Андрей Медведев Андрей Медведев Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

11 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но преследовать человека по уголовной статье за слова, предположительно сказанные с глазу на глаз – значит, полагать начало совершенно новой практике.

37 комментариев
24 ноября 2007, 15:06 • Авторские колонки

Екатерина Сальникова: Звезда и смерть в телеящике

Екатерина Сальникова: Звезда и смерть в телеящике

На нынешней неделе предвыборную телекампанию перекрыла актерская тема. На фоне агитационных роликов и быстротечных дебатов рефлексии телевидения об артистах смотрелись как думы о вечном и самом сущностном.

Задал тон документальный фильм «Александр Абдулов. Самый обаятельный и привлекательный» (Первый канал). Поддержан сей тон оказался трансляцией авантюрно-криминального сериала «Оперативный псевдоним» по РТР – памяти актера Александра Дедюшко. Юбилей Михаила Ульянова и передача об артисте «Человек на все времена» подвели итоги драматических размышлений о талантливых и знаменитых.

Аналогичных документальных картин, посвященных творческим личностям, было немало в последние годы. Даже сложился канон парадно-интимного портрета с мелодраматическим уклоном. В этот канон, как правило, не допускается ничто из того, что способно нарушить высокий образ героя и уточнить параметры его личности и его времени.

Горечь утраты – случившейся или потенциальной – побуждает переживать эйфорию высокой экстремальности

Там по определению не может быть ни слова сказано про более чем суровый стиль общения Михаила Ульянова с театральными деятелями в кулуарах и даже на публичных собраниях СТД (в бытность артиста председателем данной организации). Тут невозможно даже самое обтекаемое упоминание о реальной причине, спровоцировавшей некогда проработку Абдулова на собрании труппы «Ленкома» и угрозы увольнения из театра. (О событиях этих до сих пор ходят брутальные легенды среди людей театра и кино.)

Зато приветствуется акцент на роковые случайности, иррациональные скрещения обстоятельств – будь то фантастическое везение Абдулова в казино или его съемки в роли человека, больного раком, в фильме «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».

Информативности и внимания к искусству как таковому здесь немного. Если зритель никогда не видел фильм Сергея Соловьева «Дом под звездным небом», то по документальному фильму про Ульянова он ничего и не поймет. А ведь именно там Соловьев создал собирательный образ – на мотивы архетипа настоящего советского человека. Именно там режиссер обозначил феномен слияния творческой биографии артиста Ульянова с биографией страны.

Самым актуальным мотивом является большая беда в жизни героя телеповествования. У композитора Владимира Мигули и у Натальи Гундаревой в качестве таковой выступила болезнь. У Влада Листьева – утрата ребенка. У Фрунзика Мкртчяна – драма любви и болезнь. У Сережи Парамонова – ломка голоса и психологический срыв.

В случае с Абдуловым открыто обсуждается его давнее расставание с Ириной Алферовой. А почти негласно – подразумевается опять же серьезная болезнь, с которой артист мужественно борется.

Подобные фильмы вне зависимости от обстоятельств имеют привкус развернутой эпитафии. Потому что замечательных артистов нация всерьез боится потерять. И понимает, что рано или поздно все равно потеряет. Горечь утраты – случившейся или потенциальной – побуждает переживать эйфорию высокой экстремальности. Это возводит артиста в еще более высокий ранг. Если бы не автокатастрофа, вряд ли бы наше ТВ стало как-то особенно подавать Александра Дедюшко – на конвейере популярности он успел стать лишь рядовой звездой.

Понятно, что фабрика документальных лент нещадно эксплуатирует и утрирует тот реальный катастрофизм, который содержится в артистических судьбах. Документальные фильмы давно уже стали видом продукции «на потребу».

Но есть в их тональности элементы подлинной паники и подлинного восхищения.

Документальный жанр как бы размахивает руками: «Смотрите, что происходит с выдающимися! Судьба не щадит их. На что тогда надеяться всем остальным?»

В лице артистов телевидение приглашает сострадать и восторгаться людьми, которых нам всем есть за что благодарить.

То, что политики, депутаты, министры и прочие общественные деятели работают для народа, – это абстракция, которую у нас мало сознают и еще меньше ощущают. Наверно, не случайно.

Человек, который весомо, зримо сделал нечто ценное и полезное для всех в нашем государстве, – это популярный артист. Поэтому, наверно, в нынешней выборной кампании такое засилье актерского присутствия. Каждая мало-мальски уважающая себя партия постаралась обзавестись авторитетными лицами, то есть звездами. От живой легенды Валерия Золотухина и до новоиспеченного кумира Сергея Маховикова все вдумчиво произносят слова о главном. Вообще-то, конечно, честнее кофе рекламировать...

В документальных фильмах об артистах, если биография позволяет, выделяются две линии. Первая – путь от безызвестности к триумфу. Вторая – путь от триумфа к несчастьям, проблемам, катастрофам. Хрупкость и преходящесть счастья, везения, благополучия, земной жизни, наконец, богато иллюстрируется визуальным рядом и подчеркивается закадровым голосом. С поправками и вариациями наше документальное кино держит за образец схему мюзикла «Эвита», в киноверсии которого главную роль сыграла Мадонна. Первая часть – феерия восхождения нищей красавицы к славе и социальному успеху. Вторая часть – от зенита карьеры к непобедимой болезни, страданию и угасанию. Легкомыслие и амбициозность первого периода искупаются сполна муками финала жизни.

Задал тон документальный фильм «Александр Абдулов. Самый обаятельный и привлекательный»
Задал тон документальный фильм «Александр Абдулов. Самый обаятельный и привлекательный»

От жажды выразить свою незаурядность и заставить ее уважать – к переживанию общности судьбы всего живого. Таков творческий земной путь.

В рекламе цементирующим и универсальным мотивом служит сексуальная тема.

В документальных фильмах про жизнь замечательных людей таким роднящим и объединяющим мотивом служит смерть или ее более легкие «заменители». Низкому жанру – свое, высокому жанру – другое свое.

Благодаря акцентам на общечеловеческий драматизм незаурядный артист начинает выступать в телеповествовании как идеал everyman’а – Всякого человека.

Почему такой странный выбор на эту кандидатуру? Возможно, потому, что образ актера располагается вне категорий прагматики. Даже самый гениальный и успешный артист у нас являет образ человека отдающего, а не человека приобретающего. Актер – тот, кто красиво потребляет свою востребованность. Все остальные радости жизни – для бездарных и невезучих. Закономерно, что Абдулов в фильме о себе говорит про свой страх оказаться никому не нужным.

Право на полноценную самоотдачу, феерия востребованности – вот что восхищает, рождает уважение и зависть у нынешней аудитории, в эпоху приобретательства, жесткой конкуренции и функционального отношения к людям. Таковы нюансы взгляда обывательского и в то же время распознавшего узость психологии потребления.

Артистическая биография – модель той жизни, за которую не надо беспокоиться. Эту часть достояния у нации уже не отнять. Даже если актер продолжает жить и играть, он уже одной ногой ступил в великое прошлое страны.

С образами будущего дела обстоят куда тяжелее. Выборы уж близятся. А выбора все нет. Ролики социальной рекламы учат правильному участию в процедуре. Профессор с указочкой дает разъяснения. Простые избиратели, как абитуриенты, тихо сидят в лектории и внемлют. А их убеждают, что поставить галочку в нужной клеточке вполне по силам, если на минуточку сосредоточиться и опять же на минуточку подумать о стране и о своем будущем.

Михаил Барщевский идет в своем ролике еще дальше. Он обращает внимание на удобное совпадение. Выборы – 2 декабря. И у нужной партии – 2-й номер. Дважды два – что проще?

Народу упорно вдалбливают мысль о том, что он очень дремучий. Развинтился за время реформ. Теперь вот не соберешь. Поэтому начинать надо с малого. На этих выборах – достаточно по новой усвоить формальности. Явиться вовремя в нужное место. Попасть ручкой точно в один из квадратиков. Ну и не промахнуться мимо урны.

В то время как главное – вникнуть в суть политических предложений, иллюзий, мнимостей и правд. Главное – попытки общественной самоидентификации, которые нормальный гражданин производит перманентно, а не раз в несколько лет по настоятельной рекомендации телевидения.

Но настоящему гражданину не нужны теленапоминания.

Поэтому телевидение обращается к тем, кому оно в последние годы активно помогало перестать быть гражданами. Их ТВ так уговаривает прийти на выборы, словно речь идет о единичной акции, после которой уже не о чем беспокоиться. Доверишь себя правильным людям – и твое дело в шляпе. По типу выбора банка для хранения сбережений. Выбрал хороший банк – будешь регулярно получать хорошие проценты.

Только общественная жизнь – это такая штука, где нельзя всё-превсё взять и передоверить даже самым достойным профессионалам. Чтобы в обществе стало жить лучше, надо всем над этим работать. И тем, кого выбирают. И тем, кто выбирает. А телевидение приглашает на выборы, чтобы народ по-быстрому и грамотно «отстрелялся».

Михаил Барщевский идет в своем ролике еще дальше
Михаил Барщевский идет в своем ролике еще дальше

Эстетика самопозиционирования политиков страшновата и в то же время забавна в своей псевдонародности. Все вдруг решили представиться рядовыми и устроить хождение в обездоленные массы. Происходит парад мнимых everyman’ов, то есть самозванцев.

«Я, Серега Миронов!» – пытается не по-кабинетному хрипеть известный политик. Только что не бьет себя в грудь кулаком, да тельняшку на груди не рвет, потому что не рискнул отказаться от белой рубашки. Григорий Явлинский под зелеными флагами в рядах демонстрантов – чуть ли не в кожаной куртке, простой, как дальнобойщик в исполнении Алексея Баталова в «Деле Румянцева». И кулаком резкие жесты производит, и фразы строит просто. И никакой интеллектуальной иронии не допускает – чувствует, что «Яблоку» и народу не до шуток.

Звучат советские мелодии киножурналов, демонстрировавшихся в кинотеатрах до основного фильма и восхваляющих успехи кризисной советской экономики. Все считают своим долгом апеллировать к пенсионерам, к бедным, к тем, кто не вписался в капитализм, кто консервативен в своих приоритетах. Советское ретро красит многие партии в один и тот же цвет.

На экране мелькают неизвестные политические фигуры, похожие на чиновников советской закваски, без индивидуальности и ораторских навыков. Их могут узнавать только по тем известным артистам, которых пригласили стоять с ними рядом под общими лозунгами. Для-ради возможности идентификации партии.

Выборы пройдут. Актеры будут своим искусством ежедневно помогать простому народу выносить несовершенство страны и телевидения. Актеры останутся в телеящике живехонькие – играть и творить, в образах и без. Основная же масса политиков после 2 декабря сыграет в телеящик. Телевидение все это прекрасно понимает. Поэтому актеров оно подает с уважением и благодарностью. А политиков – терпит по должности.

..............