12 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 14:42  |  vz.ru
Разделы

Отстаньте от кормления грудью и займитесь психиатрией

Елена Кондратьева, журналист
Отстаньте от грудного вскармливания и молодых матерей. Не надо воспевать лактацию, не надо ходить с голой грудью и висящей на ней ребенке в общественных местах. Вы, возможно, расширяете своим подвигом норму, но при этом создаете ненужный ажиотаж вокруг этой темы и собственного младенца. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Того, кто уходит, надо отпускать

Сергей Худиев, публицист, богослов
На религиозные сообщества оказывается огромное давление с тем, чтобы заставить их принять либеральную повестку дня. В отличие от большевиков, которые стремились просто и грубо физически уничтожить Церковь, основная стратегия либералов состоит в растлении ее изнутри. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

Общество должно быть толерантно к публичному кормлению грудью

Николай Гурьянов, журналист
Грудное вскармливание – это максимально красиво. Насколько красивыми вообще могут быть явления. И кажется невероятным, что у кого-то этот процесс может вызывать неприятие и даже желание запретить его. Подробности...
Обсуждение: 73 комментария

    Сборка первого серийного самолета Су-57

    Появились кадры сборки первого серийного истребителя Су-57, проходящей в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина. Замминистра обороны Алексей Криворучко пообещал, что самолет поступит в ВКС уже к концу года, а в следующем году армия получит еще один такой истребитель
    Подробности...

    На Красной площади прошел марш в честь годовщины парада 1941 года

    На Красной площади в Москве прошел марш в честь 78-й годовщины знаменитого парада 7 ноября 1941 года, который историки считают одним из важнейших эпизодов Великой Отечественной войны. Тогда около 28 тысяч советских солдат прямо с парада отправились на передовую
    Подробности...

    В России празднуют День народного единства

    В понедельник, 4 ноября, по всей России состоялось празднование Дня народного единства. Дата празднования выбрана неслучайно – именно в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Парламент Молдавии отправил в отставку правительство Санду

        Иерей Димитрий Фетисов

         
        Родился в 1986 г. в г. Рязани. Окончил православную гимназию в честь Святителя Василия Рязанского. В 2007 г. рукоположен в священный сан. В 2008 г. с отличием закончил Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина с квалификацией специалист теологии. Работает старшим преподавателем кафедры теологии, преподавая дисциплины: история христианской письменности и каноническое право. Ведет блог: iereydimitriyfetisov.blogspot.ru. Женат, отец троих детей.

        Мнения

        Елена Кондратьева
        Отстаньте от грудного вскармливания и молодых матерей. Не надо воспевать лактацию, не надо ходить с голой грудью и висящей на ней ребенке в общественных местах. Вы, возможно, расширяете своим подвигом норму, но при этом создаете ненужный ажиотаж вокруг этой темы и собственного младенца.
        Обсуждение: 26 комментариев

        Сергей Худиев
        На религиозные сообщества оказывается огромное давление с тем, чтобы заставить их принять либеральную повестку дня. В отличие от большевиков, которые стремились просто и грубо физически уничтожить Церковь, основная стратегия либералов состоит в растлении ее изнутри.
        Обсуждение: 36 комментариев

        Николай Гурьянов
        Грудное вскармливание – это максимально красиво. Насколько красивыми вообще могут быть явления. И кажется невероятным, что у кого-то этот процесс может вызывать неприятие и даже желание запретить его.
        Обсуждение: 73 комментария

        Андрей Манчук
        В Ливане уже несколько недель продолжаются массовые протесты под социальными лозунгами. Их уникальность в том, что протесты объединили практически все политические, конфессиональные и этнические силы этой маленькой странной страны.
        Обсуждение: 18 комментариев

        Александр Малькевич
        Китай смог добиться уважения от самых разных мировых брендов, раз за разом «нагибая» их; что же тогда должно случиться еще с нами и у нас, чтобы, наконец, открылись глаза и в России?
        Обсуждение: 48 комментариев

        Святослав Шевченко
        В России очень мало православных священников – всего 20 тысяч на всю страну. И на задушевные беседы с прихожанами часто просто не хватает времени. Но только ли в количестве проблема?
        Обсуждение: 45 комментариев

        Анна Федорова
        Государство не должно быть дурачком, который стоит перед женщиной и выпрашивает у нее ребеночка: «а то мы вымрем», «а кто же экономику будет поднимать», «ты рожай, пожалуйста».
        Обсуждение: 159 комментариев

        Игорь Мальцев
        Три десятилетия назад ГДР и ФРГ начали объединяться. Но так и не объединились до сих пор. Запад живет сам по себе, Восток – сам по себе, и с мест своих им не сойти. Да, при этом они еще и не любят друг друга.
        Обсуждение: 25 комментариев

        Геворг Мирзаян
        Президент Франции рассказал о путях дальнейшего развития России. Первый он назвал бессмысленным, второй – унизительным, а третий – органичным. Но проблема в том, что Россия давно считает себя частью Европы, а сама Европа так не считает.
        Обсуждение: 33 комментария

        Глеб Простаков
        Поиск мнимого перерождения страны оказался губительным для украинцев. Майдан, в точности как в песне, превратился в место, где каждый слышит только себя, замкнутым кругом в котором смешались боль, обида, обозленность и непонимание.
        Обсуждение: 128 комментариев

        Иерей Димитрий Фетисов: Обожженные любовью

        20 ноября 2013, 10:30

        Версия для печати

        Одной из претензий, предъявляемых к православным, является тезис о жестокости Бога, который обещает поджарить в аду всех свободных людей, которые не хотят Его слушаться и не желают верить в Него.

        Если Он есть Любовь, то почему может творить и попускать страшные мучения для грешных людей?

        Черти с трезубцами, раскаленные сковородки, огромные озера, наполненные огнем и раскаленной серой. Все это приходит на ум не только заматерелому безбожнику-оккультисту, знакомому с религиозной проблематикой благодаря карикатурам из журнала «Крокодил», но и среднестатистическому православному, периодически посещающему храм, но не задумывающемуся о некоторых важнейших аспектах его веры.

        Нельзя сказать, что эта драматичная картина преисподней, обдающая нестерпимым жаром и леденящими душу воплями грешников, совсем неверна, но она явно упрощает проблему понимания категории «ада» в православной традиции. На самом деле все не так просто, но и не так сложно, как кажется.

        Представления о Боге как о разгневанном феодале, жестоко карающем распоясавшихся вассалов, не соответствуют действительности и более характерны для западных вариантов христианства – католицизма и протестантизма, которые в той или иной мере внесли много юридизма в описание отношений между Богом и человеком.

        И хотя в Священном Писании неоднократно можно прочесть выражения типа: «Господь разгневался/раскаялся/возрадовался», мы должны понимать – эти антропоморфизмы являются аллегорией, неким снисхождением к нашему ограниченному уму и никак не описывают сущность Бога, познаваемого лишь в той мере, в какой Он сам о Себе открывает. Было бы глупо думать, что Творец действительно обижается, гневается и жаждет отмщения так же, как и мы.

        Он несравненно выше всех этих чувственных категорий и, несмотря на наши беззакония, продолжает любить нас так, что даже пример любви матери к своему заблудшему чаду покажется бесконечно тусклым. Но, странное дело: Бог любит грешника, а тот все равно вынужден страдать за нераскаянные грехи...

        Отчего? В чем причина существования геенны огненной? Несомненно, главная причина – в нас самих. Попытаюсь тезисно описать некоторые аспекты адских мучений.

        Прежде всего, человека мучают его страсти, то есть, попросту говоря, дурные привычки, ставшие самой природой. Страсти делятся на телесные (курение, пьянство, блуд, обжорство и прочие излишества) и душевные (осуждение ближнего, зависть, ну а самая главная страсть, являющаяся, согласно православной аскетике, корнем всего зла – гордыня).

        Проблема в том, что после смерти тела плотские страсти невозможно удовлетворить, поскольку душа грешника не может свободно и деятельно проявлять свою волю, делая греховные поступки. Многие легко представят тяжкое состояние заядлого курильщика, навсегда лишившегося сигарет и зажигалки.

        А вот душевные пороки душа удовлетворять отчасти сможет. Именно поэтому душевные страсти гораздо страшнее, так как укореняются в нашей природе глубже и бороться с ними в загробной жизни уже почти невозможно.

        Поэтому святые отцы говорят, что Господь мог бы взять гордую душу в рай, но она там будет неимоверно страдать, видя более высших себя по иерархии святости и не имея навыка радоваться за других и смиряться. Поэтому она и будет определена в место, где для нее имеется меньше раздражителей.

        Конкретизируя проблему, православная традиция подчеркивает, что главным синонимом слова «грех» является слово «болезнь». То есть грех – это прежде всего болезнь человеческой души. Болезнь, развитие и симптомы которой похожи одновременно на действие наркотиков и радиации. Одним словом, привыкаешь быстро, разрушаешься незаметно, но труднее всего – избавиться от последствий.

        Бог же выступает как врач, предупреждающий своего пациента об опасности нездорового образа жизни. Глупо думать, что нарколог ненавидит своего пациента, когда предупреждает его: «Если не перестанете пить, то скоро умрете, причем, вероятно, в мучениях». Пожалуй, такой врач как раз любит пациента. Ну а пациент может, конечно, по-своему интерпретировать слова доктора, всем жалуясь, будто бы тот пообещал убить его, если он позволит себе «расслабиться».

        Тут нельзя не вспомнить произведения, блестяще иллюстрирующие данную проблему: «Письма Баламута» и «Расторжение брака» Клайва Стейплза Льюиса (написавшего также и знаменитые «Хроники Нарнии»). В первом опытный демон Баламут дает советы своему подопечному Гнусику, как ему привести подшефного человека к погибели.

        В «Расторжении брака» сюжет еще более оригинальный: из ада в рай отправляется экскурсия, причем все экскурсанты могут остаться там, но подавляющее большинство от этого отказывается. Интересно, что с точки зрения православной сотериологии (учения о спасении) в этих книгах нет чего-то такого, с чем нельзя было бы не согласиться.

        Второй аспект неразрывно связан с первым. С одной стороны, это нестерпимые муки совести, которые, как в земной жизни, уже не удастся заглушить, отвлекаясь на что-то или оправдываясь чем-либо. (Не потому ли современный человек так боится остаться наедине с самим собой, всячески заполняя свой досуг чем угодно, но только не тишиной, или же ищет внешних причин для оправдания своих поступков?)

        С другой стороны, не даст успокоиться горечь промаха (именно такова этимология слова «грех» – промах), ведь душа может унести с собой в могилу не только страсти, но и добродетели, то есть благие привычки, ставшие самой ее природой.

        Это как не обратить внимания на перспективные акции и не приобрести их в избытке по пустяковой цене, при этом зная, что они через некоторое время подорожают на 100% (Христос Спаситель так и говорит: «сторицею воздастся...» (Мк.10:29–30), а потом есть себя поедом за глупость.

        Помимо вышеперечисленных бед душа бывает также терзаема бесами, которым из-за своих страстей принадлежала еще при земной жизни. После смерти хозяева вступают в законное владение и начинают по-своему «любить» ее, терзая и мучая. (Это тоже отлично иллюстрируется в «Письмах Баламута» и еще в их ремейке «Записках Балабола» – творении современного автора, переводчика и публициста Андрея Десницкого.) Так что аллегории трезубцев и сковородок в стиле Данте Алигьери отчасти верны, хотя муки эти будут невещественными (до Страшного суда).

        Другим важнейшим аспектом ада является то, что грешники будут вынуждены терпеть общество себе подобных. Помните пьесу Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями»? Там писатель довольно верно с точки зрения христианской традиции описал одну из граней преисподней. Стоит только добавить, что данная пьеса очень доходчиво иллюстрирует еще и то, что понятия ада и рая весьма близки каждому из нас.

        Здесь, на земле, мы начинаем предвкушать или то или другое, и Сартр, несмотря на свой атеизм, хорошо показал это, немного утрируя ситуацию, которая часто встречается во многих семьях, рабочих коллективах и прочих социальных институтах.

        Очень хорошо видно предвкушение ада или рая в пожилых людях. «Осень» жизни наступила, и пришло время собирать плоды, которые сажал «весной» (в детстве и юности), взращивал, поливая, удобряя и борясь с сорняками, «летом» (в зрелые годы, когда был полон сил).

        Последним и самым труднопонимаемым аспектом адских мучений будет странная мысль: природа божественной благодати, которой радуются святые, и природа пламени гееннского – одна и та же. Просто одних она опаляет, доставляя нестерпимые муки, а других неизреченно радует. Это как для токсикомана свежий лесной воздух, который не вызывает у извращенного обоняния ничего, кроме тошноты.

        В Евангелии описывается такая ситуация. Помните историю изгнания множества бесов из гадаринского бесноватого? Бесы вопят устами одержимого человека: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Марк. 5:7). Как же кроткий и любящий всех Спаситель может их мучить? Очень просто – сам Его вид жжет их.

        Удивительно, но любовь может жечь и человека, нестерпимо мучая его. Очень хорошо это иллюстрирует фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих», где описывается драма самоотверженной любви девушки к азартному игроку. Парень неоднократно проигрывается, вновь и вновь предавая свою возлюбленную, уже не раз дорогой ценой выручавшую его, и в конце концов он начинает люто ненавидеть ее.

        Режиссер очень умело изобразил этот странный парадокс – чистая и бескорыстная любовь может нестерпимо жечь.

        Из Евангелия мы знаем, что Страшный суд будет скорее милующей инстанцией, где Бог будет искать зацепку, чтобы оправдать тех, которые ожидали суда, и благодатью, не нарушая свободной воли, восполнить их недостатки. Но даже после такого глобального помилования ад не перестанет существовать для тех, кто так обезобразил свою природу, сознательно пойдя против явной истины и тем похулив Духа Святаго, что благодать божия начала опалять его, как солнце вампира.

        Для таких ад останется вечным, в силу принципа свободы воли. Однажды по этому поводу метко сказал Николай Бердяев: «Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Отстаньте от кормления грудью и займитесь психиатрией

        Елена Кондратьева, журналист
        Отстаньте от грудного вскармливания и молодых матерей. Не надо воспевать лактацию, не надо ходить с голой грудью и висящей на ней ребенке в общественных местах. Вы, возможно, расширяете своим подвигом норму, но при этом создаете ненужный ажиотаж вокруг этой темы и собственного младенца. Подробности...

        Того, кто уходит, надо отпускать

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        На религиозные сообщества оказывается огромное давление с тем, чтобы заставить их принять либеральную повестку дня. В отличие от большевиков, которые стремились просто и грубо физически уничтожить Церковь, основная стратегия либералов состоит в растлении ее изнутри. Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        Общество должно быть толерантно к публичному кормлению грудью

        Николай Гурьянов, журналист
        Грудное вскармливание – это максимально красиво. Насколько красивыми вообще могут быть явления. И кажется невероятным, что у кого-то этот процесс может вызывать неприятие и даже желание запретить его. Подробности...
        Обсуждение: 47 комментариев

        Арабская весна может грянуть и в ноябре

        Андрей Манчук, политолог
        В Ливане уже несколько недель продолжаются массовые протесты под социальными лозунгами. Их уникальность в том, что протесты объединили практически все политические, конфессиональные и этнические силы этой маленькой странной страны. Подробности...
        Обсуждение: 18 комментариев

        Как справляться с произволом западных интернет-гигантов

        Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
        Китай смог добиться уважения от самых разных мировых брендов, раз за разом «нагибая» их; что же тогда должно случиться еще с нами и у нас, чтобы, наконец, открылись глаза и в России? Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        Батюшки болеют теми же болезнями, что и прихожане

        Святослав Шевченко, Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
        В России очень мало православных священников – всего 20 тысяч на всю страну. И на задушевные беседы с прихожанами часто просто не хватает времени. Но только ли в количестве проблема? Подробности...
        Обсуждение: 38 комментариев

        У нас будет очень много счастливых беременностей

        Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
        Государство не должно быть дурачком, который стоит перед женщиной и выпрашивает у нее ребеночка: «а то мы вымрем», «а кто же экономику будет поднимать», «ты рожай, пожалуйста». Подробности...
        Обсуждение: 154 комментария

        Германия так и не избавилась от своей стены

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Три десятилетия назад ГДР и ФРГ начали объединяться. Но так и не объединились до сих пор. Запад живет сам по себе, Восток – сам по себе, и с мест своих им не сойти. Да, при этом они еще и не любят друг друга. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Макрон не ответил на главный вопрос про Россию

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Президент Франции рассказал о путях дальнейшего развития России. Первый он назвал бессмысленным, второй – унизительным, а третий – органичным. Но проблема в том, что Россия давно считает себя частью Европы, а сама Европа так не считает. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        Украина заблудилась на майдане

        Глеб Простаков, журналист
        Поиск мнимого перерождения страны оказался губительным для украинцев. Майдан, в точности как в песне, превратился в место, где каждый слышит только себя, замкнутым кругом в котором смешались боль, обида, обозленность и непонимание. Подробности...
        Обсуждение: 128 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............