Взгляд
22 октября, пятница  |  Последнее обновление — 22:15  |  vz.ru
Разделы

России не с кем идти в ногу в будущее

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Утверждение новой общественной и экономической модели, которая бы пришла на смену изжившему себя современному капитализму, – это настоящая революция. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

Иван Иванюшкин
Иван Иванюшкин, Кандидат философских наук, исследователь истории интернета
В мае 1941 года Иван Бунин пишет Алексею Толстому, чтобы тот ходатайствовал о его возвращении на родину перед Сталиным. Однако возвращение не состоялось и до конца дней Бунин прожил апатридом – человеком без гражданства. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Мы упускаем прекрасный шанс не только вспомнить о своем имперском прошлом, но и наметить контуры России будущего, всерьез поговорить о нашей идентичности. О будущем страны, которая стоит сегодня перед вызовами, едва ли уступающими тем, с которыми столкнулся в свое время Петр Первый. Подробности...
Обсуждение: 52 комментария

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский предложил Газпрому скидку в 50% на транзит газа сверх контракта

    Главная тема


    Как борьба с ростом цен помогает рублю

    цена транзита


    Эксперт: России не стоит соглашаться на скидку Зеленского

    вышел на свободу


    Тельман Исмаилов получил убежище в Черногории

    экосистема города


    Биолог раскритиковал уборку коммунальщиками листьев во дворах

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    пролив Цугару


    Чем страшны угрозы японцев устроить ВМФ России «кровавый морской путь»

    патентное право


    Samsung уличили в копировании российской технологии

    Харьковские соглашения


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    имперская миссия


    Владимир Можегов: Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно

    человек без гражданства


    Иван Иванюшкин: Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

    особый путь


    Игорь Караулов: России не с кем идти в ногу в будущее

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    Время любить Цветаеву

    Поэзия Цветаевой, конечно, уже давным-давно стала классикой
       9 октября 2007, 21:19
    Фото: cdri.ru
    Текст: Олег Рогов

    Слово «поэтесса» к ней применять как-то даже неприлично. Зато «поэт» звучит вполне достойно, но тогда уж – со всеми романическими и роковыми смыслами, которыми нагрузила это профессиональное обозначение мировая культура.

    Поэзия Цветаевой, конечно, уже давным-давно стала классикой. В том ее варианте, когда классика не застывает в привычных читателю формах (хотя кто более узнаваем, чем Цветаева? С двух строчек любой угадает!), но яростно противится своему оформлению, филологическому подверстыванию под определенный ярлык.

    Бунтующая классика

    «Я полюбила Вас, Марина Цветаева» – этими строчками заканчивается песня Земфиры из ее нового альбома «Спасибо

    Противится неизбежному для классики размену целостного восприятия творчества на цитаты и легенды, пусть даже самые славные и печальные.

    Для классика Цветаева актуально популярна – во всех смыслах этого слова.

    Ее книги переиздаются ежегодно десятками, уже вышло несколько собраний сочинений и продолжают выходить дополнительные тома с записными книжками и архивными находками. Рядом с ними – маленькие покетбуки и разного рода «избранные» на любой вкус.

    Место Цветаевой в поэтической иерархии Серебряного века было определено давно и надежно. Слава богу, удалось снять бинарную оппозицию (Ахматова – Цветаева и, соответственно, Пастернак – Мандельштам), много лет довлевшую над пишущими стихи и читающими их.

    Какое-то время это со- и противопоставление работало, всё было понятно: Аполлон/Дионис; структура/стихия; космос/хаос.

    Понадобилось не одно десятилетие, чтобы разрушить эту полярность, встать как бы над ней, заменить двоичную оппозицию троичной, десятеричной, размыть эту искусственную схему.

    Понадобился Пригов, наконец, чтобы мы получили возможность взгляда со стороны на стихи вообще.

    «Я полюбила Вас, Марина Цветаева»

    Но «стихия стихии» осталась за Цветаевой. Метафизически некорректно было бы говорить о присвоении ею «стихийности». Более верным будет утверждение о их взаимодействии, настолько осторожно и аккуратно (подчас с аптекарской точностью) оформляет Цветаева дикий хаос. Это работа столько же поэта, сколько и скульптора, который лепит фигуры из вихря языка.

    Ее проза удивительно адекватна ее поэзии. Она столь же притягивает, столь же раздражает, что и ее стихи. Она столь же естественна, сколь и вымученна, но это – одно из вершинных достижений русской прозы прошлого века, золотая жила, до конца не освоенная.

    С принятием прозы Цветаевой, кстати, всё было не столь явно, как с поэзией, настолько она выбивалась из общепринятых рамок. Вот отзыв современника, кстати, вполне благоволившего к ее поэзии. В написанной для западного читателя «Истории русской литературы», изданной в 1926 году в Лондоне, Дмитрий Мирский писал: «Ее проза – самая претенциозная, неряшливая, истерическая и вообще самая плохая проза, когда-либо написанная на русском языке».

    Планка, сразу же, с первых стихов, задранная предельно высоко («я и мир»), – и никаких компромиссов, ни в стихах, ни в жизни. У меня не повернется язык назвать такой подход «поэтической стратегией»; Цветаева, наверное, одна из немногих поэтов, ставивших неотменяемый знак равенства между поэзией и жизнью.

    Этот подход можно было бы назвать запоздалым романтизмом, предельно неуместным в эпоху, на которую падают годы жизни Цветаевой. Но именно он обеспечил цельность ее поэтической и человеческой личности, хотя и погубил Цветаеву физически; тут разговор с судьбой шел уже не об успехе, какой уж там успех (особенно по сегодняшним его меркам), а о том, как, зачем и стоит ли выживать.

    Но классика окончательно становится таковой, когда есть последователи. В связи с этим зададим вопрос: насколько востребована именно линия Цветаевой, ее направление в сегодняшней поэзии?

    У Цветаевой было много литературных наследников. Есть такой парадокс: чем оригинальнее поэт, чем сильнее его стиль отличается от общего литературного фона, тем проще его имитировать.

    Рваный ритм, переносы, погружение в длинные ряды синонимических раскруток, звуковых совпадений – у всех, кроме Цветаевой, это утомляет.

    Гораздо интереснее, когда подхватывается нечто неуловимое, когда поэзия Цветаевой помогает оформиться мощному поэтическому дарованию, не довлея над ним.

    В современной поэзии таким поэтом мне видится Елена Шварц, в современной музыке – Земфира Рамазанова, каким бы странным ни показалось это соседство. С Цветаевой их объединяет и метафизическая устремленность при внимательности к бытовым деталям, энергия стиха и предельная требовательность к себе и к миру.

    «Я полюбила Вас, Марина Цветаева» – этими строчками (перифразом цветаевских же, обращенных к Ахматовой) заканчивается песня Земфиры из ее нового альбома «Спасибо». Время любить Цветаеву.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •