, являются ее рекламой.
Один из основных конкурентов Nemiroff, украинская компания «Союз-Виктан», ставшая спонсором российской сборной по хоккею, никаких претензий со стороны ФАС пока не получала, заверили газету ВЗГЛЯД в пресс-службе компании. Напомним, что ранее ФАС наказывала «Союз-Виктан» за рекламу безалкогольных напитков, по мнению ФАС, вызывающих ассоциацию с водками украинского производителя.
Вагоны водки
![Водка «Украинская березовая особая»](/upimg/20668.jpg) Водка «Украинская березовая особая» |
Проблемы с ассоциативностью брендов компании Nemiroff вызывают вопросы не только у ФАС, но и у основного конкурента Nemiroff. Между Nemiroff и «Союз-Виктан» сейчас происходит нешуточная схватка и на правовом поле по поводу использования товарного знака водки «На березовых бруньках».
Напомним, что в прошлом году ФАС запретила Nemiroff реализацию водки «Украинская березовая особая», имеющей товарный знак «На березовых бруньках», сходный до степени смешения с товарным знаком фирмы «Союз-Виктан» – его правообладателя.
Таможенный комитет, в свою очередь, задержал две партии данной продукции Nemiroff по 12 и 4 вагона соответственно. Но 27 января 2006 года суд отменил конфискацию 12 вагонов продукции Nemiroff «Украинская березовая особая», а также не стал штрафовать владельца данной водки ООО «Универс».
В распространенном пресс-релизе Nemiroff сообщалось, что арбитражный суд фактически подтвердил легитимность ввоза и продажи на территории РФ водки «Украинская березовая особая». В документе приводились слова руководителя юридического отдела Торгового дома Nemiroff в России Михаила Буйного, что «Арбитражный суд Московской области, в очередной раз опровергнув заявления компании «Союз-Виктан» об исключительных правах на товарный знак «На березових бруньках», тем самым фактически поставил за рамки правового поля любые претензии этой компании по данному вопросу».
Однако в пресс-службе Nemiroff корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пояснили, что данный суд был посвящен только задержанным 12 вагонам водки «Украинская березовая особая» и не касался легитимности ввоза данной продукции в целом. «Компания также надеется на благополучный исход дела по оставшимся 4 вагонам», – отметила руководитель департамента по корпоративным связям Nemiroff Наталья Коновалова.
По ее словам, «в настоящий момент водка «Украинская березовая особая» беспрепятственно поступает на российский рынок».
Мотивация решений
![Водка «На березових бруньках»](/upimg/20669.jpg) Водка «На березових бруньках» |
Данное заявление с удивлением встретил директор по правовым вопросам группы компании «Союз-Виктан» Николай Дворок. «Nemiroff просто выдает желаемое за действительное», – заявил он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Судебное решение от 9 ноября прошлого года о запрете ввоза водки Nemiroff «Украинская березовая особая» пока ни кто не отменял».
«На прилавки российских магазинов в настоящий момент может поступать разве что уже ввезенная продукция», – отметил Николай Дворок. – Даже 12 задержанных вагонов с продукцией Nemiroff тоже пока не куда не отпускали, – подчеркнул он. – Будет подана апелляция, и рассмотрение дела продолжится во второй инстанции». По мнению Николая Дворока, арбитражный суд, скорее всего, в принятии решения руководствовался какими-то формальными признаками, возможно, истечением срока давности. «Пока мотиваций его решения нет ни у нас, ни у Nemiroff», – сообщил он.
В подтверждение своих слов Николай Дворок отметил, что в аналогичном заседании по вопросу задержания 4 вагонов водки Nemiroff тот же судья принял абсолютно противоположное решение – конфисковать продукцию. По поводу 12 вагонов «Союз-Виктан» подал апелляцию, и это дело также будет рассматриваться в следующей инстанции.
По данным 2004 года, в Россию было ввезено около 4,5 млн. декалитров (дал) водки и ликероводочных изделий – около 4% от легального внутреннего производства водки, причем на долю украинской продукции приходится более 77% от общего объема ввоза. Основу импорта алкоголя из этой страны составляет продукция Nemiroff и «Союз-Виктана».
Nemiroff пока остается лидером по продажам водки в России. За 2005 год объемы продаж Nemiroff в России выросли на 50,3% – до 4,3 млн. дал. «Союз-Виктан» в этом году собирается прекратить импорт водки с Украины – вся продукция будет изготавливаться на заводе в Подмосковье. Завод был приобретен в 2004 году и уже приступил к работе.