Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
16 мая 2012, 23:12 • Культура

«У нас много чего позволено»

Алексей Иорш: Карикатур на Ельцина практически не рисовали

«У нас много чего позволено»
@ Алексей Иорш

Tекст: Кирилл Решетников

«В свое время карикатур на Ельцина практически не рисовали. А сейчас у нас есть либеральная карикатура, левая карикатура, а также карикатура, поддерживающая истеблишмент, и эти течения иногда группируются друг с другом», – рассказал газете ВЗГЛЯД художник-карикатурист Алексей Иорш, принимающий активное участие в нынешнем буме социально-политической графики.

ВЗГЛЯД: Известно ли, когда появились самые ранние карикатуры и когда карикатура оформилась как жанр?

Карикатура, в отличие, например, от дружеского шаржа, как правило, против чего-то, в этом ее суть

Алексей Иорш: Юмористические изображения, похожие на карикатуры, находили среди артефактов, дошедших до нас со времен Древнего Египта и Древней Греции. Карикатура как вид публичного высказывания вошла в обиход веку к XVII в Англии, а также, например, в Японии. Но какой-то один четко определенный момент времени назвать трудно, ведь в рамках живописи карикатура фактически существовала и в более ранний период.

ВЗГЛЯД: В Государственном центре современного искусства вы читаете лекцию «Протестная и/или социальная графика. Традиция и современность». Что понимается под протестом? Это всегда предъявление претензий государству и власти, или же протестующий может выступать и против чего-то другого?

А. И.: Протест может быть разным. Это может быть протест против действий государства, протест против тех или иных социальных условий, но это может быть также и протест против протеста. Ведь сейчас в интернете проявляют активность не только те, кто протестует против деятельности политического истеблишмента, но и те, кто высмеивает само протестное движение. Неоднократно пытались, да и пытаются до сих пор делать комплиментарные карикатуры, их довольно часто заказывают и публикуют. Все хотят юмора, но не все хотят сатиры. Но в целом карикатура, в отличие, например, от дружеского шаржа, как правило, против чего-то, в этом ее суть.

Алексей Иорш в своих работах критикует как власть, так и оппозицию(Фото: с личной странички на facebook.com)

Алексей Иорш в своих работах критикует как власть, так и оппозицию(Фото: с личной странички на facebook.com)

ВЗГЛЯД: То есть протестность в широком смысле – неотъемлемое свойство карикатуры?

А. И.: Я считаю, что да.

ВЗГЛЯД: В свете этого вывода интересно обратиться к советской карикатуре – она была направлена против различных недостатков общества и против всевозможных зарубежных недругов, но протестной в нынешнем понимании ее назвать нельзя, ведь карикатурист как бы всегда был солидарен с официальной позицией. Вероятно, найдется немало людей, склонных на этом основании объявить советскую карикатуру ущербным и несвободным искусством, но ведь ясно, что это был очень большой и очень важный художественный феномен. 

А. И.: Как и сейчас, в советское время карикатуристам было позволено критиковать определенные явления, но не позволялось высмеивать конкретных первых лиц. Советская карикатура была делом государственным и находилась под государственным контролем. В этом смысле мы не можем говорить о ней как о конформистской, поскольку она изначально не задумывалась как протестная. Журнал «Крокодил» был рупором государства. С этим, кстати, связана ошибка всех, кто пытался возродить «Крокодил» после его краха, – этот журнал, на мой взгляд, не мог быть ничем иным, кроме как проводником государственной идеологии, пусть и не исключающей самокритику. Ну или в крайнем случае он мог быть рупором некого большинства. Впрочем, нужно помнить, что советская карикатура гораздо шире «крокодильского» формата – была еще альтернативная карикатура, юмор без слов, рисунки в «Литературной газете» и многое другое. Я считаю, что мы не можем сбрасывать всю эту художественную культуру со счетов прежде всего потому, что это была высококачественная графика, недаром многие современные художники воспроизводят ее черты в своих работах. Это была социальная графика, она была направлена на изменение общества.

ВЗГЛЯД: Вы сказали, что главные табу и запреты советских времен были такими же, как сейчас. Но ведь сейчас все совсем не так – есть интернет, который никем не контролируется, и там появляется все что угодно. Есть либеральные СМИ, обладающие огромным влиянием и контролируемые отнюдь не властью. А есть, например, художник Андрей Будаев, который рисует постмодернистские полотна по мотивам классических картин, изображая на них весь без исключения политический «пантеон», – кстати, его работы, по некоторым сведениям, пользуются популярностью во властных кругах.

А. И.: У нас действительно много чего позволено, но в разных жанрах позволено разное. О карикатуре имеет смысл говорить прежде всего как о явлении медийном, существующем на страницах периодики. В этом плане нельзя не отметить, что сегодня карикатура в СМИ у нас чувствует себя не очень уютно. Это связано как с оптимизацией и «отстраиванием» политического поля, так и с коммерческими факторами.

ВЗГЛЯД: Какую роль сыграли карикатуристы в предреволюционной России? Были ли они все жертвами цензуры, или в либеральных изданиях их творчество, напротив, процветало?

А. И.: Их рисунки публиковались, но от их творчества мало что осталось, как и вообще от тогдашних газет, потому что это ведь очень эфемерное искусство. Но карикатуристы успешно работали, и многие из них продолжали работать после революции.

ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, когда в русском изобразительном искусстве возникла традиция сатиры на власть имущих?

А. И.: Думаю, что очень давно, – собственно, она возникла вместе с лубком. Но собственно карикатура как ремесло появилась тогда, когда появилась периодическая печать.

ВЗГЛЯД: Сейчас многие сравнивают нынешние события с тем, что происходило во времена перестройки. Похожа ли нынешняя протестная графика на аналогичную графику перестроечных времен, если таковая была?

А. И.: Я думаю, что не очень похожа. Тогда ситуация была другой – общество было более консолидированно, и среди карикатуристов наблюдался больший консенсус (к этому нужно добавить, что тогда еще существовали клубы карикатуристов – институт, к настоящему времени исчезнувший). Характерным примером может служить отношение к Ельцину: карикатур на него практически не рисовали. А сейчас у нас есть либеральная карикатура, левая карикатура, а также карикатура, поддерживающая истеблишмент, и эти течения иногда как-то по-разному группируются друг с другом. С другой стороны, карикатуристов, которые отчетливо выражают свою собственную позицию у себя в блогах или на страницах каких-то изданий, осталось немного. Некоторые, кстати, со времен перестройки поменяли свои убеждения.

ВЗГЛЯД: Какие цели, по-вашему, преследуют карикатуристы в периоды потрясений – хотят ли они добиться позитивных перемен или «засветиться» и прославиться на волне протеста, а может быть, они просто прагматично обслуживают те или иные политические силы?

А. И.: Это всегда зависит от художника. Настоящий художник честно выражает свою точку зрения, но есть еще издатели, и вот они-то как раз нередко преследуют какие-то чисто политические цели. Но сейчас существует интернет, где нет никаких издателей и где я, например, говорю только от себя, часто критикуя как власть, так и оппозицию, – у меня свой взгляд на все происходящее.

ВЗГЛЯД: По-вашему, нормально ли для художника работать идеологической обслугой, продавая свое ремесло политикам, или такая практика заслуживает порицания?

А. И.: Фактически художнику не так уж редко приходится работать на заказ. Если у него самого есть какая-то политическая позиция, то ему, конечно, лучше работать с теми, с кем он внутренне солидарен. Если же у него нет политических предпочтений, то мы не можем предъявлять ему претензий. В любом случае деньги из воздуха не берутся, и сотрудничать с теми или иными силами приходится постоянно.

ВЗГЛЯД: Вероятно, карикатуры других эпох сейчас понять непросто – ведь произведения этого жанра преимущественно представляют собой рисунки на злобу дня и потому особенно быстро приобретают, так сказать, архивный характер?

А. И.: Не всегда. Есть вечные темы, обращение к которым мы всегда опознаем (хотя сам юмор, может быть, видоизменяется): секс, характерные бытовые коллизии, взаимоотношения в семье. Но, разумеется, бывают карикатуры, которые «работают» только в текущем, сиюминутном контексте, а на следующий день уже непонятно, о чем речь. Политические карикатуры, действительно, со временем часто становятся непонятны, поскольку уходит контекст.

ВЗГЛЯД: Можно ли привести пример старой карикатуры, которая понятна сейчас?

А. И.: Ну вот, скажем, была такая карикатура Бориса Пророкова «Папина «Победа». Там единственное, что нужно знать, – это что на заднем плане изображена машина той самой знаменитой советской марки. Точно так же понятны для нас многие карикатуры времен войны – такие, как, например, работа Виктора Дени «На Москву – «хох!», от Москвы – ох!».

ВЗГЛЯД: Интересно, чему наследовала советская карикатура и в какой степени она продолжала дореволюционные традиции?

А. И.: Советская карикатура, безусловно, наследовала дореволюционным традициям, тем более что многие дореволюционные карикатуристы стали первыми советскими карикатуристами – например, Михаил Черемных. В бэкграунде советской карикатуры можно обнаружить русский критический реализм и творчество передвижников (ведь некоторые картины передвижников фактически были карикатурами – скажем, «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина или «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова). Наконец, советская карикатура очень много взяла от немецкой социальной графики – многие художники ссылались, в частности, на немецкий антифашистский журнал «Симплициссимус», разгромленный штурмовиками СА в 1933 году. Оттуда нередко брали какие-то вдохновляющие образцы, а то и просто заимствовали технику.