Взгляд
30 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 14:39  |  vz.ru
Разделы

Почему США не признают поражение в борьбе против «Северного потока – 2»

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Отмена американских санкций против «Северного потока – 2» будет похожа на разрешение фараона солнцу вставать на востоке. Но других вариантов минимизировать ущерб американской глобальной стратегии от российской победы у США все равно нет. Подробности...

Джоан Роулинг стала врагом народа

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Большинство активистов, поддерживающих ЛГБТ-идеологию – натуралы. Идеология – это не про секс и не про права человека. Это про тоталитарную власть диктовать другим людям, во что они должны верить и как поступать. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Владимир Зеленский выглядит и ведет себя так, будто уже проиграл будущую схватку за власть. Всего несколько недель назад обсуждалось то, как Зеленский будет идти на второй срок, сейчас же речь идет о том, как президенту досидеть до конца первой каденции. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин поручил рассмотреть возможность экспорта водорода в ЕС по существующим трубам

    Главная тема


    "Черная пятница" вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

    «Им и без этого нелегко»


    Кадыров призвал «суровых джигитов» уважать женщин

    авиакатастрофа в Донбассе


    В России оценили новое разбирательство Нидерландов по делу МН17

    «где-то недопоняли»


    Чубайс: Все плохое в России произошло из-за меня

    Видео

    борьба с коронавирусом


    Как омикрон-штамм повлияет на Россию

    балет «Щелкунчик»


    «Культура отмены» дошла до сокровищ русской культуры

    Казачий круг


    Старообрядцы отвергли западные корни русской демократии

    бывший ссср


    Атаку на русский язык в Киргизии приурочили к выборам

    «Билет в один конец»


    Почему шахтеры продолжают погибать

    индекс цитируемости


    Юлия Лемарк: Нет такой цели – просто сказать правду

    отсутствие миропорядка


    Дмитрий Дробницкий: Третья мировая война уже идет

    досидеть до конца


    Глеб Простаков: Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

    на ваш взгляд


    Нужны ли России и Украине посредники для переговоров?

    Российское кино потеряло идеального патриота

    «Фигура вторая. Печальная»
       6 июля 2021, 12:00
    Фото: «Любовь и голуби», киностудия «Мосфильм»
    Текст: Дмитрий Дабб

    У Владимира Меньшова было всё – семья, друзья, карьера, талант, народная любовь и академическое признание. Но он же учил: больше всего волком завыть хочется тогда, когда всего добился в жизни. Оскароносный режиссер и тонкий актер мечтал расстаться с кино и посвятить себя стране как политик – и не успел, уйдя в сумрак на 82-м году жизни. Увы, в его лице Россия потеряла не только большого художника.

    Феномен Владимира Меньшова не в народной любви – с ней как раз всё понятно, раз речь об авторе, чьи хиты времен журнала «Советский экран» живут в XXI веке как хиты YouTube. Его феномен – в отсутствии явной ненависти со стороны коллег по цеху, этого террариума единомышленников. При тех вводных, которые имел, он должен был в этой ненависти купаться, потому что кинематографисты почти во все времена и во всех странах – это фронда, а Меньшов всегда был «товарищем начальником», которому за державу обидно.

    Он регулярно оказывался за то, против чего интеллигенция ворчала: за войну в Чечне и за присоединение Крыма, за четвертый срок Путина и за «Единую Россию», за советский патриотизм и за русский Донбасс. До конца дней своих занимал пост председателя Общественного совета при ФСИН РФ – филиала ада на земле, по мнению либеральных правозащитников, но не их одних.

    В 2007-м, когда многое еще было можно, Меньшов отказался вручать награду MTV за нахальный боевичок «Сволочи», где дети-диверсанты для товарища Сталина великую войну выигрывали. Сейчас за такой фильм – фальсифицирующий и очерняющий – возбудили бы дело еще на стадии сценария, то есть товарищ начальник все-таки победил.

    Помимо прочего, это было его амплуа. Один из трех «Оскаров» в истории русского кино и непререкаемый народный статус как минимум двух картин (про Москву и про голубей) вынуждают считать Меньшова наперво режиссером. Но, если по совести, он был киношником широкого профиля, а прежде всего актером – на пять собственных кинофильмов у него сто двадцать ролей в чужих, и в первой же Меньшов – образцовый председатель колхоза, борющийся за трудовую дисциплину.

    Далее – везде. Будучи сыном чекиста, он регулярно играл чекистов, а еще, помимо них, политруков, прокуроров, президентов, канцлеров, отцов-командиров и просто отцов – и так вплоть до верховного мага Гесера, чей совковый по антуражу коллектив воевал с гламуром темной стороны Москвы.

    Мультфильмы не для серьезных мужчин, их он озвучивал лишь однажды – и сразу льва, царя зверей («Зверополис»). Начальственный рык, командный гав, грубоватый юмор и резонерство в пиджаке удавались Меньшову столь хорошо, что актера утверждали на роли реальных «шишек», на которых он внешне был ни капли не похож – от маршала Устинова в «Брежневе» до маршала Жукова в «Ликвидации».

    Когда народный артист России пересаживался в кресло режиссера, то амплуа не менял и мог показаться невыносимым, проговаривая прописные истины не терпящим возражений тоном. Молодежи он предписывал отвечать за свои поступки («Розыгрыш»), мужчинам – не спиваться и не бегать за курортницами («Любовь и голуби»), женщинам – не быть потребителями и чаще помалкивать, чтобы стало обручальным им Садовое кольцо («Москва слезам не верит»). Патриарх – он во всем патриарх. Теперь таким говорят: «Ок, бумер».

    Но «бумер» действительно был «ок», не потому ли ему прощали все и прощали всё: русофобию в «Голубях», сексизм в «Москве», непотизм в режиссуре (три главные роли в пяти фильмах ушли жене, Вере Алентовой) и членство в партии «Справедливая Россия».

    Даже те кинокритики, кто чаще обличает режим, чем плохое кино, не предъявляли Меньшову за «ватность», как будто он им близкий родственник, отец родной. И дело тут не в таланте. Таланты Никиты Михалкова – как актерские, так и режиссерские – тоже никто не оспаривает, что не помешало его фамилии стать синонимом сервильности в устах многочисленных коллег, журналистов и зрителей.

    Кстати, Меньшов Михалкова тоже терпеть не мог – со времен «перестройки» и по сию пору. Не в том ли разгадка?

    Частично – в том. При всей своей патриархальной державности, столь противной борцам за светлое будущее, Меньшова отличали принципиальность, порядочность и честность – он не льстил ни народу, ни власти, ни эпохе, а потому легко выхватывал из нее самую суть. «Не взорвался старый дом – рухнул новый за углом».

    Его герои часто несовершенны, чтоб не сказать ущербны. Их обстоятельства прискорбны, чтоб не сказать унылы. В его мире воздается только праведникам, а приспособленцы живут нелепо и пошло, выигрывая за жизнь всего два раза и только по рублю. «Прежде чем что-то получить, нужно заслужить», «если будешь есть, быстренько почисти лук» – и другие протестантские истины.

    Зритель этих нравоучений оставался массовым, пока режиссеру еще были интересны хеппи-энды. Когда он в них разочаровался, то стал достоянием синефилов. Фарс «Ширли-мырли» хотя и вплелся в культурный код россиян, принят ими поначалу не был: соотечественники не сразу уловили, что пляски разномастных чертей с алмазами – лучшее кинематографичное отражение 1990-х, когда вся страна спивалась и сходила с ума.

    Последний в карьере фильм «Зависть богов» не понят и не принят до сих пор, поскольку Меньшов насыпал соли на раны бойцов с обеих сторон, показав поздний СССР разлагающимся трупом, а диссидентов – паразитами государственного чрева. С такой правдой о себе не мог смириться уже никто, поэтому страна сделала вид, будто пятого фильма у Меньшова вообще не было.

    Он тяжело переживал этот провал, как отрыв от чаяний народа, который, как ему казалось, понимал, с которым никогда не сюсюкал и которого принципиально не предавал, всегда выбирая одну с ним сторону – хоть за «вежливых людей», хоть против Ельцина.

    Похожий больше на соседа по даче, чем на известного всей стране актера, и оставаясь универсальным кинематографистом до мозга костей, Меньшов оказался своего рода идеальным (а значит, не настоящим) чиновником, как Булдаков - идеальным генералом, а Ливанов – идеальным сыщиком. Из тех, что не путают родину с Его Превосходительством, соотечественников – с электоратом, ляп – с точкой зрения, а большое кино – с открыткой к патриотическому празднику.

    Но, как предупреждал сам Меньшов, если кто вдруг идеальный получился, то жизнь его обязательно поправит. Он умер не как чиновник и не как «звезда», а так, как умирают теперь пожилые родители – от коронавируса. И это тот случай, когда всей страной можно сказать – осиротели, не кривя душой, не соскальзывая в постиронию и накрепко помня, что Москва слезам не верит.

    Редакция газеты ВЗГЛЯД выражает соболезнования всем родным и близким народного артиста России Владимира Валентиновича Меньшова.

    На ваш взгляд

     
    Какой фильм Владимира Меньшова у вас самый любимый?




    Обсуждение:  50 комментариев

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •