Взгляд
8 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 09:56  |  vz.ru
Разделы

Украина нуждается в возмездии

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Можно рассуждать, что мы не такие, как они. Можно говорить, что месть – это из Средневековья. Но месть – это способ заставить врага бояться. А пока на Украине не начнут дико бояться России, удары по Донецку и другим российским городам не прекратятся. Подробности...

В чем секрет венгерской аномалии

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Венгрия, оставаясь участником НАТО и Евросоюза, принадлежит сейчас к Мировому большинству – подавляющему количеству стран мира, которые дружественны России просто потому, что не хотят полностью подчиняться ее противникам. Подробности...

Не надо ставить идеологию впереди реальности

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Если есть какое-то действительно массовое движение, объединенное общими целями, как ополчение Минина и Пожарского или революционные процессы 1917 года, идеология для него находится быстро. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Стало известно о росте числа психозов в ВСУ

    Главная тема


    Как России лучше всего ответить Западу на ограничения нефтяных цен

    заявление президента


    Путин назвал значимые результаты спецоперации

    новая роль


    Зеленский: Украинцы будут самыми влиятельными в мирное время

    «не по-людски»


    Лавров рассказал об увиденных в Швеции гендерно-нейтральных туалетах

    Видео

    захват власти


    В организации госпереворота в Германии ищут «русский след»

    конфликт стран НАТО


    Турция грозит оккупировать важную часть Греции

    курсы валют


    Почему уникально крепкий рубль останется только в 2022 году

    вердикт Запада


    Телеканал «Дождь» погубила эмиграция

    «чужие проблемы»


    Как меняют мнение казахстанцев о спецоперации

    сиюминутное совпадение


    Тимофей Бордачев: В чем секрет венгерской аномалии

    становление единства


    Владислав Исаев: Не надо ставить идеологию впереди реальности

    разблокированные возможности


    Виталий Трофимов-Трофимов: «Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

    на ваш взгляд


    Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

    Безусловные шедевры

    Разноцветные фигуры «Спортсменов» Малевича вызывают ассоциации с игральными картами
       11 июля 2008, 10:17
    Текст: Константин Рылёв

    Создается впечатление, что Питер решил всерьез заняться просвещением Москвы, чтобы поднять ее с широких купеческих колен – к духовности. Русский музей привез в столицу свой the best и дополнительно – редкие полотна из зарубежных частных коллекций.

    В рамках программы «Золотая карта России» Челябинский музей искусств привез в столицу экспозицию «Русская живопись XVIII – первой трети XX века». Основу привезенной коллекции составляет главный козырь небольшого уральского собрания – картины странного советского авангардиста Николая Русакова (1888–1941). Русаков считается одним из зачинателей художественной школы на Южном Урале и создателей Челябинского Союза художников, самым ярким художником челябинской школы в первой половине ХХ века.

    Соученики

    Русаков – один из зачинателей художественной школы на Южном Урале и создателей Союза художников

    В 1915 году, вдохновленный судьбой Гогена, он отправился в морское путешествие вдоль берегов Индостана. На выставке представлены два десятка «восточных» работ мастера, выполненных в манере экспрессионизма.

    Судьба Русакова трагична – в начале войны на него был написан донос и художника расстреляли за «пораженческие настроения».

    Особый интерес на выставке представляет портрет Русакова (1912), выполненный Александром Родченко (1891–1956). Будущий главный конструктивист Советского Союза учился с Русаковым в Казанской художественной школе.

    Русаковское лицо «собрано» из экспрессивных красно-желто-зеленых полос и напоминает по технике один из автопортретов Малевича того же периода.

    Два советских демиурга шли сходными путями. И оба выпали из обоймы социалистического реализма. Их художественными наработками воспользовались исключительно в идеологических целях.

    Козыри супрематизма

    Новый комплекс «Царицыно» конструктивными решениями напоминает Лувр (стеклянная ультрасовременная постройка-вход, через подземные коммуникации которой можно попасть в разные корпуса дворцового комплекса), и, соответственно, первые «гастрольные» экспозиции – экстракласса.

    Экспозиция «Время собирать…» – это редкие работы из собраний коллекционеров Европы и США, показанные в Русском музее и напоследок продемонстрированные здесь. К примеру, полотно «Адам и Ева» Малевича (1908).

    Казимир Северинович так «заактуализировался» в свое время, что делал вещи не только в стиле импрессионизма и кубизма (что известно), а, оказывается, успел и под модерн Климта «закосить». Не теряя, конечно, самобытности. Его «Адам и Ева» гораздо боле мистичны по сравнению с произведениями австрийского гения.

    Первые люди, сотворенные Господом, сиротливо стоят на крошечной планете Земля (по бокам от них коленопреклоненные ангелы), усеянной «климтовской» галькой, а вокруг «бездна звезд полна». Российские художники-демиурги, изобретая собственные вселенные, предпочитали «начинать с начала»: свои адамы и евы есть и у Гончаровой с Ларионовым, и у Филонова с Шагалом.

    Еще из частных коллекций впечатляет «Мадонна с младенцем» Петрова-Водкина(1924–1925): она – само изящество и нежность. Обычно мадонны Кузьмы Сергеевича расположены на фоне зеленых холмов или революционного Питера, а здесь – напротив Собора Парижской богоматери: художник жил тогда в столице Франции.

    Что касается выставки «ХХ век в Русском музее» – это лучшее, чем располагает знаменитый питерский музей. Практически весь программный Малевич и Филонов. Кое-что яркое из Врубеля, Куинджи и Репина. Впечатление – грандиозное.

    Непосредственно глядя на обширное наследие того же Казимира Севериновича, можно открыть для себя что-нибудь любопытное. Например, что в его легендарной «Красной коннице»(1928–1932) сама конница не такая уж по-муравьиному мелкая (бытует мнение, что автор дорисовал ее к своей супрематической работе из идеологических соображений), учитывая внушительный размер картины (91х140). И вряд ли можно сомневаться в агрессивной, всё сметающей на своем пути силе красных всадников.

    Что касается желания Малевича «одеть» весь мир в супрематизм (локальные цвета, геометрически простые формы), ясно, что примерно бы получилось из этой затеи, по его знаменитым «Спортсменам» (1928). Их разноцветные фигуры вызывают ассоциации с игральными картами. Да и вообще – весь супрематизм. Те же цвета: красный-черный-белый. Те же знаки: крест, квадрат, «сердечки» пик и червей – половинки круга.

    Символика карт корнями уходит в древнюю эзотерику (например, в полной колоде – 52 карты, по числу недель в году). Малевич пришел к той же фундаментальной символике через авангардную живопись. А после беспредметного пространства (карты до «десятки» и «космические» тузы) опять добрался до образности «дам» и «королей». Только в его случае – рабоче-крестьянских кровей.

    Пафосная «Работница» (1933) облачена в красно-черное супрематическое одеяние. Но и эта «бубновая» пролетарская «дама», возможно, скоро попадет в отбой, как и сам создатель супрематизма. Ведь к середине тридцатых его собственная масть для крупных идеологических игроков СССР (и для Хозяина колоды) перестала быть козырной.

    Два полюса

    Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Новгород. Начало XVII
    Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Новгород. Начало XVII
    Экспозиция «Православная икона России, Украины, Беларуси» интересна в первую очередь с познавательной точки зрения.

    По этим старым работам видно, что в священных образах периферийным художникам больше удавалось воплотить этнические особенности своих областей, чем достичь высоких эстетических образцов.

    В мастерстве они значительно уступают таким признанным мастерам иконописи, как Феофан Грек, Дионисий и, конечно, Андрей Рублев.

    Из всех работ отличается оригинальным, хотя несколько прямолинейным сюжетным решением икона XIX века «Христос – Виноградная лоза» (Национальный Киево-Печерский заповедник).

    Виноградная лоза выходит непосредственно из раны Иисуса. Она выгибается полукругом, а из последних кистей винограда сок капает в Чашу, где получается вино.

    Эта работа иллюстрирует представление о таинстве причастия или евхаристии (греч. «благодарение»), где вино символизирует кровь Христа.

    После этой выставки хочется в Третьяковке освежить в памяти совершенные рублевские творения. Еще раз увидеть трехметрового «Спаса в Силах» (1408), где Христос в торжественных пурпурных одеждах глядит на вас огромными, внимательными глазами, в которых, кажется, воплощены всё милосердие и мудрость мира.

    Недалеко находится и Его антипод – «Демон» Врубеля, с темными очами, в которых магически светятся желтые зрачки. Вся русская живопись держится между этими двумя полюсами: Рублевым и Врубелем, божественным и демоническим. Сдается, что и фамилии этих двух гениев неспроста «отражаются» друг в друге.

    Короче, временные экспозиции в Третьяковке – всегда повод проведать и постоянные, особенно после не слишком давней реконструкции галереи, в результате которой шедевры русской живописи стали смотреться еще более выигрышно.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •