Андрей Полонский Андрей Полонский Россия верит в Большой смысл

Идеология противников России строится на одном-единственном базовом принципе – тотальном отрицании Большого смысла для человека. И особое неприятие, вплоть до скрежета зубовного, вызывает Большой смысл России.

14 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Следующее предложение Киеву будет хуже нынешнего

Путин не случайно озвучил свои предложения именно сейчас. 15-16 июня в Швейцарии проходит конференция по Украине. Российский лидер предложил реалистичный, в отличие от «плана Зеленского», перечень условий для приближения мира.

16 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Евро-2024 покажет весь кризис европейского футбола

Чемпионат Европы по футболу выиграет, скорее всего, Франция, Португалия или Англия (в пользу последней высказался и суперкомпьютер статистической компании Opta). Все остальные сборные, которые принято считать фаворитами, имеют огромные проблемы.

7 комментариев
7 мая 2007, 09:10 • Культура

Что год китайский нам готовит?

Что год китайский нам готовит?
@ Reuters

Tекст: Юлия Бурмистрова

Ближайшие 365 дней китайское искусство будет важнейшим из всех искусств. Если задать на улице вопрос: «Что такое Китай?» – можно услышать ответ: «Боевые искусства, цирк, Пекинская опера, шелк, фарфор, чай, Великая Китайская стена, дешевые товары». Все это, кроме стены, и покажут нам в течение года. Самое лучшее.

Со дня громкого открытия Года Китая в России прошло уже какое-то время. Что уже показали и что еще покажут? Ведь так не хочется пропустить самое интересное. Почти незаметно прошел показ фильмов молодых китайских режиссеров в рамках фестиваля студенческих фильмов «Святая Анна». А фильмы там были весьма интересные.

Танец маленьких лягушат

Адажио на сумасшедшей высоте вниз головой, женщина-змея, акробаты не просто на пуантах, а еще и на ходулях

Это не опечатка. В классическом балете «Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского, прошедшем в Кремле, китайцы поменяли маленьких лебедей на маленьких лягушат. А сам танец исполняется на руках. Спектакль невозможно приписать к какому-либо жанру. Цирк, мюзик-холл, балет. Скорее удивительное шоу, единственное и неповторимое.

Знаменитые 32 фуэте, исполняемые мужчинами внутри огромных крутящихся колес. Адажио на сумасшедшей высоте вниз головой, женщина-змея, акробаты не просто на пуантах, а еще и на ходулях. Световые эффекты, дым, красивые сменяющиеся декорации.

Даже самые суровые критики, забывая, что пришли пожурить китайский балет, смотрели с открытыми ртами, как балерина стоит в идеальном арабеске на вытянутой ладони партнера. Такие поддержки не снились ни одной балетной труппе мира. Несмотря на смешение жанров, китайское «Лебединое озеро» – это вечная сказка о любви.

Акробатический балет, полюбившийся российскому зрителю, привозят уже несколько лет подряд. Обещали в этом году приехать еще. И правильно, потому что это действительно хочется смотреть снова и снова, замирая от восторга.

На самом деле, если забыть нарицательное made in China, не думать о нелегалах на рынках и прочих современных представлениях о стране и ее обитателях, Китай удивительная страна. Тем, что, пожалуй, единственная в мире сумела не просто сохранить древность, но и мягко вплести ее в современный уклад жизни.

Может быть, потому, что у них нет сказок и сказочных персонажей. Дракон, царь обезьян, Шэнь Нун с прозрачным животом – это все реальные персонажи с датами рождения и смерти, с могилами, с четкой биографией. Все волшебные чудеса – реальность жизни. Все научные открытия и изобретения, такие как порох, бумага, фарфор, обработка металла, уникальная медицина, – дары реально живущих бессмертных.

Про все это две главные выставки в рамках Года Китая в России. Выставка «Белое золото. Классика и современность китайского фарфора» в Третьяковской галерее. И редкая по своей сути – жаль, что не по масштабу – выставка «Сокровища Запретного города из собрания китайских императоров» в Кремле.

Фарфор китайцы делали еще две тысячи лет назад. Всего три столетия, как европейцы научились так обрабатывать глину. Китайский фарфор всегда был и будет самым лучшим и самым желанным на знаменитых аукционах, т. к. цена может доходить до десятков миллионов долларов. На выставке можно увидеть редкий белый и классический бело-голубой фарфор эпохи Мин, чем-то напоминающий нашу гжель, хотя все наоборот. Наша техника – это заимствование у китайцев.

Пионы, лотосы, хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы, «пламенеющая» глазурь и розовая эмаль. В экспозиции представлено 65 предметов старинного фарфора и 65 современного. Своеобразное равновесие между древностью и современностью, как инь и ян, как доказательство, что традиция жила, живет и будет жить.

Пурпурный Запретный город (Гугун) – самый огромный императорский дворцовый комплекс в мире. Состоящий из 9999 комнат, с садами, неприступными стенами, окруженный рвом. Построенный в XV веке в Пекине, сейчас является одной из главных достопримечательностей Китая.

Неслучайно выставка проводится в музеях Кремля. Гугун, этот город в городе, мог быть представлен только там. К сожалению, это не очень большая по объему выставка – всего около 60 предметов. Произведения императорских коллекций китайского искусства разных эпох: ритуальные бронзовые сосуды архаичных времен, изделия из нефрита, лака, фарфора, металла и эмали, живописные свитки, а также ритуальные, парадные и повседневные одежды и украшения обитателей дворца – императоров, императриц и императорских наложниц высших рангов.

Эти две выставки – кульминация высокой культуры Китая. Неискушенному и неподготовленному зрителю они покажутся маленькими, может, даже где-то скучными. Ведь не все знают, что жезл жу-и – это волшебная палочка и скипетр одновременно, если можно так сказать. Но то, что это очень красивые выставки, бесспорно.

Что будет?

А будет много всего, и в основном осенью. Пекинская опера и мастера из Шаолиня, археологические находки и этнические выставки, игра на древних инструментах и современная музыка, выставка шелка и артхаус. Рассказывать об этом рано, разве что отметить самое главное и интересное.

Китайское кино будет представлено несколько раз. Тут главное не пропустить, т. к. наравне с ретроспективой классики будут представлены и новинки. Изюминкой, конечно, будет фильм «Натюрморт», получивший на последнем Венецианском кинофестивале «Золотого льва».

29 мая – 4 июня в кинотеатре «Иллюзион» ретроспектива лучших китайских фильмов.

22 июня – 1 июля в рамках международного Московского фестиваля показ нашумевших лент.

2–9 сентября – Неделя новейшего китайского кино.

Кульминацией года, на мой взгляд, будет Передвижной фестиваль искусств Китая по Волге в сентябре. Театрализованные праздники на площадях с участием китайских танцевальных, музыкальных и цирковых коллективов, китайского кукольного театра, мастеров ушу, мастеров китайских народных промыслов.

Артисты будут переезжать на пароходе из города в город. Любой прохожий сможет стать зрителем и участником в Москве, Угличе, Ярославле, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Ульяновске, Тольятти, Самаре, Саратове, Волгограде, Ростове-на-Дону.

..............