Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.
6 комментариевКогда деревья были большими
Итак, вот она – московская молодёжь 70-х. Выросшие в интеллигентных семьях и поступившие в престижный вуз, они слушают западную музыку и лекции по марксизму-ленинизму, продают редкие книги из семейной библиотеки и покупают на эти деньги джинсы, пьют, курят, дерутся и, конечно же, влюбляются.
Сергей (Ляпин) впервые увидел Люду (Милюзину) на лекции: аристократичность, короткая юбка, русая коса и лукавый взгляд.
Эх, маладёжь, маладёжь
Нет ни роскошных панорам по залитым солнцем московским новостройкам, ни основных достопримечательностей...
Девушка не устояла перед предложением чертовски обаятельного парня сходить на новый фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Далее – знакомство с мамой, первый поцелуй, ссора, «примирительные» билеты в Театр на Таганке (на «Гамлета» с Высоцким), пьяный загул.
У Сергея есть два друга – положительный Степан (Барановский) и рок-н-ролльщик (шизгара е-е-е) Константин (Купреенко).
Сергей, конечно же, душа компании и выделяется на фоне друзей харизмой и умением знакомиться с девушками. Пока Люда болеет, он «на слабо» клеит сексапильную новенькую студентку и даже устраивает с ней на лекции довольно фривольную сцену. Это и служит причиной размолвки с Людой.
Все дальнейшие сюжетные повороты фильма ведут от романтической комедии к мелодраме. Не сумев помириться с Людой во время студенческой экспедиции по сбору фольклора (не сказки, легенды, тосты, а частушки), Сергей срывается в Гагры со своей новой пассией.
Но сердце снедает тоска, девушка уже не мила ему, и он едет обратно в Москву, чтобы узнать от Люды неприятную новость.
О что же ты, юность, уходишь так рано?
Осень рассыпала по городу жухлые листья. Кадр из фильма «Исчезнувшая империя» |
Юноши и девушки, открывающие для себя мир взрослых, чувство одиночества, понимание ответственности за свои поступки, осознание серьёзности чувств и разницы во взглядах, предательство друзей, смерть близких.
Шахназаров не случайно рассказывает свою историю так, что она происходит в элитной среде и в антураже 1974 года. Провинциальность быта Москвы 70-х разлита в каждом кадре.
- Не джинсы и не Джинса
- Атас, пацаны, участковый идет!
- Очень скучное кино
- Взломщики формата
- Михалков снял лучший фильм года
Столица «империи» выглядит чуть приподнявшимся заштатным городишкой. Нет ни знакомых по фильмам Гайдая роскошных панорам по залитым солнцем московским новостройкам, ни основных достопримечательностей столицы (разве что Кремль).
Осень рассыпала по городу жухлые листья, развела слякоть и при свете пасмурного неба ещё обшарпаннее выглядят дворы и лестничные площадки.
А сами жители столицы увлечены покупкой дефицитных предметов западного быта, бегом от инфаркта в темных спортивных костюмах и стоянием в очереди за пивом.
Шахназаров не стал сгущать краски и показывать валяющихся на улицах алкоголиков, пустые прилавки и блеск номенклатуры. Ему достаточно едва уловимой, щемящей нотки тоски и упадка.
Лица героев фильма открыты, искренни. Окультуренный миддл-класс, устроенная интеллигенция. Но думают ли эти люди, как и зачем они живут? И действительно ли они хотят жить так вечно?
Главный герой фильма, несмотря на его название, конечно же, не СССР. Шахназаров снимает фильм о человеческих характерах. О том, что же такое настоящий человек. И как сделать так, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы.
Романтичность и провинциальность смешного и горького ретро накладывается в «Исчезнувшей империи» на тему поколения. Не только двадцатилетних.
Для фильма важны и мать Сергея (в блистательном исполнении Ольги Тумайкиной), и его дед (Армен Джигарханян). Но прежде всего, конечно, они, юноши и девушки. Как поведут себя в жизни с самых первых самостоятельных шагов, что поймут для себя?
Шахназаров прекрасно подобрал молодых исполнителей. Наивность и спонтанность чувств не поддаётся сомнению. В детях советской эпохи, несмотря на всю их погоню за «шмотками» и «пластами», гораздо меньше меркантильности, всезнающего прищура в глазах, а значит – гораздо больше места в душе для мечты и самореализации.
Сергей по наказу деда едет в Среднюю Азию, чтобы посмотреть на развалины древнего города. И столкновение с этими обезлюдевшими, пережившими тысячелетия руинами что-то меняет в нем.
Меняет само понимание масштаба человеческой личности, того, зачем люди приходят в этот мир и уходят из него.
«Исчезнувшая империя», конечно, несколько хромает по части эмоционального накала и остроте режиссерского решения эпизодов, на общих планах местами проскальзывает нарочитая «сделанность».
Но фильм, рассказывая увлекательную историю, проговаривает важные для всех нас моменты, позволяет зрителю увидеть одновременно и советское, и наше время. Посмотреть на себя. Понять – под каким ракурсом и на что в первую очередь нужно в этой жизни смотреть.