Максим Кононенко: Социальная смерть
Президент компании «Амедиа» Александр Акопов призвал к закрытию социальной сети «В Контакте». Несмотря на то, что компания «Амедиа» делает самые плохие телесериалы в мире, я с Александром Акоповым, в общем, согласен.
Хотя вовсе не потому, почему вы могли бы подумать. Акопов называет «В Контакте» крупнейшей пиратской сетью, но в моем узком сознании никак не укладывается мысль о том, что кто-то может пиратским образом распространять то, простите, говно, которое выпускает «Амедиа». Мой персональный гражданский протест против социальных сетей имеет иную природу.
Когда к владельцам социальной сети приходят какие-нибудь борцы с детской порнографией, пиратством или рецептами изготовления атомной бомбы, владельцы социальной сети вдруг делают невинные глазаКогда-то давным-давно, когда не было не только компании «Амедиа», но даже и ICQ, русский интернет-бизнес в общем случае выглядел так: надо было создать супермегапортал и, вступив в сговор с провайдером, поставить его домашней страницей для всех вновь подключившихся.
Суть супермегапортала была проста, как барабан Петра Налича. Надо было дать пользователю такой сайт, который бы удовлетворил все его ранне-интернетные потребности. А именно: курс валют, погоду, телепрограмму, последние новости, последние анекдоты, последние голые телки и последние «прикольные фотки». Получив все это в рамках одного сайта, пользователю уже совершенно ни к чему было идти куда-то еще. То есть вся реклама, которую пользователь видел при своем подключении к Интернету, в идеале показывалась на супермегапортале. Наверное, самым главным из таких порталов, по уровню качества аналогичным продукции компании «Амедиа», назывался «Инфоарт».
Однако порталы не выжили. Во-первых, для содержания сайта с большим количеством разнородной информации нужно было иметь в штате много людей. А люди - это ресурс дорогой. А во-вторых, специализированные сайты выполняли свои функции значительно лучше. И очень скоро пользователь стирал супермегапорталы из настроек своего браузера, а за анекдотами начинал ходить на анекдот.ру, так же как за приколами и голыми телками на какой-нибудь пупсик.ру. И бизнес-модель умерла.
Конечно, общие принципы этой бизнес-модели остались и применяются сейчас всеми крупными интернет-компаниями без исключения. Только теперь строится не один супермегапортал, а множество связанных с собой сервисов. Яндекс строит их вокруг поиска, Мэйл.ру строит их вокруг почты. А Гугл, например, строит их и вокруг поиска, и вокруг почты. Но все же пользователь волен сам выбирать, каким именно сервисом он будет пользоваться.
И, казалось бы, демократия восторжествовала. Как вдруг несколько лет назад появились социальные сети.
![]() Александр Акопов хочет добиться закрытия «В Контакте» (фото ИТАР-ТАСС) |
Что такое современная социальная сеть? Это, по сути, Интернет внутри Интернета. Это некая закрытая сущность, внутри которой пользователю предоставляются все те же сервисы, которые есть и снаружи этой сущности - сообщения, публикация фотографий, игры, сообщества и рассылки. И главная задача социальной сети - сделать так, чтобы пользователь никуда из нее не ушел. Чтобы у пользователя не возникло никаких потребностей, которые не могли бы быть немедленно удовлетворены в рамках социальной сети. Ничего не напоминает? Это те же супермегапорталы. С той же самой бизнес-задачей - чтобы вся реклама, которую увидит пользователь, была показана нами.
Именно поэтому владельцы социальных сетей закрывают глаза на детскую порнографию, на пиратские фильмы (давайте все же будем говорить о фильмах, а не о том, что выпускает «Амедиа»), на пиратскую музыку и много чего другого пиратского, порнографического, экстремистского и террористического. Потому что все потребности пользователя должны быть удовлетворены. И если пользователь хочет смотреть детскую порнографию, то, значит, надо дать ему эту детскую порнографию и повесить на нее нашу рекламу. Только бы он не ушел в поисках этой самой порнографии на сторону.
В общем, ничего дурного в самой этой бизнес-модели нет - каждый зарабатывает как хочет. Но социальная сеть закрыта - узнать, что там, внутри, может только член этой социальной сети. И в этих условиях за деятельность пользователей социальной сети отвечают уже владельцы этой социальной сети. В то время как за действия пользователей Интернета отвечают сами пользователи Интернета, ибо у Интернета хозяина нет.
И вот когда к владельцам социальной сети приходят какие-нибудь борцы с детской порнографией, пиратством или рецептами изготовления атомной бомбы, владельцы социальной сети вдруг делают невинные глаза и отвечают: А мы чо? Мы ничо! Это - они! И показывают на своих пользователей. Это, разумеется, лицемерие и подлость. Потому что, как я уже показал выше, владельцы социальной сети ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в том, чтобы пользователи имели внутри социальной сети все, что они хотят там иметь.
Кроме этой очевидной социально-правовой проблемы есть и еще одна, дарвинистская. Сеть внутри сети - конструкция иерархическая. То есть как социальная сеть является сетью внутри Интернета, так и внутри самой социальной сети возникают меньшие сети - группы, коммьюнити, списки друзей. Эти мини-сети сформированы уже по интересам - например, общество любителей той же самой детской порнографии (я почему ее поминаю все время - потому, что в сети «В Контакте» этой детской порнографии мегатонны, при этом ее оттуда никто не выпиливает). Или, скажем, общество любителей кошечек (что даже хуже, чем детская порнография). Дальше - больше. Внутри групп по интересам возникают группировки. Назовем их микро-сети. Например, в ЖЖ-коммьюнити «ру_политикс» есть группировки диких революционеров, есть группировки диких эволюционеров, есть оппозиция, есть прокремлевские. И все они защищают свои стаи, ожесточенно схватываясь с другими стаями в рамках одного коммьюнити.
Внутри группировок есть внутривидовая борьба. Дикие революционеры устраивают между собой такие разборки, что ни одному сценаристу «Амедиа» в голову никогда не придут. Грызут друг друга и прокремлевские. Подсиживают, топочут по головам, бьются за посты.
И если продолжать углубляться в эту иерархию («дотрахиваться до матраса», как говорит Виктор Анатольевич Шендерович), то рано или поздно мы придем к сети даже не из двух человек, нет. Семья как сеть - это банально.
Нет, один человек - тоже сеть. Один человек за компьютером, находящийся в состоянии сложной борьбы с самим собой. Загляните в любой блог, а в особенности - в любой микроблог. Такое ощущение, что наша планета населена одними пациентами врачей психиатрической специальности. Одна часть меня хочет в «Маяк» и «Джон Донн», другая часть хочет окуклиться, третья часть - творить, четвертая - секса. Части вступают в конфликты между собой, грызутся, подсиживают, топочут по головам.
А потом, видимо, в одной из частей «Маяк» начнет биться с «Джон Донном», а в другой поспорят между собой виды секса.
И уже буквально через несколько лет простой земной человек превратится в некий аморфный кисель, как в рассказе Стивена Кинга «Серая дрянь». И составные части этого киселя будут продолжать борьбу между собой. До самого до полного и окончательного матраса.
И виновата в этом будет, в том числе, и социальная сеть «В Контакте».
И именно поэтому ее (как и все остальные социальные сети) надо закрыть.