Пленум Верховного суда России во вторник разработал рекомендации судьям по рассмотрению уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Он предложил разграничивать сексуальные преступления и, например, заведомо ложное обещание жениться.
Криминализировать отказ жениться и использовать данный поступок как некую возможность общества привлечь к ответственности сторону, отказавшуюся от заключения брака, будет вмешательством государства в личные дела граждан
«Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания женщине вступить с ней в брак и т. п.)», – говорится в подготовленном постановлении пленума.
ВС напомнил, что, «в отличие от изнасилования и насильственных действий сексуального характера при понуждении к действиям сексуального характера (статья 133 УК России), способами воздействия на потерпевшее лицо с целью получения от него вынужденного согласия на совершение указанных действий являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего лица».
При этом «понуждение к действиям сексуального характера считается оконченным с момента выражения в любой форме соответствующего требования независимо от наличия согласия или отказа потерпевшего лица совершить такие действия либо их реального осуществления».
Адвокат Мария Ярмуш, специализирующаяся на семейных уголовных делах, подчеркивает, что обещание жениться не является преступлением. Она напомнила, что статьи за отказ жениться были в дореволюционной России. Такая же практика в то время существовала и в европейских странах. Обещание жениться сопровождалось договоренностями материального характера. «Нормы законодательства того времени могли предусматривать наказание за отказ жениться, но это было связано с защитой права собственности, а не с тем, что человека можно было обвинить в изнасиловании, что он воспользовался доверчивостью другой стороны», – напомнила она.
Адвокат считает, что общество не должно регулировать вступление в брак. «Это отношения между двумя гражданами. Это близкие отношения. Брак – это свободный добровольный союз мужчины и женщины. Если поначалу пара хочет закрепить свои отношения узами брака, а затем в силу каких-то обстоятельств один из партнеров меняет свое мнение, общество не должно вмешиваться в межличностные отношения двух граждан. Криминализировать отказ жениться и использовать данный поступок как некую возможность общества привлечь к ответственности сторону, отказавшуюся от заключения брака, будет вмешательством государства в личные дела граждан», – сказала Ярмуш газете ВЗГЛЯД.
По ее словам, если Верховный суд посчитал необходимым указать это в своих разъяснениях, «значит, у следственных органов и судов возникали проблемы при квалификации деяний, связанных с изнасилованием». «Теперь Верховный суд ставит точку, чтобы у правоприменителей больше не возникало таких вопросов», – уверена она.
В свою очередь адвокат коллегии «Князев и партнеры» Игорь Симонов добавляет, что, когда идет следствие по делам об изнасилованиях и рассматриваются заявления о совершении насильственных действий, исследуются все обстоятельства, в связи с которыми это произошло.
«Мы знаем, что в практике есть такие ситуации, когда имеет место оговор человека, с которым была добровольная связь. И для того, чтобы каким-то образом использовать эту ситуацию по различным причинам – материальным, из чувства мести – неким механизмом давления на другую сторону использовалось именно такое заявление. Если вы вступаете в правоотношения и рассматривается вопрос о совершении преступления, то здесь надо понимать, имел ли место насильственный характер. Какие-либо обещания, намерения – это все на оценку женщины, которая вступает в отношения. Нельзя считать преступным деяние в том случае, если человек предполагал жениться или у него были неподтвержденные намерения. Такие действия и высказывания нельзя считать противоправными. Это вопрос оценки и добровольности вступления в отношения», – считает Симонов.
Отметим, что подобные случаи скорее характерны за рубежом. В 2010 году в американском штате Иллинойс 32-летняя женщина подала в суд на своего 31-летнего жениха за то, что за четыре дня до свадьбы тот передумал жениться и отменил церемонию бракосочетания. Как говорилось в документах, женщина потребовала от возлюбленного компенсации денег, которые были потрачены ею и ее родителями на подготовку к свадьбе. В сопроводительном письме она указывала, что все еще согласна выйти замуж, если жених изменит свое решение.
В том же году мировую огласку получила история палестинца Саббара Кашура, которого суд Израиля приговорил к 18 месяцам тюремного заключения по обвинению в изнасиловании посредством обмана после полового сношения по взаимному согласию с израильтянкой, думавшей, что он еврей. Пара познакомилась еще в 2008 году в Иерусалиме. Кашур представился евреем-холостяком. Потом они по взаимному согласию занялись сексом. Позже она узнала, что он араб, и обратилась в полицию с жалобой на изнасилование и развратные действия. Кашур пошел на сделку с правосудием, признав свою вину, и был осужден за изнасилование посредством обмана.
По мнению Ярмуш, этот пример показывает тенденциозность израильских судов к палестинцам. «Такое отношение судей, которые пытались защитить гражданку Израиля, исключение из правил», – уверена она.
По ее словам, если взять пример Саудовской Аравии, где действуют нормы шариата, и других мусульманских стран, то там за небольшие проступки человеку может грозить смертная казнь. «В таких странах человека могут побить камнями за фривольное поведение асоциального порядка», – отметила адвокат.
В начале лета президент Египта подписал указ, согласно которому впервые в истории страны сексуальные домогательства стали классифицироваться как преступление. Любые намеки сексуального характера теперь караются тюремным заключением на срок до 6 месяцев либо штрафом от 420 до 700 долларов США в зависимости от тяжести деяния. В том случае, если преступник не прекратит домогаться противоположного пола или же если при совершении преступления имелись отягчающие обстоятельства, его ждет более суровое наказание – либо тюремное заключение сроком от двух до пяти лет, либо штраф в размере от 2800 до 7000 долларов США.
По ее словам, Россия в своем законодательстве восприняла европейские ценности права. «Всеобщая декларация прав человека и декларация о защите прав и основных свобод человека – эти документы подписали все развитые цивилизованные страны. Поэтому государство не должно вмешиваться в личные дела граждан. Хотя, если вступление в половую связь происходит с использованием служебного положения, с угрозами, тогда это попадает под действие статьи об изнасиловании», – подчеркнула адвокат.
Она добавила также, что если бы отказ жениться был криминализирован, это дало бы возможность женщине использовать данную статью в качестве мести и «обвинить бывшего возлюбленного в том, что он, не женившись, совершил уголовно наказуемое деяние».