Взгляд
9 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 22:21  |  vz.ru
Разделы

Деиндустриализация Европы будет протекать стремительно

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Решение о релокации производств из Старого Света в Новый не будет временным: получателей льгот в Штатах обложат такими обязательствами, которые еще долго (а вероятней – никогда) не позволят вернуться домой. Подробности...

Общество потребления, прощай!

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Так называемые звезды типа Пугачёвой и Галкина с тем же упоением, с которым они потребляли замки и ночные клубы на Рублёвке, начинают потреблять ощущение своей политической невинности в Тбилиси, Тель-Авиве или в Майами. Для нас же, оставшихся со своей страной, отказ от демонстративного потребления становится последним императивом. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Как можно победить, но проиграть

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Принципиальных проблем в завоевании Египта Муссолини не видел. Итальянских войск там 250 тысяч против 30 тысяч британцев. Лондон отвлечен на происходящее в Европе. Что могло пойти не так? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Крупный пожар разрушил ТЦ «Мега Химки», погиб человек

В пятницу утром в здании ТЦ «Мега Химки» к северу от Москвы начался масштабный пожар. Позже в горящем здании произошло обрушение конструкций. Среди возможных причин пожара названы поджог и короткое замыкание. Известно как минимум об одном погибшем
Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Байден запретил Буту возвращаться в США

    Главная тема


    Украина принесла в Херсон голод и репрессии

    «Киев не собирался исполнять»


    Путин: Слова Меркель о Минских соглашениях подтверждают правильность начала СВО

    техника безопасности


    Сварщик из сгоревшего ТЦ «Мега Химки» назвал возможную причину пожара

    «содержала Советский Союз»


    Соседов назвал Вайкуле выжившей из ума старухой за ее слова про СССР

    Видео

    управление Галицией


    План Польши по возврату Львова получил новое подтверждение

    казахская нефть


    Зачем Турция создала пробку из танкеров у Босфора

    14 лет в американской тюрьме


    Россия заставила США вернуть Бута на своих условиях

    четыре варианта


    Как России лучше всего ответить Западу на ограничения нефтяных цен

    откровения Меркель


    Германия вновь пытается обмануть Россию

    сиюминутное совпадение


    Тимофей Бордачев: В чем секрет венгерской аномалии

    становление единства


    Владислав Исаев: Не надо ставить идеологию впереди реальности

    разблокированные возможности


    Виталий Трофимов-Трофимов: «Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

    на ваш взгляд


    Кто больше выиграл от обмена Виктора Бута на Бриттни Грайнер?

    Андрей Громов: Справедливость и буржуазное общество

    Андрей Громов:Справедливость и буржуазное общество
    15 августа 2007, 21:00

    Справедливость – основа любой общественной системы. Каким бы ни было общественное устройство, оно живо только до того момента, пока осознается самим обществом как справедливое.

    Справедливость – слово, давно и прочно закрепленное за левым дискурсом. Тут, в общем, все понятно: мир, где «трудился из последних сил, недоедал бедняк, а барин досыта кормил охотничьих собак», видится несправедливым и потому требует переустройства. Левые механизмы этого переустройства могут быть разные – от «все отнять и поделить» до «прогрессивной шкалы подоходного налога», но в основе их представление о том, что имущественное неравенство – основа несправедливости.

    Любая идеология исходит из своего представления о справедливости: никто не хочет строить несправедливое общество и никакая социальная группа не может свой успех и свою власть воспринимать как результат попрания справедливости

    Однако, несмотря на то что слово «справедливость» принадлежит левому политическому дискурсу, обозначаемая им сущность – основа любой общественной системы и любой идеологии. Каким бы ни было общественное устройство, оно живо только до того момента, пока осознается самим обществом как справедливое. Как только критическая масса (тут, разумеется, речь не о простом большинстве или меньшинстве) начинает осознавать социальные взаимоотношения как несправедливые, начинается кризис. Причем это применимо не только к буржуазному обществу, но и к социалистическому. В основе крушения развитого социализма все тот же кризис справедливости. В конце 80-х критическая масса советских людей стала воспринимать социальное устройство вообще и свое положение в нем в частности принципиально несправедливым, и это предопределило дальнейшее развитие событий.

    Любое общество основано на той или иной системе справедливости. Любая идеология исходит из своего представления о справедливости: никто не хочет строить несправедливое общество и никакая социальная группа не может свой успех и свою власть воспринимать как результат попрания справедливости.

    В правой идеологии есть два принципиально разных подхода к справедливости. Первый можно назвать собственно правым, второй – консервативным.

    Собственно правый подход исходит из тех же положений, что и левый, – в основе справедливости лежит имущественное расслоение, только трактуется оно прямо обратным образом: расслоение и есть справедливость. Почему богатые богаты? Потому что они работают, берут на себя ответственность, обладают умом и талантом. Почему бедные бедны? Потому что они не хотят работать, косны, ограниченны и вечно пьяные. Если бедные будут много работать, если у них есть талант и ум, то они тоже станут богатыми. Деньги – эквивалент общественной значимости, таланта, ума и прочих достоинств. «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – одна из максим такого подхода. Ум определяется не абстрактной глубиной мысли, а количеством заработанных с его помощью денежных знаков. И если за какую-то работу не платят достойных денег, то, значит, эта работа бессмысленна и никакой значимости не имеет.

    Исходные положения этого подхода коренятся в той самой «протестантской этике», в основе которой положение кальвинизма о том, что в дни Страшного суда спасение будет даровано далеко не всем, а только избранным. Знаком же божественной избранности в миру является способность зарабатывать деньги. И чем больше денег, тем очевиднее избранность. Сегодня это положение сильно трансформировалось, да и настоящих пуритан (которые не только зарабатывают деньги, но и не тратят их на себя) уже не осталось нигде, кроме отдельных сект в глубинной Америке. Однако востребованность обоснования социального успеха истинной справедливостью осталась.

    Нетрудно догадаться, что в наиболее чистом виде этот подход свойственен тем идеологам, которые непосредственно обслуживают бизнесменов. Когда бизнесменам говорят, что они не просто так зарабатывают кучу денег, а это результат их выдающегося достоинств, ума и таланта, – они как минимум будут прислушиваться к этому мнению, а то и выделят некоторые (может, и немалые) средства для его дальнейшего развития и распространения.

    Почему богатые богаты? Потому что они работают, берут на себя ответственность, обладают умом и талантом
    Почему богатые богаты? Потому что они работают, берут на себя ответственность, обладают умом и талантом

    В основе консервативного подхода к справедливости не имущественное расслоение, а свобода. Свобода выбора и свобода возможностей. Не все определяется деньгами. Имущественное расслоение объективно и продуктивно, только оно не должно и не может являться мерилом справедливости. Кто-то зарабатывает деньги, потому что умен и талантлив, кто-то – потому что, как раз наоборот, обладает набором дурных качеств, кто-то – просто потому, что так сложилось. Ровно так же и с бедными: в одном случае бедность – результат лени и косности, в другом – стечения обстоятельств, а в третьем – личного выбора. Только мир, в том числе и социальный, материальным благосостоянием не ограничивается. Общество функционирует не только по шкале доходов в долларах. Система уважения (или отсутствие такового) окружающих, внутренняя гармония (дисгармонии), реализация творческих устремлений – все это не определяется и не исчисляется одними деньгами.

    Человек должен иметь возможность достойно жить при любом социальном статусе и любых доходах. Человек должен иметь свободу зарабатывать деньги и быть богатым ровно так же, как иметь свободу отказаться от этой гонки. Человек должен иметь возможность тратить деньги в дорогих бутиках и шикарных ресторанах ровно так же, как он должен иметь возможность выпить чашечку кофе в недорогом кафе. Мы все несовершенны, и ни богатство, ни бедность не являются основанием ни для каких выводов о человеке, его достоинствах и ценности для общества.

    Буржуазный мир можно представлять как мир, который держится исключительно на воротилах бизнеса и крутых профессионалах, получающих крутые зарплаты… Можно представлять как мир, где все производится «людьми труда» и потом беспардонно отбирается кучкой паразитов. А можно как сложноустроенную систему, где все – даже откровенно маргинальные элементы – играют свою роль и без которых целое невозможно.

    Один из самых ярких манифестов буржуазного общества мюзикл «Оливер», снятый буквально в пику Диккенсу, да к тому же еще в 1968 году, в разгар «левого поворота», прокатившегося по Европе, – вовсе не воспевает ум и благородство обитателей дорогих кварталов. Наоборот, в центре буржуазного мира тут Ист-Энд – район бедняков. Мясники, разносчики газет, раздельщики рыбы и прочий рабочий люд так лихо, так виртуозно и счастливо отплясывают, что понимаешь – именно тут сила этого мира. Но не самого по себе. В одной из следующих сцен отплясывают уже обитатели богатого района. И сцены эти прямо связаны: и там, и там общая жизнь – всему в буржуазном мире есть место и все при всем разнообразии делают одно общее дело. Все одна семья, объединенная торговлей (основа социальных связей и творческих устремлений) и любовью (основа человечности и сострадания). Билл Сайкс, злобный убийца, лишенный творческого чувства, социальных связей и любви, обречен, он сам загоняет себя в петлю. Для всех остальных этот мир не чужой, и каждый тут может найти себе свое место: Оливер – в уютном доме в богатом районе, Билл Сайкс – на виселице, а вор останется вором. В последней сцене, распевая веселую песенку именно с этими словами, Фейгин (жадный еврей, содержатель детского воровского приюта, которому, впрочем, не чужды ни любовь, ни сострадание) и Ловкий Плут весело скачут навстречу солнцу.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •