Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

В Европарламенте захотели отключить Россию от SWIFT

11 апреля, воскресенье  |  Последнее обновление — 06:08  |  vz.ru
Разделы

С Навальным носятся, как с писаной торбой

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Либеральная общественность, может, конечно, на «Эхе дождя» озаряться великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола – у нас свобода. Но какой политический профит она собирается получить от такой поэмы экстаза, не вполне понятно. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

Эрдоган показал себя настоящим султаном

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Визит топовых европейских чиновников в Турцию закончился грандиозным скандалом. Негативные последствия для Европы понимают все – кроме этих самых чиновников. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Принц, который запомнится эксцентричными шутками

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
Принц Филип – воистину последний принц старой эпохи, времен, когда королева Виктория воспринималась современницей, а XIX столетие – совсем недавней историей. Но Филип вовсе не был живым памятником минувшим дням. Напротив – он оказался одним из тех, кто многое сделал для трансформации британской монархии в ХХ веке. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Французское вино спасают с помощью костров

Урожай французского вина 2021 года оказался под угрозой. Из-за аномальных для начала апреля морозов (до -5), виноградники в регионах Бургундия, Шабли и Бордо пришлось обогревать с помощью костров и жаровен. Сообщается, что больше всего от заморозков пострадал цветущий раньше других сорт Шардоне
Подробности...

Скончался супруг английской королевы принц Филип

Муж британской королевы Елизаветы Второй, принц Филип Маунтбеттен, герцог Эдинбургский умер в пятницу в возрасте 99 лет. Они прожили в браке 75 лет. Кстати, по отцовской линии умерший – праправнук российского императора Николая Первого
Подробности...

Старейший кинотеатр Москвы открылся после семи лет реконструкции

После семи лет реконструкции открылся старейший кинотеатр Москвы – «Художественный». Построенному 111 лет назад кинотеатру вернули прежнее название – «Художественный электро-театръ». Также была реконструирована подстанция, питающая «Художественный». Стоимость билетов на регулярные сеансы будет начинаться от 290 рублей
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: В Европарламенте захотели отключить Россию от SWIFT

    Главная тема


    Коронавирус сделал автомобили дефицитом

    мирный договор


    СМИ сообщили о планах Брежнева по передаче Курил Японии

    опасная работа


    Разблокировавшему Суэцкий канал экскаваторщику не заплатили сверхурочные

    «звездные войны»


    Disney представил «настоящий» световой меч

    Видео

    настоящий султан


    Эрдоган унизил Евросоюз по личным причинам

    война в донбассе


    Главные мировые русофобы послали Зеленскому опасные сигналы

    новый план


    Спецпосланник США найдет повод похоронить «Северный поток – 2»

    претензии за оккупацию


    Лукашенко открыл исторический фронт против Польши

    российский «Спутник»


    Игорь Мальцев: Вакцинация в Европе перетекла в скандал

    ситуация на украине


    Глеб Простаков: Слабость Зеленского ведет к новому конфликту

    официальный визит


    Геворг Мирзаян: Эрдоган показал себя настоящим султаном

    специальный репортаж


    В Байкальском заповеднике лесники отбиваются от браконьеров

    на ваш взгляд


    Кто должен заниматься сексуальным просвещением детей?

    «Нам удалось сохранить фигу в кармане»

    С участием Сергея Летова записаны более 80 дисков, но ни на одном он не фигурирует как главный исполнитель    3 ноября 2010, 17:15
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Кирилл Решетников

    «Слово «интуитивный» отражало ситуацию, сложившуюся к тому времени в нашей стране. Дело в том, что в 1980-х годах в Советском Союзе все чего-то ждали. Ждали каких-то перемен, хотя то, что произошло в 1991 году, было полной неожиданностью. Вот эта неясность и отражалась в определении», – вспомнил в интервью газете ВЗГЛЯД начало творческого пути группы Сергей Летов.

    Ценители неформатной музыки отмечают 25-летие ансамбля «Три О» – уникального авангардного проекта, ставшего отечественным полпредом импровизационной музыки. Бессменный участник трио легендарный мультиинструменталист Сергей Летов рассказал газете ВЗГЛЯД о том, как все начиналось.

    Мы назывались «Свидетельство о рождении», потому что мы все трое одного года рождения – 1956-го. Но Филиппенко сказал, что название должно быть убийственное

    ВЗГЛЯД: В свое время в официальное название коллектива «Три О» вошло определение «ансамбль интуитивной музыки». Почему оказалось уместным выбрать такую формулировку и что такое, собственно, интуитивная музыка?

    Сергей Летов: Этот «подзаголовок» появился в 1980-х, хотя, может быть, и не в самом начале существования ансамбля, как, собственно, и само название «Три О», которое возникло в 1987 году, а не в 1985-м. Слово «интуитивный» отражало ситуацию, сложившуюся к тому времени в нашей стране. Дело в том, что в 1980-х годах в Советском Союзе все чего-то ждали. Ждали каких-то больших перемен, хотя, на самом деле, совсем не ждали того, что произошло в 1991 году – это было полной неожиданностью. Но некоторое ожидание чего-то было; вот эта неясность и отражалась в определении «интуитивная музыка». Кроме того, более четко определить наш проект мы тогда не могли. Ниша для импровизационной музыки у нас была только в джазе. Но в джаз, как он понимался традиционно, мы не вписывались, в рок – тоже, и академическими музыкантами мы тоже не были. Как было себя назвать? Назвались так, чтобы дать понять: мы как бы интуитивно ищем свой путь. Мы были единственным коллективом, который находился между различными ячейками классификации.

    ВЗГЛЯД: А с джазом ваша музыка совсем не соотносилась?

    С. Л.: Ну, отчасти соотносилась. Мы часто играли на джазовых фестивалях, но не в Москве – в Москве мы впервые сыграли на подобном мероприятии только в 1989 году. А поначалу с джазовым миром, воспринимавшим нас, мы соприкасались почти исключительно в Прибалтике: Латвии и Эстонии. К тамошним джазовым фестивалям наша музыка подходила, а к тому, как джаз трактовался в Москве, – никоим образом. В принципе, и сейчас ситуация такая же – то, что мы играем, вряд ли подойдет для джазовой сцены того или иного российского города, за исключением, может быть, Москвы и Екатеринбурга.

    ВЗГЛЯД: Екатеринбурга?

    С. Л.: Да. Я считаю, что это наиболее продвинутый после Москвы город в нашей стране, а может быть, и не после Москвы, а вообще. А во всех остальных городах такая сцена просто отсутствует. Впрочем, «Три О» сколько-то раз играл в Петербурге; впервые – в 1980-х в клубе «Квадрат», который существовал в ДК имени Кирова. Потом в качестве соратников Сергея Курехина выступали у Насти Курехиной на фестивале «Скиф», последний раз – в начале 2000-х. Но вообще с Питером у «Три О» не то чтобы много связано. Другое дело – Екатеринбург. Там, в частности, на прошлой неделе состоялся наш последний по времени концерт – именно туда нас пригласили отмечать юбилей.

    #{interviewcult}ВЗГЛЯД: Но в Москве юбилей ведь тоже отмечается.

    С. Л.: Да, первый юбилейный концерт в Москве мы сыграли две недели назад в театре Анатолия Васильева, а сейчас будет концерт в культурном центре «Дом», который я считаю главной площадкой импровизационной музыки в Европе.

    ВЗГЛЯД: Соотносилось ли как-то творчество раннего «Три О» с деятельностью Сергея Курехина?

    С. Л.: Возникли мы без какой-либо связи с Курехиным, отчасти спонтанно. Ансамбль появился в 1985 году в Москве, это была чисто московская группа, и к тому же «Поп-механики» тогда еще не существовало. Возможно, некоторое косвенное влияние курехинской эстетики все же было, потому что я играл с Курехиным где-то приблизительно с 1983-го. Но вообще идея состояла в том, что объединяются три музыканта, играющих на духовых инструментах, но имеющих разный бэкграунд. Если Аркадий Шилклопер, игравший в Большом театре, представлял у нас академическую музыку, то Аркадий Кириченко играл в «Капелле Дикси» – главном диксиленде Москвы, а я отвечал, скажем так, за радикальную авангардистскую составляющую, за все, что относилось к свободной импровизации, к фри-джазу. А связь с Курехиным заключалась в том, что, когда я рассказал ему о «Три О», мы стали сотрудничать с «Поп-механикой», так как представляли собой идеальную для этого проекта духовую секцию. Например, Кириченко, по-моему, впервые записался с «Попмехом» в 1986 году, Шилклопер – чуть позже... Но непосредственно у Курехина мы ничего не заимствовали.

    ВЗГЛЯД: «Три О» – это каламбурное переосмысление слова «трио»?

    С. Л.: Нет! История этого названия такова. В 1987 году наш ансамбль услышал актер театра и кино Александр Георгиевич Филиппенко. Он стал ходить на наши концерты, заходил в Олимпийской деревне к нам в гримерку. И предложил нам сотрудничество. Ввиду того, что «Три О» никогда не был филармоническим коллективом и не относился ни в к одному филармоническому учреждению, у меня и у Кириченко не было тарификации, мы в советское время не имели права получать деньги за концерты, кроме как в качестве так называемых бесставочников. У нас не было ставки. И вот Филиппенко решил нас тарифицировать, то есть дать нам возможность пройти прослушивание в концертной организации, допустим в Москонцерте, и приписать нас к ней. Поэтому он предложил нам поехать на юморину вместе со Жванецким и прочими артистами эстрады, а для этого нужно было какое-то название. Поначалу мы назывались «Свидетельство о рождении», потому что мы все трое одного года рождения – 1956-го. Но Филиппенко сказал, что название должно быть убийственное, эпатирующее. Я говорю – ну пожалуйста, вот есть у нас пьеса, которая представляет собой некоторую аллюзию на джойсовского «Улисса», и называется она «Три отверстия женщины». Можем так и назваться. Филиппенко пытался тарифицировать это название в Москонцерте – не прошло. Тогда его аккомпаниатор Юрий Векслер предложил нам сокращенный вариант «Три отверстия». Филиппенко попытался зарегистрировать это теперь уже в Росконцерте. Это тоже не прошло, потому что, видимо, из Москонцерта в Росконцерт позвонили. Но была еще совершенно эфемерная, маленькая организация Союзконцерт, куда, очевидно, никто не позвонил, вот там мы и зарегистрировались как «Три О.» – с точкой. Но первая виниловая пластинка все равно называлась «Три отверстия». Мы считали, что это некая фига в кармане, и нам удалось ее сохранить. Записали мы эту пластинку в 1987-м, а вышла она в 1989-м – два года потребовалось, чтобы собрать все подписи, визы, пройти какие-то смотры и так далее.

    Егор Летов начинал играть вместе с братом, но потом решил, что для него эта музыка слишком «элитарна» (Фото: letov.ru)

    Егор Летов начинал играть вместе с братом, но потом решил, что для него эта музыка слишком «элитарна» (Фото: letov.ru)

    ВЗГЛЯД: Когда вы впервые попали за границу и стали контактировать с зарубежными коллегами, означало ли это для вас переход на некий новый уровень? Как это произошло и что вы почувствовали?

    С. Л.: Дело в том, что в конце 1980-х годов главной задачей западного мира был развал Советского Союза и подкуп интеллигенции. Этот подкуп осуществлялся в форме широкого спонсирования всевозможных творческих контактов. В период до декабря 1991 года, даже до августа 1991-го, постоянно поступали приглашения за рубеж. Только в 1990 году ансамбль «Три О» побывал в 12 странах мира. Тогда еще существовал Советский Союз. А в 1991-м у нас была только одна зарубежная поездка. И не потому, что мы стали хуже играть, а потому, что заказ был выполнен, Союз был развален, мы были больше не нужны. В 1991-м я довольно активно использовал другие свои связи, работал в одном итальянском театре. И вот, проработав там до августа, я уехал и вернулся туда в октябре. А там меня уже ждала полиция с вопросом – мол, где у меня разрешение на работу? Как только Союз развалился, стали требовать разрешение. До этого ни о каких разрешениях никто не спрашивал. Но публика во время первых поездок за рубеж принимала нас очень тепло – так же тепло, как в Прибалтике. Не сказал бы, что стилистика «Три О» изменилась, но, работая на Западе, мы были вынуждены привыкать к более жестким условиям – в частности, приходилось играть более длинные концерты, чем было принято в России. Нужно было играть больше, дольше и вообще более профессионально. Потому что у нас импровизационная сцена отсутствовала и отсутствует до сих пор, а на Западе она есть.

    ВЗГЛЯД: Верно ли представление о том, что ваш брат, будущий лидер «Гражданской обороны» Егор Летов, начинал в сотрудничестве с вами как авангардный музыкант?

    С. Л.: Не совсем так. Егор приехал из Омска в Москву поступать в строительное ПТУ, а я тогда только начинал играть на саксофоне. Егор тоже хотел заниматься какой-то музыкой, и вот с моей подачи он стал брать уроки игры на ударных у московского барабанщика Михаила Жукова. Это был период 1982–83 годов. Потом Егору захотелось играть на каком-то более музыкальном инструменте, и через моего приятеля Андрея Тропилло он приобрел в Ленинграде у писателя Владимира Рекшана усилитель и болгарскую бас-гитару «Орфей».

    Мы играли вместе, работали с одним режиссером, который, в свою очередь, работал с танцовщиком, следовавшим аутентичной вьетнамской традиции. Но потом Егору показалось, что это все слишком элитарно, адресовано узкому кругу лиц и непонятно публике – ведь у себя дома он жил в Чкаловском, в омском рабочем поселке. То, чем занимались мы, не соответствовало устремлениям его среды, а главное, его волновало, что он находился в тени, не был лидером. Поэтому он решил все бросить и уехать к себе в Омск, тем более что из ПТУ его исключили за жуткую непосещаемость. В Омске он, как мы знаем, занялся совершенно другой музыкой.

    ВЗГЛЯД: На протяжении своей творческой карьеры вы участвовали в огромном количестве проектов, ваше музыкальное портфолио поистине уникально, вы – единственный в своем роде мастер игры на духовых. Но нигде ваше имя не фигурирует как главное, почти ни в одном случае вы не выступаете как руководитель и солист. Такая скромная, альтруистическая позиция – это принципиальный выбор?

    С. Л.: Да, мне 54 года, с моим участием записано более 80 компакт-дисков, но ни один из них не фигурирует как альбом Сергея Летова. И я не вижу в этом трагедии. Я считаю, что дело музыканта – не тянуть на себя одеяло, а заниматься музыкой. Профессионализм или, скажем, добродетель артиста состоит в том, чтобы делать правильные вещи, те, которые диктует художественная ситуация. Скажем, в рамках сотрудничества с Сергеем Курехиным я с некоторого времени только играл соло, но не вмешивался в организацию структуры; я был в данном случае цветком. А в «Три О» я в основном являюсь садовником и часто отказываюсь от того, чтобы играть соло. В разных ситуациях у одного и того же человека, у одного и того же артиста бывают разные задачи – иногда он должен быть садовником, иногда – цветком. Но я могу сказать, что очень часто предпочитаю быть цветком, то есть участвовать в чужих проектах, не неся за них полной ответственности, особенно за организационную их часть.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •