Взгляд
28 ноября, понедельник  |  Последнее обновление — 13:59  |  vz.ru
Разделы

Как русская река Березина обогатила французский язык

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
26 ноября 1812 года началась переправа остатков Великой армии Наполеона через реку Березину. Шириной она не превышала большую парижскую улицу, но зимой для 80 тысяч человек это было серьезное препятствие. С разных сторон подходило две русские армии. Ситуация для французов складывалась отчаянная. Подробности...

Украина зимой может перейти к террористической войне

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Киев будет интересовать расширение зоны конфликта. Это будет означать переход к новым методам, первую очередь – к террористическим. И на то есть несколько причин. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

У постановки в Буче был исторический прототип времен Мазепы

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
История «Батуринской фальшивки» настолько интересна, что о ней стоит рассказать подробнее – просто для того, чтобы понимать: технологии антирусской пропаганды используются уже не первое десятилетие, задача расчеловечивания русских всё так и стоит. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...

На Камчатке началось извержение вулкана Шивелуч

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки, стал чрезвычайно активным. Это говорит о подготовке к мощному извержению, уверены вулканологи и сейсмологи. Ученые рекомендуют не приближаться к вулкану на расстояние ближе 15 километров
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Кремль спросили о «планах» России «покинуть» ЗАЭС

    Главная тема


    Как долго продержится украинская «несокрушимость»

    начиная с Евромайдана


    В Германии рассказали, как США готовили Украину к конфликту с Россией

    Основатель Forex Club


    Вячеслав Таран погиб при крушении вертолета в Монако

    американский ВПК


    Эксперт: Западное общество готовят к росту военных расходов на Украину и Тайвань

    Видео

    потолок цен


    Страны ЕС поссорились из-за уже запрещенной российской нефти

    настоящая история


    Откуда у русского сопротивления на Украине такая дерзость

    Расследование


    Кто и как спровоцировал спецоперацию на Украине

    «Русская весна»


    Куда делись русские на Украине

    Возврат к воспитанию


    Каков сейчас реальный уровень образования в России

    Культура отмены


    Как через кино и игры насаждается русофобия

    с кем вы?


    Что произошло с русской культурой

    цифровое государство


    Как технологии меняют Россию

    на ваш взгляд


    Сталкивались ли вы в повседневной жизни с пропагандой ЛГБТ?

    Геноцид, том второй

    «Вальс с Баширом»: мульт-шок и мульт-предательство
    Ари Фольман имеет полное право на свою, окопную правду
       30 июня 2009, 23:39
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    Режиссер Фольман воевал в Ливанскую кампанию, но о том не помнит. А помнит, как резвился с друзьями и с автоматом в руках на бейрутском пляже и как небо им освещали сигнальные огни. Действуя по принципу «вспомнить всё», он идет к психиатру и к однополчанам, чтобы понять: войну и её следствие – шокирующий геноцид палестинцев в Сабре и Шатиле – выжег из памяти стыд соучастника. Таков сюжет «Вальса с Баширом» – автобиографического мультика, документального фильма, гениальной рефлексии и национального предательства одновременно.

    Признать за неким продуктом произведение искусства тем сложнее, чем дальше он отстоит от твоих взглядов на мораль и на политику. Даже просвещенной Европе понадобилось почти 40 лет, чтобы увидеть в Лени Рифеншталь художника, а не «нацистскую подстилку», хотя в её фильмах и близко нет идеи уничтожения человека человеком, лишь муштра красивых блондинов в форме да солнце, играющее на намасленных торсах.

    Лишенная предыстории хроника взятия Берлина станет картинкой того, как небритые красноармейцы стреляют по милым детям из «Гитлерюгенда

    У «Вальса с Баширом» судьба обратная – килограммы призов, овации критиков и широкий мировой прокат (для израильского фильма известная редкость), что объяснимо не только его художественной ценностью. Анимационная лента Ари Фольмана оказалось лыком в строку: к началу XXI века последствия муштры красивых блондинов несколько позабылись, а анфан терриблем в глазах левой интеллигенции (наиболее ходовая характеристика для большинства европейских кинокритиков) стал как раз Израиль.

    Не то чтобы крещеный мир до сих пор помнил о резне в Сабре и Шатиле, но фотографии полуобгоревших детских трупиков из Газы помнит отлично, а тут хотя и не Газа, но истеричное еврейское «простите нас!», провозглашенное в пику официальной позиции государства Израиль.

    Безусловно, воевавший в первую Ливанскую кампанию (официально Израиль до сих пор не признает её войной) Ари Фольман имеет полное право на свою, окопную правду. А из окопа плохо видна картинка в целом – обзор маленький и нервы ни к черту. Зато слышно, как пахнет кровь, как плачут вдовы, как чеканят автоматчики. Видно кровожадное мурло Войны, на которой «не было героев — одни убийцы» (рефрен и ключевая фраза фильма). Воспоминания об этом можно считать вещью максимально честной, но и максимально субъективной – тож.

    Если же субъективизм помножить еще и на талант, на раздаче может выйти на редкость убедительная агитка. Так, документальные зарисовки о взятии Берлина, лиши их предыстории, будут вгрызающейся в психику картиной того, как небритые красноармейцы в рванье стреляют по миловидным шестнадцатилеткам из «Гитлерюгенда», до последнего патрона обороняющим родной город от захватчиков из тоталитарной державы.

    Другой вопрос, что предысторию взятия Берлина знают почти все, а вот резни в Сабре и Шатиле – отнюдь. И мульт, последние кадры которого плавно переходят в кинохронику (рыдающие женщины, дымящиеся развалины, обугленные лица), оставляет после себя единственно возможные эмоции:

    «Израильская военщина противна всему свету!
    Как мать говорю и как женщина: я требую их к ответу!»

    30 лет назад за такое давали Ленинскую премию.

    Нельзя сказать, что Фольман столь уж оригинален, или утверждать, что он с потрохами куплен арабским лобби (за сребреники ли, за номинацию ли на «Оскар»), – операция «Мир Галилее» стала первой войной Израиля, буквально расколовшей еврейское государство. Позднее расследования обстоятельств резни в Сабре и Шатиле, правда, доказали, что ни один израильский солдат к убийству нескольких сотен беженцев непричастен. При этом высшие должностные лица всё равно получили кто выговор, кто пинок под чиновничий зад за недосмотр, недогляд и неумение предсказать то, что отряд христиан-фалангистов может устроить в лагерях вендетту.

    Этого в «Вальсе» нет, да никто и не просит: драматургия – дамочка хищная, и детские трупы перед самыми титрами – приемлемая жертва на её алтарь, понимаем-с. Куда хуже, что из картины совершенно непонятно – зачем израильские войска вообще поперлись в Ливан, почему фалангисты учинили в Сабре и Шатиле частный случай геноцида палестинских арабов и как еврейское государство может столько лет подряд выигрывать войны, если в его армии служат исключительно сопляки и идиоты.

    Понятно, что фронтовику Фольману это банально неинтересно. Ибо каждый дурак может открыть учебник истории, чтобы узнать, в какой ад на земле превратили соратники Ясира Арафата южный Ливан, обосновавшись там для набегов на Израиль. И как ободрили местных мухаммедян, вспомнивших вдруг про то, что местные христиане – скоты неверные (закончилось это гражданской войной и её следствием – резней христиан в Дамуре: гражданских трупов – 600, выколотых глаз и отрубленных конечностей – без счету).

    У него же, у Фольмана, чистый эксклюзив и дембельский альбом, воспоминания и личные травмы, о которых в учебниках не напишут. Как жарили яичницу на искореженной и раскаленной под солнцем технике. Как дули конопель в то время, пока авиация бомбила своих. Как смололи в щебенку целый район в неудачных попытках ликвидировать одинокого снайпера. Как заночевали в шелках и золоте, захватив дом состоятельного ливанца. Как офицер смотрел там порнуху, бубня под нос: «Перематывай быстрее, перематывай».

    Вот Фольман и перемотал. И резню в Дармуре, за которую не по адресу мстили фалангисты в лагерях, и убийство их лидера Башира Жмайеля, ставшее катализатором трагедии, и взятие Бейрута, и вылазки палестинцев. Перемотал из соображений честности акына: чего сам не видел, о том и не пою. А видел, как стреляли в детей. И как отстреливались дети.

    То, что лента повествует о глубоко личных кровавых мальчиках (а также тараканах), подчеркивает и её документальная составляющая: художник изобразил реальных людей, звукорежиссер наложил на картинку их реальные голоса. Причем выбор в пользу мультипликации оправдывает себя полностью, подтверждая тот тезис, что на уровень гениальности конечного продукта влияет не только содержание, но и форма. Иной занудный роман был бы блестящ, ужмись до рассказа. Документальное расследование Фольмана на кинопленке рисковало стать неимоверно скучным.

    Сюжетная часть и сейчас саспенсом не блещет. Но посредством рисунка (так рисует, в частности, комиксер Френк Миллер – еще один любитель эпатировать кисточкой), нервной, постмодернистской музыкальной дорожки (возможно, самая удачная часть ленты), местами условной, местами почти анатомической жестикуляции персонажей и достигается искомое – шок, трепет, слезы и проклятья в адрес израильской военщины.

    Проклятья, к слову, недостаточные для того, чтобы разжалобить пацифистов, но более чем громкие, чтобы разозлить патриотов. Судя по отзывам не кинокритиков, но политологов из Израиля, никому-то Фольман до конца не угодил. Да и американские киноакадемики предпочли мультипликационному, пяткой-в-грудь-себя-бьющему «Баширу» безмозгло-красивые японские «Расставания».

    «Который год я вдовая, все счастье – мимо,
    Но я стоять готовая за дело мира!»

    Самому Фольману, возможно, на это наплевать. Он лишь рассказывает некорректную с политической точки зрения, но единственно возможную для него историю – свою. Историю геноцида, в котором не участвовал, но которому помог, подсветив убийцам путь сигнальными ракетами

    #{movie}В России так поступил Виктор Астафьев, написав «Прокляты и убиты», а позднее, довеском – много-много писем про поедающих икру комендантов блокадного Ленинграда, про бездарность советского командования и про «войну, которую Россия проиграла». Написал, надежно застрахованный личным участием в той войне и личным вкладом в Победу.

    Как и Астафьев, Фольман написал личную черную книгу (имеющую при этом предсказуемый финансовый успех и широкий общественный резонанс). Или – второй том общественной, где Сабра и Шатила – без Дамура и палестинских вылазок.

    То есть война США в Афгане – без 11 сентября. Вторая чеченская – без Буйнакска, Волгодонска, улицы Гурьянова и Каширского шоссе. Взятие Берлина – без Брестской крепости.

    Но это тот случай, когда комиссию по фальсификации истории победно закидывают собственными медальками.


     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •