Анна Долгарева Анна Долгарева «Понял, что без меня не справятся»

Штурмовик находится в суперпозиции. С одной стороны, это человек, который собственными руками и ногами продвигает границу России вперед. С другой – человек, который ежедневно рискует своей головой.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Иллюзия быстрых решений – золотой стандарт трампизма

Указ Трампа о ценах на лекарства в США является идеальной репрезентацией его политического стиля, сводящегося к формуле громкое провозглашение радикальных изменений при тщательном избегании механизмов, которые могли бы их обеспечить.

0 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Сделать джинсы снова великими уже не получится

Джозеф Най подвел под идею «мягкой силы» прочную теоретическую базу, он увидел ее мощное разрушительное действие на геополитических противников, и он же увидел, как большая американская мечта превратилась в скромный план просто поддержать собственное физическое существование.

14 комментариев
14 ноября 2024, 08:58 • Культура

«Надо поджигать». Как идут съемки масштабного сериала об истории России и Украины

«Надо поджигать». Как идут съемки масштабного сериала об истории России и Украины
@ Ольга Андреева/ВЗГЛЯД

Tекст: Ольга Андреева

Донбасс и Львов начала XX века воссоздаются сейчас под Москвой – и все ради того, чтобы рассказать историю одной семьи на протяжении сотни лет. Спецкор газеты ВЗГЛЯД увидела, с каким размахом снимается сериал, который обещает стать одним из крупнейших кинособытий ближайшего времени. О чем он на самом деле?

Донбасс расположился в Троицком районе Большой Москвы на окраине деревеньки Юрово. Донбасс – это его столица, старая Юзовка, которая вскоре превратится в Сталино, а потом и в Донецк.

Когда автобус въезжает в Донбасс, непривычный пассажир переживает нечто вроде когнитивного шока. Пахнет свежеструганым деревом, грузовики месят ноябрьскую грязь, всюду высятся строительные заборы и бытовки, снуют рабочие в касках – идет бурная стройка. Но то новое, что возводится под руками строителей, оказывается подозрительно старым.

Первый объект – это шахта, огромное деревянное сооружение с возвышающейся над городом лифтовой колонной, к вершине которой ведут крутые скаты крыши. Ровно так угольная шахта выглядела сто лет назад. Доски уже успели состарить и зачернить. Новенькое сооружение выглядит так, будто на него снаружи вот уже несколько десятилетий дули ветра Донбасса, несущие черную угольную крошку, а изнутри истоптали как минимум два поколения шахтеров.

Автобус разворачивается и останавливается перед еще одним щитовым забором. За ним остатки роскошной ярмарки, которую уже успели отснять несколько дней назад, а теперь неторопливо разбирают, и старинные домики старой Юзовки: вот главный городской трактир «Мельница» с пристроенным к нему борделем «Шахерезада», вот городские бани, вот скромный реввоенсовет, городской банк.

Несвежая штукатурка перемежается с мрачным красным кирпичом, давно потемневшим от все той же неизбывной угольной пыли. Это улица Первой линии – городской центр. От нее отходит улица Заводская – частный сектор, добротные беленые хаты с коновязями, сараями и прочим хозяйством.

– У нас тут жили гуси, мы их все очень любили, но их как-то ночью задрали хорьки, – со скорбью рассказывает наш гид, второй режиссер проекта.

А вот и богатая хата местного лавочника с резным деревянным крылечком и просторной пристройкой, где расположено собственно торговое предприятие.

(фото: Ольга Андреева/ВЗГЛЯД)

Декорации сериала «Порода» (фото: Ольга Андреева/ВЗГЛЯД)

Колоссальный размах строительства позволяет создать не только фасады, но и интерьеры. Так что лавка, проинспектированная армией исторических консультантов, декораторов и бутафоров, вовсе не выглядит Диснейлендом. На прилавке высится настоящий кассовый аппарат столетней давности, у окон эффектно расставлены манекены, облаченные в платья тогдашней моды, тут же аккуратно разложены шляпные коробки, перчатки. В общем, все, что положено в лавке для местных модниц.

– Это все мы на днях подожжем. Тут будет сниматься сцена пожара, – деловито сообщает второй режиссер, – жалко, конечно, но… Что делать?

(фото: Ольга Андреева/ВЗГЛЯД)

Реквизит одной из сцен сериала «Порода»(фото: Ольга Андреева/ВЗГЛЯД)

– А может, можно как-то наложить огонь или компьютерную графику использовать? – в ужасе спрашивают журналисты, которым в этих уютных домишках уже хочется остаться и жить.

– Никакая компьютерная графика, никакие спецэффекты не заменят настоящего огня, мы уже пробовали. Надо поджигать, – констатирует второй режиссер, и мы идем дальше.

Теперь на очереди свадьба, которую будут снимать как раз через несколько часов. Для торжества все уже готово, стол накрыт, софиты расставлены. Еще немного и в горницу хаты главной героини набьется человек сто актеров и съемочной группы. А пока тут тишина и благолепие. Стол ломится от пирогов, булок, холодцов и моченых яблок – все настоящее, все будут уплетать гости. Где-то в недрах киношного города ждет своей очереди перемена блюд. Стол для каждого нового дубля будут накрывать заново.

(фото: Ольга Андреева/ВЗГЛЯД)

В этой сцене будет сниматься свадьба (фото: Ольга Андреева/ВЗГЛЯД)

Все было бы здорово, если бы не зверский холод. Однако пока мы, расположившись в трактире «Мельница», кутаемся в куртки, на пресс-завтрак трое главных героев сериала «Порода» Сергей Марин, Ксения Утехина и Даниил Краснов выходят в легких рубашках и кружевном платье. Окоченевшие журналисты, не скрывая испуганного восторга, провожают глазами хрупкую фигурку Екатерины Климовой с голыми руками и глубоким декольте. За столом уже сидят режиссер фильма Сергей Мезенцев, сценарист и продюсер Сергей Жигунов и исполнительный директор Института развития интернета, при поддержке которого осуществляется проект, Елена Лапина.

Мы все еще не понимаем, для чего нас сюда пригласили. О проекте «Порода» до сих пор не было ни слуху ни духу. Это что-то совсем новое, но, судя по размаху строительства – а срок службы всех этих ресторанов и хат не менее 50 лет, – проект готовится вписать новое слово в историю современного русского кинематографа.

Сергей Жигунов берет микрофон первым:

– Мы сейчас снимаем первую часть большой трилогии «Порода». Это 16 серий. Начинается все в 1918 году, заканчиваться будет в 1954-м, после смерти Сталина. Вторая часть закончится в 1991 году, а третья, если даст бог, мы все это снимем, – в 2014 году. Это огромный, очень сложный проект. Мы два с половиной года писали сценарий. Его можно издавать, как книгу. Огромный труд. Это история донбасской шахтерской семьи на протяжении ста лет. Очень серьезная попытка разобраться, что сейчас происходит с Украиной. Это не фитюлька какая-то, это серьезное высказывание…

Постепенно становится понятен масштаб происходящего. В фильме 160 игровых персонажей, из них несколько десятков исторических, рассказывает Жигунов. Фактически в сериале будет представлена вся история Украины и Донбасса прошлого века.

– Сначала я думал, что 100 лет нам хватит для понимания. – продолжает Жигунов. – Но когда мы начали работать, засели в архивах, стали разговаривать с людьми, читать огромное количество литературы, стало понятно, что нужно 170 лет. Наша история начинается с 1918 года, но на самом деле она началась раньше и в первой серии как бы продолжается.

Зрителю покажут сцену с Лениным и Троцким, которые принимают решение отдать Донбасс Украине. Будет эпизод входа во Львов (город Львов строится неподалеку от Юзовки) батальона «Нахтигаль» в 1941 году. Будет и сцена убийства Шухевича группой Судоплатова. Все это развернется на фоне истории семей украинских востока и запада.

– Сразу возникла проблема с языком, – рассказывает Жигунов. – Когда мы снимали «Однажды в Ростове», я запретил актерам гэкать и шокать. Потому что все шокали по-разному. Чтобы добиться нужного эффекта, надо было с каждым актером отдельно заниматься. Сейчас мы на это пошли. У нас в фильме говорят на четырех разных украинских языках. Самый сложный – это львивска гвара. В течение года занимались с актерами, проводили пробы, учились говорить с лингвистами. Сейчас у нас актеры в гримерках говорят на западенских диалектах, в своих театрах по привычке гэкают. Фильм придется давать с переводом. Пока мы еще не знаем, как мы это оформим. Субтитры или голос будем накладывать. Посмотрим, что лучше для фильма.

– Сергей пришел к нам со своим проектом в начале 2022 года, – подхватывает Елена Лапина из ИРИ, – нам еще никто ничего подобного не предлагал. История современной Украины очень длинная. Чтобы в ней разобраться, мало читать новости, надо читать Ключевского. Мы редко видим, чтобы в кино вели серьезные исторические исследования, сидели в архивах, читали огромное количество источников. Но здесь эта удивительная работа была проделана. Над проектом скрупулезно трудились десятки авторов. Мы сейчас редко делаем картины-саги о длинном времени, когда на протяжении фильма меняется страна и мир, а люди продолжают жить. Этот проект – именно такая уникальная история. Спасибо группе! Я видела рабочий материал, и это прекрасно.

Тут в трактире гаснет свет. Это сломался генератор – обычное дело. В полумраке предвечерних сумерек зажигаются свечи и фонарики. Очередь выступать доходит до режиссера Сергея Мезенцева.

– Трудностей много, и вы их видите, – начинает он. – Но работа серьезная, я нервничаю и добиваюсь суперсерьезного отношения к работе всех цехов. Мы замахнулись на очень сложные вопросы. Спорить, я надеюсь, не будем. В этом фильме есть исследование корней противостояния западенского и южнорусского менталитетов. Это больная тема, конечно. Но мне очень не хотелось бы, чтобы в этом фильме увидели только политическое высказывание. Хотелось более внимательного отношения к нашей работе. Столько труда и любви в это вкладывается.

Очень не хочется, чтобы все свелось только к спорам. Хочется, чтобы увидели и сам фильм, его глубину и качество.

Мы уезжаем из кинодеревни уже глубоким вечером. Работа здесь продолжается, несмотря на холод и темноту. Всюду пылают прожекторы, уже идет съемка свадьбы. В нескольких километрах восточнее достраивают Львов, где надо возвести аж 37 монументальных городских объектов – оперный театр, банк, ратушу и так далее.

Весь ближайший год до следующего октября кинодеревня будет кипеть специфической съемочной жизнью. Потом начнется монтаж и предпродакшн. Ждать готового фильма следует только к 2026 году, если все пойдет хорошо.

Но теперь уже важно понимать, что русский кинематограф оказался готов к вызову времени и наконец решился на колоссального размаха историческое полотно, исследующее главный вопрос эпохи – как же так вышло, что мы с братьями украинцами оказались по разные стороны баррикад. Осталось дождаться, к какому выводу придут создатели этого проекта.

..............