Андрей Перла Андрей Перла Разоблачать ложь врага нужно каждый день

Россия сбивает дроны и ракеты врага с помощью ПВО. Но где те войска, которые собьют на подлете популистские заявления оппонентов? Выявлять каналы коммуникации, которыми пользуется враг, чтобы добраться до различных слоев общества, нужно постоянно.

11 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев ПАСЕ вернулась в XVII век

Сейчас Запад уже не тот – и свобода религии, и свобода информации рассматриваются даже на таком официальном уровне, как ПАСЕ, как угроза, а не как достижение. Только теперь религию рвутся регулировать чиновники, которые, в отличие от государей XVII века, даже не притворяются верующими.

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Какой должны видеть Россию в Центральной Азии

Несколько дней назад отношения России и Таджикистана вновь привлекли к себе внимание в связи с миграционной проблемой. Однако вопрос с мигрантами – это только часть картины нашего особого соседства.

21 комментарий
30 июня 2009, 23:39 • Культура

Геноцид, том второй

«Вальс с Баширом»: мульт-шок и мульт-предательство

Геноцид, том второй
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Режиссер Фольман воевал в Ливанскую кампанию, но о том не помнит. А помнит, как резвился с друзьями и с автоматом в руках на бейрутском пляже и как небо им освещали сигнальные огни. Действуя по принципу «вспомнить всё», он идет к психиатру и к однополчанам, чтобы понять: войну и её следствие – шокирующий геноцид палестинцев в Сабре и Шатиле – выжег из памяти стыд соучастника. Таков сюжет «Вальса с Баширом» – автобиографического мультика, документального фильма, гениальной рефлексии и национального предательства одновременно.

Признать за неким продуктом произведение искусства тем сложнее, чем дальше он отстоит от твоих взглядов на мораль и на политику. Даже просвещенной Европе понадобилось почти 40 лет, чтобы увидеть в Лени Рифеншталь художника, а не «нацистскую подстилку», хотя в её фильмах и близко нет идеи уничтожения человека человеком, лишь муштра красивых блондинов в форме да солнце, играющее на намасленных торсах.

Лишенная предыстории хроника взятия Берлина станет картинкой того, как небритые красноармейцы стреляют по милым детям из «Гитлерюгенда

У «Вальса с Баширом» судьба обратная – килограммы призов, овации критиков и широкий мировой прокат (для израильского фильма известная редкость), что объяснимо не только его художественной ценностью. Анимационная лента Ари Фольмана оказалось лыком в строку: к началу XXI века последствия муштры красивых блондинов несколько позабылись, а анфан терриблем в глазах левой интеллигенции (наиболее ходовая характеристика для большинства европейских кинокритиков) стал как раз Израиль.

Не то чтобы крещеный мир до сих пор помнил о резне в Сабре и Шатиле, но фотографии полуобгоревших детских трупиков из Газы помнит отлично, а тут хотя и не Газа, но истеричное еврейское «простите нас!», провозглашенное в пику официальной позиции государства Израиль.

Безусловно, воевавший в первую Ливанскую кампанию (официально Израиль до сих пор не признает её войной) Ари Фольман имеет полное право на свою, окопную правду. А из окопа плохо видна картинка в целом – обзор маленький и нервы ни к черту. Зато слышно, как пахнет кровь, как плачут вдовы, как чеканят автоматчики. Видно кровожадное мурло Войны, на которой «не было героев — одни убийцы» (рефрен и ключевая фраза фильма). Воспоминания об этом можно считать вещью максимально честной, но и максимально субъективной – тож.

Если же субъективизм помножить еще и на талант, на раздаче может выйти на редкость убедительная агитка. Так, документальные зарисовки о взятии Берлина, лиши их предыстории, будут вгрызающейся в психику картиной того, как небритые красноармейцы в рванье стреляют по миловидным шестнадцатилеткам из «Гитлерюгенда», до последнего патрона обороняющим родной город от захватчиков из тоталитарной державы.

Другой вопрос, что предысторию взятия Берлина знают почти все, а вот резни в Сабре и Шатиле – отнюдь. И мульт, последние кадры которого плавно переходят в кинохронику (рыдающие женщины, дымящиеся развалины, обугленные лица), оставляет после себя единственно возможные эмоции:

«Израильская военщина противна всему свету!
Как мать говорю и как женщина: я требую их к ответу!»

30 лет назад за такое давали Ленинскую премию.

Нельзя сказать, что Фольман столь уж оригинален, или утверждать, что он с потрохами куплен арабским лобби (за сребреники ли, за номинацию ли на «Оскар»), – операция «Мир Галилее» стала первой войной Израиля, буквально расколовшей еврейское государство. Позднее расследования обстоятельств резни в Сабре и Шатиле, правда, доказали, что ни один израильский солдат к убийству нескольких сотен беженцев непричастен. При этом высшие должностные лица всё равно получили кто выговор, кто пинок под чиновничий зад за недосмотр, недогляд и неумение предсказать то, что отряд христиан-фалангистов может устроить в лагерях вендетту.

Этого в «Вальсе» нет, да никто и не просит: драматургия – дамочка хищная, и детские трупы перед самыми титрами – приемлемая жертва на её алтарь, понимаем-с. Куда хуже, что из картины совершенно непонятно – зачем израильские войска вообще поперлись в Ливан, почему фалангисты учинили в Сабре и Шатиле частный случай геноцида палестинских арабов и как еврейское государство может столько лет подряд выигрывать войны, если в его армии служат исключительно сопляки и идиоты.

Понятно, что фронтовику Фольману это банально неинтересно. Ибо каждый дурак может открыть учебник истории, чтобы узнать, в какой ад на земле превратили соратники Ясира Арафата южный Ливан, обосновавшись там для набегов на Израиль. И как ободрили местных мухаммедян, вспомнивших вдруг про то, что местные христиане – скоты неверные (закончилось это гражданской войной и её следствием – резней христиан в Дамуре: гражданских трупов – 600, выколотых глаз и отрубленных конечностей – без счету).

У него же, у Фольмана, чистый эксклюзив и дембельский альбом, воспоминания и личные травмы, о которых в учебниках не напишут. Как жарили яичницу на искореженной и раскаленной под солнцем технике. Как дули конопель в то время, пока авиация бомбила своих. Как смололи в щебенку целый район в неудачных попытках ликвидировать одинокого снайпера. Как заночевали в шелках и золоте, захватив дом состоятельного ливанца. Как офицер смотрел там порнуху, бубня под нос: «Перематывай быстрее, перематывай».

Вот Фольман и перемотал. И резню в Дармуре, за которую не по адресу мстили фалангисты в лагерях, и убийство их лидера Башира Жмайеля, ставшее катализатором трагедии, и взятие Бейрута, и вылазки палестинцев. Перемотал из соображений честности акына: чего сам не видел, о том и не пою. А видел, как стреляли в детей. И как отстреливались дети.

То, что лента повествует о глубоко личных кровавых мальчиках (а также тараканах), подчеркивает и её документальная составляющая: художник изобразил реальных людей, звукорежиссер наложил на картинку их реальные голоса. Причем выбор в пользу мультипликации оправдывает себя полностью, подтверждая тот тезис, что на уровень гениальности конечного продукта влияет не только содержание, но и форма. Иной занудный роман был бы блестящ, ужмись до рассказа. Документальное расследование Фольмана на кинопленке рисковало стать неимоверно скучным.

Сюжетная часть и сейчас саспенсом не блещет. Но посредством рисунка (так рисует, в частности, комиксер Френк Миллер – еще один любитель эпатировать кисточкой), нервной, постмодернистской музыкальной дорожки (возможно, самая удачная часть ленты), местами условной, местами почти анатомической жестикуляции персонажей и достигается искомое – шок, трепет, слезы и проклятья в адрес израильской военщины.

Проклятья, к слову, недостаточные для того, чтобы разжалобить пацифистов, но более чем громкие, чтобы разозлить патриотов. Судя по отзывам не кинокритиков, но политологов из Израиля, никому-то Фольман до конца не угодил. Да и американские киноакадемики предпочли мультипликационному, пяткой-в-грудь-себя-бьющему «Баширу» безмозгло-красивые японские «Расставания».

«Который год я вдовая, все счастье – мимо,
Но я стоять готовая за дело мира!»

Самому Фольману, возможно, на это наплевать. Он лишь рассказывает некорректную с политической точки зрения, но единственно возможную для него историю – свою. Историю геноцида, в котором не участвовал, но которому помог, подсветив убийцам путь сигнальными ракетами

#{movie}В России так поступил Виктор Астафьев, написав «Прокляты и убиты», а позднее, довеском – много-много писем про поедающих икру комендантов блокадного Ленинграда, про бездарность советского командования и про «войну, которую Россия проиграла». Написал, надежно застрахованный личным участием в той войне и личным вкладом в Победу.

Как и Астафьев, Фольман написал личную черную книгу (имеющую при этом предсказуемый финансовый успех и широкий общественный резонанс). Или – второй том общественной, где Сабра и Шатила – без Дамура и палестинских вылазок.

То есть война США в Афгане – без 11 сентября. Вторая чеченская – без Буйнакска, Волгодонска, улицы Гурьянова и Каширского шоссе. Взятие Берлина – без Брестской крепости.

Но это тот случай, когда комиссию по фальсификации истории победно закидывают собственными медальками.

..............