25 июня, понедельник  |  Последнее обновление — 11:12  |  vz.ru
Разделы

Чего ждать от визита в Москву эмиссара Трампа

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
«Исторический саммит» в Сингапуре полностью подготовил Майк Помпео. Другой «исторический саммит» – между Путиным и Трампом – готовит не кавалер российского ордена Дружбы Рекс Тиллерсон, а Джон Болтон. В чем тут дело? Подробности...

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Антон Крылов, журналист
Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве. Хотя обсуждать надо не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле. Подробности...
Обсуждение: 296 комментариев

На карту поставлено существование Евросоюза

Наталия Янкова, публицист (Германия)
Немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

    Самые красивые болельщицы ЧМ-2018

    Благодаря чемпионату мира мы смогли увидеть не только красивый футбол, но и прекрасных болельщиц, приехавших со всего мира поддержать свои любимые команды. Самые яркие из них – на страницах газеты ВЗГЛЯД
    Подробности...

    Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

    Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

    Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин поздравил Эрдогана с переизбранием на пост президента Турции

        Главная тема


        Что означают новые победы Эрдогана

        будет сложно


        Легенда уругвайского футбола дал прогноз на матч с Россией

        дороги и бюрократия


        Военные игры НАТО показали поражение от России на начальном этапе

        «Бук» и «Панцирь-С1»


        СБУ раскрыла поставлявшее в Россию сплав для производства ракет предприятие

        армия и вооружение


        «Смертоносный» Су-34 назван лучшим ударным истребителем в мире

        Чемпионат мира


        Сборная Германии извинилась за жесты после победы над шведами

        фальсификация истории


        В Госдуме ответили на заявление Ницой о «краже» названия «Русь» у Украины

        гражданская война


        Появились сведения о массовом уничтожении российских беспилотников на Украине

        «они должны уйти»


        Лидер «Океана Эльзы» рассказал о главных страхах Киева

        пенсионный возраст


        Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

        «Добро пожаловать в Америку»


        Егор Холмогоров: Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы

        грузинский пенсионер


        С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

        на ваш взгляд


        Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?

        Не Маркесом единым

        Нобелевская премия по литературе присуждена перуанцу Марио Варгасу Льосе

        7 октября 2010, 21:24

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        Присуждение Нобелевской премии по литературе перуанскому прозаику Марио Варгасу Льосе – давно ожидавшийся отход высоких арбитров от европоцентричного принципа, который главенствовал в последние несколько лет. Награду получил писатель, чья популярность позволяет ему соперничать с Маркесом.

        Предсказания букмекеров, как это обычно бывает, не оправдались. Они ставили на Европу, Африку, Ближний Восток и даже Россию, включив в список кандидатов Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину. Но жюри сочло необходимым почтить совсем другого современного классика, вот уже несколько десятилетий фигурирующего в качестве одного из демиургов латиноамериканской литературы.

        Подобно Маркесу, перуанец Марио Варгас Льоса сумел сделать специфические латиноамериканские темы интересными для всего человечества, нашел способ извлечь из недр национальной истории такие ситуации и образы, в которых можно увидеть универсальные метафоры общественного бытия.

        Политизированность и постоянное художественное исследование всевозможных «властных вертикалей» со всеми их червоточинами и искривлениями отразились в формулировке нобелевского жюри, которое наградило Льосу за «картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида». Романы Льосы, посвященные политическим перипетиям и основанные на реальных событиях, характерным образом касаются не только событий в Перу. Например, в романе 1981 года «Война конца света» рассказывается о том, как в конце XIX века национальная армия Бразилии пыталась справиться с непокорной милленаристской сектой, а опубликованная в 2000 году книга «Нечестивец, или Праздник козла» воссоздает историю убийства доминиканского диктатора Рафаэля Трухильо.      

        Однако интерес к политике и латиноамериканским диктатурамлишь один из лейтмотивов прозы нового лауреата. Не менее важное место в ней занимает любовь и творчество, взять хотя бы книгу 1977 года «Тетушка Хулия и писака», посвященную началу собственного писательского пути и взаимоотношениям с первой женой, или самый последний роман Льосы, «Похождения скверной девчонки», в котором выстраивается сентиментальный миф о блуднице-страдалице. Если же обратиться к работе Льосы в жанре нон-фикшн, то одним из главных текстов здесь окажутся «Письма молодому романисту»: развернутое изложение своих писательских принципов вкупе с оригинальным взглядом на мировую литературу.   

        Льоса начал литературную карьеру довольно рано, и первый же роман принес ему оглушительный успех. Знаменитый дебют «Город и псы» относится к 1963 году; Льосе тогда было всего двадцать семь. В основу романа лег опыт обучения в военной академии Лимы, куда Льоса в свое время поступил по инициативе отца. Книга была высоко оценена критиками, но также вызвала невиданный скандал и негодование генералов, усмотревших в тексте подрыв национальных устоев и назвавших его порождением больного ума. Начиная с этого момента, Льоса покорял все новые литературные вершины и делал это довольно стремительно. Второй его роман«Зеленый дом», рассказывающий о превращении благочестивой девушки в проститутку и знаменитый своей изощренной литературной техникой, появился уже в 1965-м, а третий, опять-таки весьма политизированный роман «Разговор в «Соборе»в 1969 году.

        Вдобавок к успеху у критиков и читателей Льоса рано стал «коллекционером» престижных премий: за «Город и псов» он получил премию Испанской ассоциации литературных критиков, а «Зеленый дом» позволил ему стать первым лауреатом Международной премии им. Р. Гальегоса.  

        Вручение Нобелевской премии автору «Зеленого дома» и «Войны конца света»одно из тех решений Нобелевского комитета, которое не вызывает никаких вопросов. Этот человекодин из символов Латинской Америки, одна из ее наиболее эпохальных фигур. Он не только писатель, но и известнейший политик, и политический путь его по-своему символичен: от модной во времена его юности левизны через протест в адрес кубинских властей и выступление в защиту получившего тюремный срок поэта Эберто Падилья к умеренно-либеральным позициям, на которых Льоса находился к моменту неудачного участия в перуанских президентских выборах 1990 года.

        Нельзя не упомянуть также о том, что Льоса, фактически соперничающий с Маркесом, – давний друг, а впоследствиивраг колумбийского классика. Темой диссертации Льосы, защищенной в 1971 году в Мадриде, стало именно творчество Маркеса, и называлась она «Гарсия Маркес: история богоубийства». Их взаимоотношения – большая загадка, и складывались они в высшей степени драматично: известно, что с некоторых пор писатели не разговаривают друг с другом, а в 1976 году Льоса ударил Маркеса в лицо. Сходства и различия между их литературными мирамитема для грандиозного исследования. Но как бы то ни было, сегодняшнее решение Нобелевского комитета установило символический баланс между двумя этими величинами. Если кто-то из латиноамериканских писателей и должен был номинально сравняться с Маркесом, получившим Нобелевскую премию в 1982 году, то именно Марио Варгас Льоса.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............