Глеб Простаков Глеб Простаков Москва ставит Узбекистан во главу угла

Конкуренция России и Китая в Центральной Азии носит ограниченный и неконфликтный характер. Во-первых, у каждого своя специализация. Большие инфраструктурные проекты – за Россией, масштабные инвестиции и кредиты – за Китаем. Во-вторых, рост влияния осуществляется преимущественно за счет США и ЕС.

7 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Не надо изобретать новую идентичность – она у русских уже есть

В России немало спорили и спорят о том, Европа ли мы. С одной стороны, нас постоянно «выписывали из европейцев» политики и публицисты других народов, с другой – и у нас есть тенденция самим объявить себя чуждыми Европе. Тенденция, которая усиливается на фоне нынешнего противостояния.

19 комментариев
Василий Стоякин Василий Стоякин Зря Зеленский прогуливал уроки истории

Запад пытается нарисовать сказочную версию истории Второй мировой войны, где США, Великобритания и Франция помогали освободить от нацистско-российской оккупации Украину. Но почему-то не освободили.

5 комментариев
15 марта 2008, 10:57 • Культура

Поп-оригами и песни Севера

Поп-оригами и песни Севера
@ savicheva.com

Tекст: Гуру Кен

Любопытный испаноязычный релиз выпустил неординарный блюз-кантри-рок дуэт «The White Stripes». Отечественный поп-продукт тоже на удивление качественный: Юля Савичева на днях презентовала свой четвертый альбом. Наконец, российские этномузыканты показали, как можно скрестить фолк с рок-музыкой или электронным эмбиентом.

Юля Савичева – удивительный феномен. Редчайший пример того, что может получиться, если маленькая девочка будет слушаться взрослых, умных дяденек из больших, серьезных компаний.

Юлия Савичева. «Оригами»
CD. «Монолит», 2008.

Перед нами превосходно сделанный альбом, гораздо выше уровня среднестатистического

Обычно такое послушание тинейджерам не свойственно. Рядом с Савичевой можно поставить разве что Сергея Лазарева – тоже не по годам запрограммированного на абсолютную «правильность».

Выпускница «Фабрики Звезд 2» в руках Макса Фадеева смогла запоминающе спеть серьезную балладу «Высоко». Потом к рукам Фадеева добавились руки отца Юли, профессионального музыканта, и хиты авторства Анастасии Максимовой. Над ними незримо парят ручищи всей медийной мощи Первого канала.

Бывает, что такая гора мускулов рождает мышь, но в случае с Юлей все получается поразительно креативно. Родилась одна из самых лучших поп-песен десятилетия «Если в сердце живет любовь» и многократно прокрутилась в успешном сериале «Не родись красивой», не говоря о многочисленных телерадиоэфирах и наградах.

Потом еще пара хитов – «Привет» и «Как твои дела». Появился артист со своим (будем надеяться) лицом. Все это уместилось в три альбома.

И вот вышел четвертый. В нем снова два ударных хита авторства Максимовой – «Любовь-Москва» и «Никак». Есть две песни сочинения самой Юли и ее молодого человека, ничем не примечательные, но крепкие.

Еще две песни из саундтреков, включая аккуратный дуэт с Антоном Макарским. В аранжировках звучит множество живых инструментов и вкусная электроника.

Это настолько правильно, что даже скучно. Череда отлично аранжированных и сыгранных песен с участием звонкого голоса Юли. В песнях есть все, кроме яркой личности самой Юли.

Но требовать проявления индивидуальности от 21-летней девушки как-то некорректно, да и песни сконструированы для юной аудитории, которая вовсе не востребует пока такие качества.

Так что перед нами превосходно сделанный альбом, гораздо выше уровня среднестатистического, и умно адресованный среднестатистической юной аудитории.

Оценка: 8 из 10.

«Северо-восток». «Открытый берег»
CD. «Союз-Мьюзик», 2008.

Проект «Северо-восток» начался как музыка для людей, а не только для себя
Проект «Северо-восток» начался как музыка для людей, а не только для себя
Нельзя не уважать людей, которые из года в год играют ту музыку, которая им нравится. Играют профессионально, качественно, совсем не обращая внимания на форматы и моды.

Именно таков лидер «Северо-востока» гитарист Сергей Седых.

Раньше его группа называлась «In Folio», играла сложносочиненный инструментальный хард-рок и арт-рок. Заслужила уважение в узких кругах любителей этих ретрожанров, но широкой публике это было неинтересно и совсем не нужно.

Проект «Северо-восток» начался как музыка для людей, а не только для себя. Точнее, как первый порыв в эту сторону – русскоязычный вокал, этническая доминанта.

Дебютный альбом «Вниз по реке» (2006) стал известен по песне «В глубине материка», в ней фирменное единение вокала и соло-гитары достигло степеней приятности, подходящих для ротации на «Нашем радио».

За эти годы «Северо-восток» окончательно акклиматизировался в этнокомпании «Мельницы» и «Начала века». И новый альбом стал еще более этническим, чем первый.

Сергей Седых пишет всю музыку и большинство текстов песен. Песен, правда, самый минимум. В альбоме часовой длительности из 16 треков только в семи звучит человеческий голос.

Остальное – заунывные инструментальные композиции, почти лишенные мелодии и не блистающие виртуозностью. Обильное использование ирландской и шотландской музыкальной традиции сочетается с классическим рок-саундом.

Странно, что многоопытный Седых много лет никак не поймет, что любая группа держится на ярком харизматичном вокале.

Его песни петь совсем неинтересно – они сочинены для гитарных партий, а не для голоса.

Тексты тоже не блещут оригинальностью (уж совсем выбивается из общего ряда стих Роберта Бернса «Ты меня оставил, Джеми» в классическом переводе Маршака, но имен Бернса и Маршака даже нет в буклете).

Не случайно в группе то и дело меняются вокалистки – лидер группы совсем не предусматривает сколь-нибудь значимой роли для этого «инструмента». Опыт Хавтана или «Арии» – пустой звук для Седых. Одна певица пела на первом альбоме «Северо-востока», другая записывала этот альбом, а на его презентации пела уже третья.

Среди залежей высокотехничных, но абсолютно скучных композиций обнаруживаются все же две жемчужины. Медитативная «Когда пройдет зима» с острыми прогрессив-соло, разрезающими лиричный нежный вокал Саши Давыдовской, и переходами в барочный лютневый звук. И баллада «От неба до неба», представленная сразу в двух вариантах, в том числе с вокалом Хелависы. Две ярких мелодии на альбом – не так уж мало.

Если «Северо-восток» будет двигаться такими же темпами и дальше, то лет через десять он наберет креативных песен на первоклассный концерт. А с техникой игры у музыкантов и сейчас дела обстоят превосходно.

Оценка: 6 из 10.

«The White Stripes». «Conquest»
CDDA. Warner Bros, 2008.

Испаноязычный сингл американского блюз-рокового дуэта состоит из пяти песен и клипа на заглавную песню от режиссера Дайан Мартель.

Вообще-то песня «Conquest» уже вышла на их прошлогоднем великолепном альбоме «Icky Thump», но совсем не удивительно, что ироническая история про тореро в любви переиздается на испанском.

Ее когда-то сочинил поп-звезда 50-х Корки Роббинс, прославила Патти Пейдж, а «The White Stripes» переосмыслил и придал едва ли не тарантиновской экспрессии. Клип с плачущим быком тоже хорош даже для тех, кто не переносит вида корриды.

Любопытно, что «Conquest» имеется и в акустической версии, с оркестром мариячи – так в Латинской Америке называют оркестры бродячих музыкантов.

В обеих версиях звучит труба известного мексиканского трубача Регуло Алдама. Ритмы фламенко «The White Stripes» с легкостью окрашивает интонациями блюза и едва ли не аргентинского танго, что вовсе не мешает перегруженной гитаре Джека Уайта.

Остальные треки вбирают в себя бодрящий аромат кантри любимого музыкантами Нэшвилла, небрежные хлопки под небрежный рояль, хохочущий голос над пафосным роялем в духе позднего Леннона, сбивы ритма и безотносительные к нему подтяжки струн. Словом, бывшие супруги шалят с таким же удовольствием и талантом, что и прежде.

Другой вопрос, что они вполне могут шалить так в последний раз, учитывая известную взбалмошность Мэг Уайт и нарастающую занятость Джека в проекте The Raconteurs.

Оценка: 8 из 10.

«Yarga sound system». «Live»
CD. «Sketis music», 2008.

Новый проект Александра Леонова и Ольги Гайдамак называется ныне «Yarga sound system», и вот вышел первый концертный альбом Live
Новый проект Александра Леонова и Ольги Гайдамак называется ныне «Yarga sound system», и вот вышел первый концертный альбом Live
«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных групп.

Теперь уже неизвестно, возродится ли когда-нибудь «Ва-Та-Га» или сгинет, как это было с предыдущим проектом Леонова «Reel». Однако понятно, чем занимается самая деятельная часть группы.

Новый проект Александра Леонова и Ольги Гайдамак называется ныне «Yarga sound system», и вот вышел первый концертный альбом «Live».

Что же изменилось от перестановки слагаемых? В записях, которые делались на разных концертах проекта в течение 2007 года, неожиданно появился Марио Калдарару из «Тригон трио», играющий на калимбе, тобе и керамической перкуссии.

Звук баяна принадлежит Андрею Дикоеву. За все семплеры и клавиши отвечает Григорий Архипов из проекта «Стекловолокно». Но на самом деле, по звуку – это все та же «Ва-Та-Га», только более умиротворенная, еще более эмбиентная и текучая.

Все те же песни народов Севера и огромное количество аутентичных инструментов от гуслей до хомуса. Леонов все так же умело закручивает лупы из собственного голоса и всего подручного инструментария. Ольга Гайдамак подпевает и изящно вписывает скрипичные партии в электронную партитуру.

И все-таки смена названия с русского на английский отнюдь не случайна. В нынешнем виде «Yarga sound system» – это высококачественная world-music, готовая к включению в любые этнолаунжевые сборники.

От былой шершавой аутентичности Александр Леонов совершенно явственно перешел к той же экспортной стезе, по которой не первый год идет «Волга».

Дело в том, что в российском телерадиоэфире нет станций, готовых транслировать даже такую, казалось бы, уже совсем фоновую музыку. Политической воли руководства страны (или заказа, если угодно) – тоже нет. Парадоксальным образом лучшим русским фолк-музыкантам приходится обращать свои взоры на Запад.

Оценка: 9 из 10.

..............