Андрей Медведев Андрей Медведев Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

11 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Русский философ объяснил Такеру Карлсону саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но преследовать человека по уголовной статье за слова, предположительно сказанные с глазу на глаз – значит, полагать начало совершенно новой практике.

37 комментариев
11 декабря 2007, 09:30 • Культура

Открытый фестиваль для узкого круга

Открытый фестиваль для узкого круга
@ proficinema.ru

Tекст: Михаил Шабашев

Форум этот показал возможности современного альтернативного (по сути) кинематографа и акцентировал внимание на вопросах сегодняшнего дня. На кинофестивале побывал корреспондент газеты ВЗГЛЯД Михаил Шабашов. Вологда, Череповец, Великий Устюг, Сокол, Кириллов, Устье. Жители этих шести городов в течение пяти фестивальных дней увидели ленты, снятые за последние два года режиссерами из России, Исландии и Германии.

Президентом этого кинофорума стал известный режиссер-документалист, лауреат Государственной премии России Сергей Мирошниченко. По поводу отбора документальных фильмов он сказал так:
– Когда мы выбирали, какие картины показывать, то оказалось, что современных лент, достойных для широкого зрительского показа, очень мало. Многие из просмотренных не были взяты по этическим соображениям – из-за обилия нецензурной брани. Как правило, это следствие беспомощного сценария, потому что хорошие документальные фильмы сродни хорошей литературе и книгам по философии. А из тех, что мы отобрали, многие уже получили награды на различных кинофестивалях...

Кинодесант на Север

Здесь благое, намоленное место! В Великом Устюге я почувствовал себя ребенком, когда вышел настоящий Дед Мороз и пожал мне руку!

Программа «Фресок Севера» была насыщенной не только конкурсными и внеконкурсными показами. Жители Вологодской земли побывали на творческих вечерах с известными актерами Евгением Воскресенским, Галиной Бокашевской, Даниилом Спиваковским, Зинаидой Кириенко, Олегом Акуличем и режиссерами Дмитрием Астраханом, Владимиром Грамматиковым.

Дмитрий Астрахан, кстати, здесь дал старт своей новой картине «Все по-честному». Этот режиссер снимает фильмы, родственные направлению кинофестиваля, – о молодежи. Поэтому он здесь и представил премьеру своего фильма.

В один из дней работы кинофорума в вологодской городской библиотеке прошла встреча с диаконом Андреем Кураевым. Он провел оживленную беседу на тему «Место молодых в глобальном мире». Прошли две замечательные фотовыставки работ Геннадия Смирнова и Вячеслава Сачкова...

Организаторы до последнего дня ждали вероятного приезда Никиты Михалкова (он в те дни под Вологдой снимал «Утомленные солнцем – 2»). Но такой возможности у Никиты Сергеевича не возникло – шли съемки танкового сражения.

Однако все-таки гости фестиваля услышали голос знаменитого режиссера! На церемонии закрытия «Фресок Севера» на сцену вышла генеральный директор фестиваля Елена Цуканова с включенным мобильным телефоном. Она поднесла его к микрофону и зрители услышали голос Никиты Сергеевича:

– Приветствую вас, дорогие гости и участники фестиваля! Я очень хотел приехать к вам, но не смог – у меня танки забрали все время! Рад, что «Фрески Севера» в третий раз прошли успешно. Думаю, что в Вологде они «прописались» надолго. Я договорился с губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым, что этот фестиваль мы будем поддерживать и развивать и в дальнейшем. Желаю всем удачи и новых творческих успехов!

Открытие и закрытие фестиваля трудно назвать скучным словом «церемония». Это были замечательные концерты с участием московских и вологодских артистов.

Сами участники «Фресок Севера» познакомились с древней Вологодской землей. Они увидели Вологодский кремль, Прилукский мужской монастырь (где находится могила Батюшкова), храм в Ферапонтове с фресками Дионисия…

Эти экскурсии были весьма впечатлительны. Актер Олег Акулич сказал:

– Здесь благое, намоленное место! В Великом Устюге я почувствовал себя ребенком, когда вышел настоящий Дед Мороз и пожал мне руку!

Словом, впечатления у всех остались самые глубокие! Как и размышления, на которые натолкнул этот кинофестиваль.

Через тернии к звездам

Об анимационном кино давайте не будем. Оно есть, мультики снимают и, как видите, показывают. Хоть и раз в два года и в отдельных городах и весях, но все-таки. Этот жанр беспроигрышен. Дети – благодарные зрители. И для них работают некоторые взрослые, которые тоже остались детьми.

Как сказал председатель жюри анимационного кинофестиваля Иван Максимов, «проблем у аниматоров нет. Если они и есть, то только в головах». Лишь сообщу, что лучшим анимационным фильмом стала лента «Жихарка» режиссера Олега Ужинова.

Поговорим о документальном кинематографе. В этой сфере у нас работает много режиссеров. Снимают замечательные ленты, которые в нашей стране остаются за скобками всеобщего внимания. То, что показывают по телевидению, стало уже разновидностью попсы – только о знаменитостях. И, как правило, уже ушедших из жизни. Или Ленин – Сталин – Гитлер.

Про этих сатрапов уже до оскомины нажужжали. А где же нынешняя жизнь с судьбами простых людей? Она тоже фиксируется. Но только увидеть это можно тоже раз в два года в Вологде. Другого подобного фестиваля у нас нет, господа. Нет…

Я спросил Сергея Мирошниченко, можно ли будет увидеть по ТВ документальные фильмы, показанные в Вологде, хотя бы те, которые стали призерами…

– На нас обратил внимание канал «РЕН ТВ» – показал сюжет о фестивале. Возможно, какой-то фильм возьмет канал «Россия», – сказал Сергей Валентинович. – Понимаете, телевидение – это отдельная сфера, на политику которой повлиять весьма сложно. Было бы смелостью сказать, что телевидение с готовностью откликнется на наше предложение показать фильмы. Мы, конечно, будем стараться это делать, хотя большое но остается…

Вот так.

Эмблемой «Фресок Севера» с 2005 года является икона «Богоматерь Умиление»
Эмблемой «Фресок Севера» с 2005 года является икона «Богоматерь Умиление»

О прокате в кинотеатрах речь тоже не идет. Прокатчики смотрят в кошелек и думают, что, кроме как боевиками с ужасами эротики, кассу не сделаешь. А хоть бы кто-нибудь попробовал показывать документальные фильмы! Тот народ, который по этому жанру соскучился, сидит дома и вспоминает времена, когда на ленту Юрия Подниекса «Легко ли быть молодым?» очереди стояли…

У нас любят все сравнивать с Западом. Мол, как там, так и мы. Ну пожалуйте – немецкий документальный фильм «Ритм – вот главное» 2004 года. Он с огромным успехом целый год шел в кинотеатрах Германии! Целый год! Там даже встал вопрос о том, чтобы эту ленту включить в обязательную школьную программу. Теперь фильм берут на абордаж в Америке.

Кстати, эту картину у нас тоже показали. В Вологде. На этом кинофестивале. А вы не видели, нет? Ну тогда езжайте в Германию. Точнее, уже в Америку…

Остается обратить внимание общественности на призеров «Фресок Севера». Может, кто-то додумается эти фильмы показать хоть где-нибудь?!

Главный приз «Лучший документальный фильм» получила лента «Угольная пыль» режиссера Марии Миро. «За мужество и активную гражданскую позицию».

Мария – это громко сказано. Она тоненькая, как стебелек, и юная, как Джульетта. Девушка заканчивает ВГИК. «Угольная пыль» – ее курсовая работа, которую она снимала в Копейске Челябинской области. В городе, где часто бывала в детстве, – там жил ее дед. Ему она и посвятила свою работу – он работал спасателем горняков.

– Многие истории я слышала в детстве, – говорит Маша. – Я знаю, что такое шахтерский труд. Но он не оценен по достоинству. Все три шахты, которые мы снимали, уже закрыты. Люди остались без работы… Оператор фильма – Николай Карпов, тоже студент ВГИКа. Это наша первая с ним картина.

А впереди у Маши новая задумка. Тоже, знаете ли, не из жизни пестиков и тычинок. Вот вам и молодежь! Марии вручили диплом и премию в 70 тыс. рублей…

Обладателем персональной премии в 100 тыс. рублей, от имени губернатора Вологодской области, стал Ираклий Квирикадзе за документальную ленту «Святой Георгий». «За создание образа небесного покровителя многих стран и народов». Тут уж большому, знамо, кораблю и плаванья большого. Ираклий Михайлович – известный документалист. И работу сделал соответственно. Любо-дорого посмотреть. И весьма любознательно…

Приз имени режиссера Юрия Половникова присужден документальному фильму «Первая высота» режиссера Андрея Павленко за «поиск решения сложнейших духовных проблем современной России».

Остальные призеры кинофестиваля – «Собиратели теней» Марии Кравченко, «Кричащие шедевры» Ари Александра Эргиса Магнуссона из Исландии (весьма любопытная вещица!), «Мой класс» Екатерины Еременко, Германия. (Ура-ура! О Екатерине будет отдельный разговор). «Ангелы, живущие на земле» Александра Габрильяна – «За сострадание к детям, попавшим в беду». И «Moscow dreams» Матиаса Айхера, Германия, – «За показ жестоких реалий модельного бизнеса в России».

Закрытый показ

Несколько участников фестиваля во главе с президентом форума побывали в детской колонии в Паприхе под Вологдой. Ребята увидели документальный фильм Сергея Мирошниченко «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР», после которого артисты выступили с замечательным концертом.

Вот что об этом визите сказал Сергей Валентинович:

– Это дети, многие из которых просто допустили роковую ошибку. У них светлые глаза. Я им сказал, что есть много людей, которые тоже сидели, но потом стали замечательными людьми, – Солженицын, Жженов, Юз Алешковский… Главный вывод – жизнь на этом не кончается. Надеюсь, что им что-то запало в душу. Хотелось бы, чтобы они это осознали и вышли на свободу. У них хорошие учителя. Вот вам и тема – об этом можно сделать хороший документальный фильм…

Остается добавить, что эмблемой «Фресок Севера» с 2005 года является икона «Богоматерь Умиление» (Подкубенская) – символ духовности Вологодского края. Остается уповать на то, что территория этой духовности станет шире рамок кинофестиваля, ибо показанные фильмы достойны того, чтобы их увидели все жители нашей страны.

..............